Технология использования интеллект-карт с детьми старшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ |
Педагогика | |||
Автор: Митрофанова Оксана Николаевна Тужилкина Зинаида Анатольевна | |||
05.04.2021 19:34 | |||
Технология использования интеллект-карт с детьми старшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ XXIV научно-практическая конференция педагогических работников образовательных учреждений города Пензы Подготовили:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 г. Пензы «Катюша» Номинация «Педагогические чтения» Пенза, 2021 Содержание:
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникает необходимость поиска новых средств, различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками таких качеств личности как: любознательность, самостоятельность, активность, инициативность, а также познавательного развития. [7]
Одной из таких технологий является метод создания интеллект-карт, который обеспечивает высокую познавательную активность детей в разных видах деятельности и способствует взаимодействию детей с взрослыми и сверстниками. Этот метод был предложен и разработан в 60 – 70-е года XX века английским психологом Тони Бьюзеном, автором методики запоминания, творчества и организации мышления «карты ума» (памяти), лектора и консультанта по вопросам интеллекта. Он автор и соавтор книги «The Mind Map Book» (2000), ( «Супермышление», 2003). Мыслительная карта (от англ. сл. Mind Map) — на русский язык это название можно перевести как умственные или мозговые карты. Встречаются также названия: карты ума, ментальные, интеллект — карты. По мнению Т. Бьюзена, «в мыслях человека превалируют образы и их ассоциации. Слова же, которые мы используем, служат лишь транспортными средствами, «доставляющими» образы из вашего мозга в головы других людей. В центре внимания мозга всегда остается образ». [2, с. 11] Первоначально этот метод использовался узкими специалистами, которые занимались вопросами развития памяти и мышления, затем метод стал распространяться и в другие области. Известно, что у человека 2 полушария головного мозга. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, анализ, последовательность работы головного мозга. Правое полушарие – за восприятие цвета, ритма, воображения, образа, размера (рисунок 1). Рисунок 1. Полушария головного мозга человека. Тони Бьюзен создал метод, объединяющий характеристики восприятия и переработки информации, свойственные двум полушариям головного мозга. Интеллект — карта — это технология изображения информации в графическом виде, наглядный способ представления информации, который отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями и их частями. Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Карты помогают ребёнку зрительно представить абстрактные понятия, слово, предложение, текст. Интеллект-карта — это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые особенности детей, активизируется мышление. К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». В мир дошкольных технологий интеллект-карты пришли благодаря кандидату педагогических наук Валентине Михайловне Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей. В своей статье «Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников» она писала, что «примерно до десяти лет у детей доминирует преимущественно правое полушарие и первая сигнальная система, поэтому подавляющее большинство младших школьников относятся не к мыслительному, а к художественному типу. Следовательно, дошкольник в большей степени способен к восприятию правополушарной информации, но тем не менее акцент в образовании долгое время делался на левое полушарие. При построении интеллект — карт идеи становятся более чёткими и понятными, хорошо усваиваются связи между ними, метод позволяет охватить материал «единым взором», воспринять как единое целое. Карты легко поддаются расширению и модернизации, реализуя принцип движения от общего к деталям. Кроме того, их можно легко и быстро повторять, что способствует прочному закреплению материала в памяти.» [1, с. 2] На наш взгляд, это один из эффективных и актуальных методов в современном дошкольном образовании. Интеллект – карты способствуют облегчению, систематизации и усвоению детьми знаний, а также развитию речевых способностей. Результативность применения метода интеллект-карт достигается:
В.М. Акименко указывает, что последовательность лексико-грамматических занятий должна быть выстроена в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свёртыванием» плана высказывания (по теории поэтапного формирования умственных действий, разработанной психологом П.Я. Гальпериным). В результате В.М. Акименко предлагает такой порядок работы с применением интеллектуальных карт:
рисунков и порядка действий с ними, наблюдаемыми детьми на карте. В составлении интеллектуальной карты могут участвовать:
теме или в ходе проектной деятельности);
будущее — умение в процессе учебы в школе находить эффективные способы для усваивания учебного материала). [4, с.9] Во всех случаях ребёнок является активным участником процесса осмысления и создания интеллект-карт. Работа по карте способствует развитию у ребенка коммуникативных качеств, умения слушать педагога и сверстников, формирует желание быть активным, проявлять инициативу, воспитывает лидерские качества и вместе с тем уважение к другим. В условиях реализации ФГОС ДО метод интеллектуальных карт позволяет наиболее полно осуществлять интеграцию образовательных областей и решать образовательные задачи. В связи с этим мы разработали проект «Интеллект – карты», участниками которого выступили воспитанники подготовительной к школе группы № 6 МБДОУ детского сада №19 г. Пензы «Катюша». Выдвинули цель проекта: развитие познавательного интереса и когнитивных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством введения в образовательный процесс метода интеллект — карт. Обозначили задачи:
