Формы введения культурных практик в жизнь детей младшего дошкольного возраста |
Педагогика | |||
Автор: Ушакова Елизавета Сергеевна | |||
18.02.2021 14:19 | |||
Формы введения культурных практик в жизнь детей младшего дошкольного возраста Культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Выделяют формы культурных практик детей младшего дошкольного возраста в соответствии с основными видами деятельности:
Примеры: «Откуда пришла к нам дымковская игрушка», «Как нужно обращаться с глиняной игрушкой», «Если мама устала», «Я люблю бывать
с мамой и папой…», «Русские народные игрушки», «Веселая ярмарка», «Почему нужно умываться по утрам», «Как мы провели выходной день». 3. Творческие мастерские. Цель: создание условий для использования и применения знаний и умений детьми на практике, развитие творческих способностей и т.д. Обязательное условие – результат. Например: «Укрась платьице кукле», «Украсим полоску флажками», «Укрась салфеточку», «Большой дом», изготовление коллажа «Осень золотая», оформление коллекций «Коллекция ткани», «Коллекция фантиков от конфет», мини музей «Киндер сюрприз», «Коллекция пуговиц» и др. 4. Музыкально-театральные и литературные гостиные. Цель: создание условий для творческой деятельности детей и свободного общения воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале. 5. Сенсорные и интеллектуальные тренинги — это система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Цель: развитие логического мышления, памяти, внимания, восприятия. 6. Экспериментирование. Цель: создание условий для опытнической деятельности детей. Например, опыты с водой: «Как вытолкнуть воду», «Чем пахнет вода», «Есть ли у воды вкус и запах». 7. Детский досуг, например: развлечение «Развеселая матрешка», развлечение «День матери» и др. 8. Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность Формы проведения, это трудовая деятельность ребенка в быту и в природе. Например: уборка игрушек; дети помогают накрывать на стол; готовить материал к занятиям; с помощью взрослого поливать цветы; уборка на веранде, уборка мусора на участке; сбор шишек и листьев; сгребание песка в песочнице, уборка снега и т.д. Как один из эффективных методов реализации культурных практик является реализация их в режимных моментах и при свободной самостоятельной деятельности детей. Это можно делать через различные творческие задания, направление на развитие познавательных процессов, происходит познание разных объектов детьми, различных ситуаций, явлений, с которыми дети сталкиваются и за пределами детского сада. Искусство педагога заключается в такой организации образовательного процесса, когда ребенок сам хочет чему-либо научиться, что-то узнать или сделать. И в этом педагогу помогает технология «Ситуация». Суть данной технологии заключается в организации развивающих ситуаций с детьми, на основе использования общекультурных знаний о законах эффективной деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников. Отсюда и название технологии – «Ситуация», так как в ее основе лежат различные ситуации, с которыми сталкиваются дети в течение дня. Технология «Ситуация», дает педагогу возможность управлять возникшей ситуацией таким образом, чтобы помочь ребенку сделать самостоятельный шаг в познании мира; приобрести опыт выполнения универсальных действий по фиксации затруднений, выявлению их причины, постановке цели, планированию своих действий, соотнесению поставленной цели с полученным результатом и др. Культурная практика, с одной стороны сложное понятие, а с другой культурной практикой является не просто совместная развивающая игра воспитателя с ребенком, а запанированные, проходящие по четкому алгоритму с поставленными целями и задачами занятия.
|