Индивидуализация образования для детей с особыми образовательными потребностями. |
Педагогика | |||
Автор: Ионова С.П. Вагапова Л.Р. | |||
16.04.2021 18:43 | |||
Индивидуализация образования для детей с особыми образовательными потребностями.
ГККП «Ясли-сад №51» г.Костанай Тема индивидуализации и личностного развития воспитанников дошкольной организации в теории и практике образования существует не один десяток лет и, к сожалению, больше в теоретическом плане, чем в практическом исполнении. Основной недостаток в решении этой проблемы видится в чрезмерном увлечении педагогической составляющей, т.е. содержательной и методической сторонами этой деятельности. При этом практически выпадает главный элемент — управление самим процессом, в том числе создание необходимых организационных условий для его осуществления. В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2020-2025 годы и в стратегических планах по ее реализации обозначены механизмы включения детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс, определены условия обеспечения для них доступной среды. Согласно данным документам, к 2025 году в 100% государственных дошкольных организациях должны быть созданы условия для инклюзивного образования. В нашем детском саду функционирует одна группа для детей с нарушением интеллекта и две группы для детей с общим недоразвитием речи. Психолого-педагогическое сопровождение детей осуществляют педагог-дефектолог и педагоги-логопеды. Мы акцентировали свое внимание на поиске средств и способов индивидуализации образования, на организации такой среды воспитания и обучения, которая бы создавала предпосылки к максимальному раскрытию потенциала воспитанников, обеспечивала бы становление их личных достижений. Реальным управленческим механизмом в реализации принципа индивидуализации воспитательно-образовательного процесса стала индивидуальная образовательная программа, адресованная конкретному ребенку. Поскольку индивидуальная образовательная программа определяется с учетом индивидуальных особенностей ребенка (уровень его здоровья, физического и психического развития, уровень освоения программного материала, особенности характера, склонности, интересы), необходим был документ, который бы зафиксировал эти результаты. Им стал индивидуальный образовательный маршрут развития воспитанника, включающий в себя основные показатели развития ребенка в динамике. В нашем понимании главное в индивидуальных маршрутах заключается в следующем: на основе выявленного уровня развития ребенка — формулирование прогноза его дальнейшего развития с ориен-тацией на возрастную норму. 1. Индивидуальный маршрут развития воспитанника представляет собой также оптимальный способ создания единого информационного пространства ДО, выступает материальным выражением индивидуальной образовательной программы воспитанника. Цель использования индивидуального маршрута — выявление и обобще-ние в одном документе психофизических, личностных особенностей ребенка, уровня его психического развития, усвоения программного материала и проектирования на основе этого ИОП в рамках образовательного процесса. Индивидуальный маршрут развития заводится один раз при поступлении ребенка в ДО и заполняется специалистами и педагогами на протяжении всего периода посещения детского сада. В нем отражаются все этапы развивающего процесса (применительно к данному ребенку) и динамика продвижения дошкольника при его реализации. В составлении индивидуального маршрута участвуют все специалисты детского сад – дефектолог, логопед, психолог, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель. В своей работе мы опирались на методические рекомендации Управления образования «Организации психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования в дошкольной организации» и руководствовались концепцией «Единого информационно-образовательного пространства развития ребенка», частью которого и является индивидуальный образовательный маршрут. Специалистами детского сада разработаны методические рекомендации для организации педагогического процесса для детей с ООП «Адаптивная физкультура», «Музыкальное волшебство», «Музыкальные говорушки». Разработана нормативно-правовая база ДО обеспечения доступного образования для детей с ООП: положение о службе социально-психологического сопровождения, о индивидуальных образовательных программах, примерные индивидуальные образовательные маршруты. Воспитатели и специалисты применяют педагогические технологии (М. Монтессори, арт-терапию, песочную терапию, бионергопластику, нейропсихологию и др.) и ИКТ для обеспечения доступности образования. Проделана большая работа по созданию безбарьерной среды детского сада. В соответствии с программой развития ДО «Детский сад – успешный старт» были поставлены задачи:
- развитие психолого-педагогической диагностической и мониторинговой базы воспитательно-образовательного процесса. - определение новых форм взаимодействия с семьей в организации образовательного процесса. Мы учитывали, что воспитанники, которые испытывают трудности в обучении, ДО имеют право на:
Решение о потребности в изменении учебного плана и учебных в нашем детском саду принимается на основе решения ПМПК и службы психолого-педагогического сопровождения детского сада. Основанием такого решения служит ст. 47 п.3 Закона РК «Об образовании» — «обучение в рамках государственных общеобязательных стандартов образования по индивидуальным учебным планам, сокращенным образовательным программам по решению совета организации образования». Следует отметить, что обучение по сокращенной программе по решению службы психолого-педагогического сопровождения детского сада является временной мерой, применяемой только на определенный период, например на 3 месяца. В течении этого периода воспитатель и служба психолого-педагогического сопровождения оказывают необходимую помощь, конечной целью которой является перевод воспитанника на обучение по обычной программе. Если в ходе установленного срока у воспитанника сохраняются стойкие трудности, требующие дальнейшего сокращения учебной программы, то такого воспитанника мы направляем в ПМПК для получения рекомендаций по дальнейшему обучению ребенка. К сожалению, в детском саду отсутствуют специалисты, которые обязаны обеспечить психолого-педагогическое сопровождение ребенка с особыми образовательными потребностями в группе общеразвивающего типа. Наличие педагога-ассистента могло бы решить эту проблему, но воспитатели делают запрос в службу психолого-педагогического сопровождения и пользуются рекомендациями специалистов, работающих в спецгруппах. Создание единого информационно-образовательного и оздоровительного пространства ДО не возможно без взаимодействия с семьей. Сотрудничество с родителями включает несколько традиционных направлений и инновационных дистанционных форматов. В детском саду традиционно функционируют два родительских клуба «Заботливые родители» и «Будущие первоклассники», для детей не посещающих детский сад открыт консультативный пункт. Но в условиях карантинных мер стали популярными дистанционные формы. Размещение информации для родителей на сайте, на страничке в фейсбуке обеспечивает минимум временных затрат, возможность не спеша осмыслить информацию, предупреждение ситуаций неконструктивного общения. В настоящее время в ДО имеется положительный опыт организации психолого-педагогического сопровождения детей с ООП. Проведенная работа по созданию условий индивидуализации образования и создания единого информационно-образовательного пространства ДО показала, что достигнут ряд позитивных сдвигов: повысились показатели уровня развития детей по индикатору «высокий уровень» в логопедических группах в образовательных областях «Здоровье», «Коммуникация», повысилась мотивация родителей к поддержке деятельности педагогов ДО, выстроилась база психолого-педагогической диагностики. Однако нерешенными остаются ряд проблем. Они связанны с увеличением числа детей, поступающих в ДО с проблемами физического и психического развития, нуждающихся в комплексном психолого-педагогическом сопровождении и растущей потребностью родителей в высококвалифицированной помощи специалистов. Индивидуальный образовательный маршрут является наиболее эффективным инструментом индивидуализации и личностного развития ребенка с особыми образовательными потребностями.
|