Сроки реализации проекта: с 1 сентября 2020 года по 5 февраля 2021 года. Вид проекта: практико — ориентированный, групповой. Этапы проекта:
Руководствуясь актуальными для нас вопросами, мы предположили, что использование метода интеллект – карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста позволит:
На I подготовительном этапе мы:
II этап-практический: в процессе реализации проекта «Интеллект-карты» применяли следующие формы и методы работы: просмотр презентации «Интеллект-карты», дидактические игры на развитие внимания, воображения, памяти: «Лишние движения», «Повтори», «Зеркало» и др., мастер-класс для родителей «Создание интеллектуальных карт с ребенком». Использовали следующие материально-технические ресурсы: интеллекткарты, созданные своими руками, компьютерная техника, проектор мультимедийный, магнитная доска, иллюстрации по лексическим темам, бумага, оборудование для рисования (карандаши, мелки, фломастеры), ножницы, клейкарандаш, раздаточный материал. В начале реализации проекта проконсультировали родителей по теме «Использование метода интеллект — карт в детском саду». В связи со сложной эпидемиологической обстановкой консультация была предоставлена в виде буклета. (Приложение 1) Разрабатывали и создавали интеллект-карты самостоятельно. Эти карты применялись на занятиях по ФЭМП, познавательному развитию, социальнокоммуникативному развитию и использовались как наглядно-методические пособия для самостоятельной деятельности детей. Разработка, создание и применение интеллект-карты «Четыре желания» на занятии по речевому развитию «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания»». (Приложение 2) Данная карта была показана после прочтения рассказа, являлась наглядной опорой при пересказывании текста. Детям легче было вспомнить сюжет и пересказать его. Разработка и создание интеллект-карты по познавательному развитию «Времена года». Данная карта применяется как наглядно-дидактическое пособие для самостоятельной деятельности детей и является частью уголка природы. (Приложение 3) Разработка, создание и применение интеллект-карты «Фрукты, овощи» на занятиях по познавательному развитию по данным темам. (Приложение 4) Благодаря данной карте, дети обобщили и закрепили свои знания об овощах и фруктах. Карта применялась в течение всей тематической недели как наглядно дидактическое пособие. Изначально нами планировалось проведение мастер – класса для родителей по созданию интеллект-карт с ребёнком. Но его проведение в данных условиях оказалось невозможным, поэтому была создана презентация «Создание интеллектуальных карт с ребенком». Данная презентация была представлена вниманию родителей в групповом чате. (Приложение 5) Разработка, создание и применение интеллект-карты на занятии по социально-коммуникативному развитию «Хлеб – всему голова». (Приложение 6) Карта являлась наглядным дидактическим пособием, с помощью нее удалось закрепить знания детей об этапах создания хлеба, профессиях, связанных с хлебом, состав хлебобулочных изделий. Данная карта использовалась и на итоговом мероприятии «Сами булочки печём». Разработка, создание и применение на занятиях интеллект-карты по ФЭМП «Величина». (Приложение 7) Представления о величине предметов являются важной составляющей частью математических представлений у детей дошкольного возраста. Данная карта позволила наглядно представить детям основные понятия величины, соответствующие данному возрасту: длину, ширину, толщину, высоту, объем, массу, а также способы измерения этих величин. В рамках подготовки к смотру патриотических уголков в ДОУ нами была создана интеллект-карта «Россия». Карта даёт общее представление о нашей стране: символика, народы, природные зоны, достопримечательности, животный и растительный мир. Используется как наглядно-дидактическое пособие по патриотическому воспитанию и является важным элементом в групповом патриотическом уголке. (Приложение 8) В рамках мероприятия «Покормите птиц зимой, чтоб чирикали зимой!» была разработана и создана интеллект-карта «Зимующие птицы». (Приложение 9) С помощью данной карты дети закрепили понятие «зимующие птицы», обсудили способы помощи птицам, описали виды возможных кормушек и повторили правила кормления птиц зимой. Все знания и умения дети потом применили на практике. В рамках тематической недели на занятии по познавательному развитию была создана интеллект – карта «Зимушка – зима». (Приложение 10) Дети 8 совместно с воспитателем составляли карту по данной теме, опираясь на заготовленную основу. Закрепили следующие сведения о зиме: месяцы, праздники, изменения в природе, труд людей, зимние забавы и зимние виды спорта. В ходе работы у детей проявился интерес к созданию карты, информация закрепилась лучше благодаря наглядности. У многих возникло желание рассказать о зиме по карте. На данном этапе проекта стало понятно, что дети привыкли к работе с интеллект-картами. Поэтому решили поручить в качестве домашнего задания изготовить интеллект-карты на различные темы. Темы предложили детям на выбор. Вот некоторые из них: «Посуда», «Моря и океаны», «Животные», «Космос». Также помогли родителям в подборке иллюстративного материала и выборе основных понятий по темам. (Приложение 11) Семья Корнеевых в качестве творческого домашнего задания выбрала тему «Посуда» и изготовила по ней интеллект-карту. Семья Ерышовых оформила интеллект-карту «Моря и океаны». Данная карта использовалась нами как