Использование идей Н. К. Крупской в работе образовательного учреждения и семьи. |
Педагогика | |||
Автор: Прохорова Анастасия Евгеньевна, Арсланова Альбина Салаватовна | |||
12.03.2021 14:42 | |||
Использование идей Н. К. Крупской в работе образовательного учреждения и семьи.
МАДОУ «Детский сад № 70» г. Стерлитамак Аннотация. Актуальность. Семья – первичная ячейка общества, именно она оказывает глубокое воздействие на формирование подрастающего поколения. Н. К. Крупская призывала педагогов и родителей учиться совместно, растить новых людей для нового общества. Цель. Повысить внимание к изучению семьи как воспитательного института со стороны педагогики. Ключевые слова: дети, семья, сотрудничество, педагогический процесс, методы и формы работы.
«Любая женщина, понимающая проблемы, которые возникают при управлении домом, может понять проблемы, которые возникают при управлении страной». М. Тетчер Надежда Константиновна Крупская (1869—1939), супруга и соратник В. И. Ленина, крупный государственный и партийный деятель, была выдающимся теоретиком педагогики и организатором культурного строительства в СССР. Н.К. Крупская — организатор дошкольного воспитания. В июне 1917 г. Надежда Константиновна была избрана в состав Думы Выборгского района Петрограда; в этом районе был создан первый Совет народного образования, куда вошли представители фабрик, заводов, профсоюзов и других общественных организаций. 1921 г. руководит научно-педагогической секцией Государственного Ученого Совета (ГУСа). В 1929 г. Надежда Константиновна начала работать заместителем народного комиссара по просвещению. На протяжении своей жизни дошкольное воспитание находилось в ее личном ведении. В нашей стране первая из женщин — доктор педагогических наук, так же имела степень — почетный академик. Входила в состав ЦК Всесоюзной Коммунистической партии депутатом и членом Президиума Верховного Совета СССР. Н.К. Крупская считала, что новые взаимоотношения между родителями имеют огромное влияние на детей. Призывая укреплять семью на основе гармоничного сочетания личных и общественных интересов, Н.К. Крупская подчеркивала огромную воспитательную роль семьи и возражала против разрушении семьи при социализме. Учреждения призваны помогать семье, налаживать быт и правильное воспитание детей. По ее мнению, семья должна заботиться о воспитании у детей таких моральных качеств, как справедливость, правдивость, искренность, умение стоять за правду, чувство товарищества, гуманизм, любовь к Родине, а также о выработке привычек культурного поведения. Н.К. Крупская намечала следующие пути осуществления педагогической пропаганды: издание книг и брошюр для родителей; организация «родительских университетов», подобных уже созданным тогда в Москве на фабрике «Трехгорная мануфактура» и на Украине; проведение занятий по педагогике при школах взрослых; издание для родителей популярного журнала; организация совместных с родителями обсуждений педагогических вопросов — собрание. По мнению Н. К. Крупской эффективная педагогическая работа является — форма индивидуальной беседы и советов. Н. К. Крупская в своих «Педагогических сочинениях» писала: «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, привлечение их к работе детского сада». Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н. К. Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет …на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. В последние годы усилилось внимание к изучению семьи как воспитательного института со стороны педагогики, психологии, социологии и других наук. Однако возможности учёных в исследовании ограничены в связи с тем, что семья представляет собой достаточно закрытую ячейку общества, неохотно посвящающую посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений, ценностей, которые она исповедует. Среди методов изучения семьи достаточно распространёнными стали методы и формы работы с родителями, которые используются в современном образовании:
Следует помнить, что в неофициальной обстановке и воспитанники и их законные представители раскрываются, поэтому рекомендуется приглашать семью воспитанников:
Так же существуют досуговые формы работы с семьей, например: Праздники, утренники- «Встреча Нового года», мероприятия «Рождественские забавы», «Масленица», концерты- «Праздник мам», «Лучший папа», соревнования- «Папа, мама, я — дружная семья» и развлечения, которые помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах, так же могут выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории и т.д. Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Например, выставки «Осень- чаровница», «Чудеса для детей из ненужных вещей», вернисажи «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», благотворительные акции «Подари книгу другу», так же применяется одна из форм как стенгазеты, ежемесячный выпуск газет о жизни группы. Оказывать практическую помощь семье можно через:
Главное содержание родительского уголка должно быть кратким, ясным и понятным, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию. Таким образом, Н. К. Крупская внесла огромный вклад во взаимодействии семьи в педагогический процесс, так как общественное воспитание не должно захватывать полностью и отменять семейного, также оно не должно противоречить ему: каждое из них решает свои существенно важные задачи. Семья всегда будет на первом месте в воспитании и формировании подрастающего поколения. Следовательно, для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Н. К. Крупская сыграла большую роль в разработке марксистской теории дошкольного воспитания и в организации дошкольного дела в нашей стране. Вопросам дошкольного воспитания она посвятила много статей, была активной участницей всех съездов и совещании но дошкольному воспитанию, принимала самое непосредственное участие в разработке директивных документов: Устава, детского сада, программы детского сада, кого рая по ее инициативе была озаглавлена «Руководство для воспитателя детского сада». Опираясь на идеи Надежды Константиновны Крупской методы и формы работы с родителями, родители (Законные представители) стали активными участниками встреч и помощниками воспитателей и администрации ДОУ, так как тем самым создается атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей стала более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно -образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей. Список использованной литературы.
|