Обзор комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» |
Педагогика | |||
Автор: Шевчук Александра Сергеевна | |||
11.04.2021 20:52 | |||
Обзор комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» Шевчук А.С. старший воспитатель МБДОУ №18 г.Приморско-Ахтарск Краснодарский край В 2020-2021 учебном году наше дошкольное образовательное учреждение в группах раннего возраста продолжила работу по апробации и внедрению Комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» в рамках договора с издательством «Русское слово». «Первые шаги» стали дополнительной к основной программе ДОУ, которые были использованы при составлении игровых занятий с детьми с 1,6 до 2х лет в течение всего учебного года. Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» соответствует целям, принципам и содержанию ФГОС ДО. Она составлена авторским коллективом психологов Смирновой Е. О., Галигузовой Л. Н. и Мещеряковой С. Ю. По мнению авторов программы, составлением программы для детей раннего возраста должны заниматься педагоги-психологи дошкольного образования, которые достаточно хорошо разбираются в особенностях этого периода детства. В этом и состоит, по мнению авторов, актуальность и особенность программы «Первые шаги», поскольку в ней учитываются, прежде всего, психологические особенности детей раннего возраста, их потребности и возможности, ситуативность психики и поведения ребенка.
Программа «Первые шаги» соответствует всем требованиям к структуре Образовательных программ в рамках ФГОС ДО. В методических материалах к комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги» в двух частях представлены различные игры, игры-занятия для детей, которые разделены по пяти образовательным областям развития и методические рекомендации по их организации. Также дается характеристика то или иной области развития, определяются ее главные цели и задачи для раннего возраста и психолого-педагогические рекомендации по взаимодействию педагога с детьми. В целом Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» схожа со всеми основными образовательными программами ДО, но имеет ряд положительных отличительных особенностей, на которые мы обратили внимание:
- в ней подобраны различные игры, игры-занятия именно для детей раннего возраста, разделенные по пяти образовательным областям, с учетом основных видов детской деятельности: игровой (предметной); познавательно-исследовательской (сенсорное развитие, экспериментирование); коммуникативной (общение со взрослым, а после со сверстником); изобразительной; самообслуживания; конструирования; музыкальной (восприятие литературы и фольклора); - авторы программы уделяют огромное внимание формированию игровой деятельности у детей раннего возраста, которая является условием эмоционального комфорта и эффективного развития ребенка. В одной из глав программы они подробно описывают развитие игры у детей до 3-х лет, указывая на важную роль организации предметной среды и игровых зон, на обогащение жизненного опыта через наблюдение за взрослыми и детьми, чтение и рассматривание книг и иллюстраций, постепенное введение в детскую игру предметов-заместителей; Для развития творческих способностей детей в раннем возрасте авторы Программы рекомендуют использовать нетрадиционные методы изобразительной деятельности. Это может быть «кляксография», рисование пальцами, щетками, губкой, печатками; фломастерами на бумаге разного вида и качества, ткани, дощечках и других материалах. Рисовать можно не только за столом, но и на полу, стене. С детьми можно и нужно в этом возрасте выполнять аппликации, коллажи, использовать для этого природный и бросовый материал;
- мы обратили внимание и на ежедневное планирование работы педагога. В Программе авторы предлагают свой способ планирования деятельности педагога при реализации Программы «Первые шаги»: для удобства планирования они советуют составить картотеку игр, состоящую из 6 комплектов (областей развития ребенка) описаний игр именно для детей раннего возраста в соответствии с разными направлениями развития ребенка, причем карточки каждого комплекта окрашиваются определенным цветом. Мы, используя картотеки игр, созданной авторами программы, облегчили написание ежедневного планирования.
В целом программа довольно интересная, написана простым и понятным языком. Мы считаем, что её можно предложить и обычному родителю для ознакомления и всем педагогам, работающим в группах раннего возраста, особенно молодым специалистам.
|