наглядно-дидактическое пособие по познавательному развитию на протяжении всей тематической недели. Семья Литвиновых составила интеллект-карту «Животные». Данная карта пригодится нам на занятиях по познавательному развитию во время тематических недель и будет использоваться как наглядно-дидактическое пособие в уголке природы. Семья Поляковых изготовила интеллект-карту по теме «Космос». Изготовление дома совместных с детьми интеллект-карт помогло нам привлечь родителей к образовательному процессу и сформировать у детей умение в процессе обучения находить эффективные способы для усвоения материала. Данный метод мы планируем применять до конца учебного года. В рамках данного проекта реализовывался также краткосрочный проект (с 15 декабря 2020 года февраля по 31 января 2021 года) «Самопрезентация как способ обеспечения позитивной социализации детей-дошкольников». Целью данного краткосрочного проекта было развитие способностей детей представлять окружающим личностно значимые достижения, привлекая к ним общественный интерес. Обратившись к возрастной периодизации Л.С. Выготского, мы определили, что в 5 – 6 лет (старший дошкольный возраст) – у ребенка происходит развитие креативности и творческого мышления, необходимых для формирования навыков эффективной самопрезентации. [3] Мы проводили 1 раз в неделю так называемые «Часы портфолио», на которых дети презентовали себя с помощью интеллект-карт. На каждого ребенка завели папку-портфолио, в которой собирались все его достижения (грамоты) и интеллект-карты, созданные детьми самостоятельно: «Любимые увлечения», «Моя семья», «Мои лучшие качества» и «Чему хочу научиться в ближайшее время». (Приложение 12) Подводя итог краткосрочному проекту, можно сказать, что созданные детьми интеллект-карты помогли им представить себя и привлечь внимание к себе других детей, актуализируя их интерес к своим индивидуальным особенностям и достижениям. Дети не просто создавали карты на заданные темы, но затем рассказывали о себе по этим картам. Таким образом, карты помогали развивать речь ребёнка и его умения выявлять свои способности, проявлять их на публике и представлять окружающим результаты собственной деятельности. На наш взгляд, это является важной составляющей его успешной социализации. Используя в работе метод интеллект-карт, старались реализовывать «золотое правило» дошкольной педагогики: «Мы должны так обучать детей, чтобы, они об этом даже не догадывались». На обобщающем этапе мы:
В заключение можно сделать вывод: в результате систематического использования технологии создания интеллектуальных карт нами была отмечена возросшая детская активность, инициативность, самостоятельность в проявлении любознательности и познавательного поиска. Дети приобрели определенные умения по созданию интеллект-карт, зачатки планирования, которые они проявляют в самостоятельной и совместной деятельности, в повседневной жизни. Интеллектуальная карта стимулировала детей к общению, совершенствовались социально-коммуникативные и речевые навыки. Дети стали четче формулировать мысли, не отвлекаются от обсуждаемой темы, легче воспринимают и усваивают инструкцию взрослого, пытаются сами инициировать взаимодействие по делу и следовать по намеченному плану. У детей формируются аналитические предпосылки, они не только воспринимают информацию, но и устанавливают причинно-следственные связи. Вместе с тем оптимизировалась общая психологическая атмосфера в группе, хотя и не ставилось такой задачи. Дети стали дружнее, уменьшилось число конфликтных ситуаций, они научились договариваться. Сложилась общая стойкая положительная динамика сотрудничества. Применение интеллект-карт в процессе обучения способствовало познавательному и речевому развитию ребёнка. В условиях реализации ФГОС ДО использование интеллект-карт позволило нам осуществлять интеграцию образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Методика является очень эффективной, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей, словаря, грамматического строя и планирующей функции речи. В результате применения интеллектуальных карт ребёнок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Тем и ценен этот метод, что является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой. Идея проекта донесена до педагогического коллектива ДОУ в рамках педсовета. Многие педагоги заинтересовались данной технологией. В перспективе мы продолжаем работу в данном направлении, считая метод интеллект — карт очень эффективным средством в дошкольной педагогике. Данный проект может использоваться воспитателями и специалистами по работе с лексическими темами. Картотека по данному материалу находится в доступности у педагогов МБДОУ №19 г. Пензы «Катюша» для использования в образовательном процессе. Дидактические пособия могут быть рекомендованы родителям как дополнительный материал на дистанционном обучении. В дальнейшем планируется дополнять и обогащать материалом данный проект, участвовать во Всероссийских конкурсах на онлайн платформах. Также планируется принять участие в НПК, круглом столе, подать материал в электронный журнал «Дошкольник. ру» и в другие электронные издания. Список используемой литературы:
техник» // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. –2016. – № 45. 5. Колчина Н.И. Использование ментальных карт в образовательном процессе в детском саду // Дошкольная педагогика. – 2016. — №10. 6. Луговская Е.П. Использование современной образовательной технологии «Интеллектуальная карта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста // Сборник конспектов образовательной деятельности. — Анапа, 2019. 7. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г
|