«Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС дошкольного образования» |
Педагогика | |||
Автор: Шапкина Анастасия Андреевна | |||
18.02.2021 06:59 | |||
«Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС дошкольного образования» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5 «Золотой ключик» муниципального образования городской округ Люберцы «Московской области» Подготовила: Шапкина А.А. г. о. Люберцы, 2021 г Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. 1. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29. 12. 2012 г «Об образовании в Российской Федерации» ст. 44 гласит «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка»2. Приказ МИНОБРНАУКИ № 1155 от 17. 10. 2013 г «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» общее положение п. 1.4 Основные принципы дошкольного образования:1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего, дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования);3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;4)поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) Сотрудничество Организации с семьей;6)приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства;7) Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностями развития);9) учет этнокультурной ситуации развития детей. Раздел III «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования»п. 3.1:6) создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.п. 3.2. 1:8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. п. 3.2. 8 «Организация должна создавать возможность»:1) для предоставлении информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а так же широкой общественности;3) для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы. Что сегодня должны учитывать педагоги дошкольного образования в данном направлении работы ( «Взаимодействие детского сада с семьей») в рамках реализации ФГОС ДО?1) включение родителей в целенаправленное образование своих детей наравне с детским садом, 2) изменение ценностного отношения сотрудников детского сада к семье.Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Цели и задачи семьи и детского сада совпадают. Обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.В связи с этим возникает необходимость по иному взглянуть на проблему взаимодействия ДОУ с родителями с целью создания партнерских отношений «семья- детский сад» в совместном воспитании дошкольников.Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. В соответствии с ФГОС ДОУ обязано:• информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;• обеспечить открытость дошкольного образования;• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы. Задача детского сада• «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка.• при взаимодействии работы двух структур необходимо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.• создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса.Цель и задачи педагогов:• обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей (ФГОС).• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.• создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки между ДОУ и семьей.• оказать помощь родителям в воспитании детей и активизировать их воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Цели и задачи семьи и детского сада совпадают:обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе. Основные принципы партнёрства ДОУ и семьи:1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями (создание партнерских, доверительных отношений между родителями и воспитателем)2. Индивидуальный подход (в ежедневном контакте воспитателя, когда родители приводят и забирают детей).3.Динамичность (быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы).4.Открытость (посещение родителями группы для того, чтобы они могли видеть, как и чем занимается их ребенок).5. Сотрудничество, а не наставничество. (Сотрудничество — это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать). Четыре основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО:1. Познавательное направление.2. Информационно-аналитическое направление.3. Наглядно-информационное направление.4. Досуговое направление. Познавательное направление- направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.Это направление включает: — общие, групповые собрания; — консультации и индивидуальные беседы; — выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями. — участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов. — совместные экскурсии, пешие прогулки, походы; — открытые занятия; — мастер-классы; — семинары. Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной;• сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия;• совместное создание предметно-развивающей среды;• утренние приветствия;• семейные проекты. Информационно-аналитическое направление -направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.По данному направлению можно проводить: — анкетирование; — тестирование; — личные беседы. Важные моменты: — все материалы для ознакомления должны быть эстетически оформлены; — содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет; — оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы); — содержание предполагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей. Досуговое направление — призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет. По данному направлению можно организовать: — праздники; — развлечения; — празднование дней рождений; — выставки; — акции;-конкурсы к традиционным праздникам;-дни добрых дел; — мастер-классы; — родительские клубы; — консультации, семинары; — привлечение родителей к проектной деятельности; — zoom-конференции; — дни открытых дверей; — родительская почта; — мероприятия, организованные по инициативе родителей. — «Гость групп» и др. Вывод:Перспективы работы в поиске нового содержания работы с родителями, поскольку формы организации взаимодействия с семьей, как показывают результаты в МДОУ разнообразны, современны и безграничны. Спасибо за внимание!
|