РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Педагогика | |||
Автор: Пиксайкина Ирина Владимировна | |||
18.02.2021 06:47 | |||
РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Пиксайкина Ирина Владимировна, педагог-психолог муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №76 комбинированного вида» городского округа Саранск Республики Мордовия В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены целевые ориентиры. Формирование эмоционального интеллекта является важной задачей работы с детьми в связи с достижением таких целевых ориентиров: обладает положительной установкой отношения к миру, к самому себе, обладает чувством собственного достоинства, способен учитывать интересы других, адекватно проявлять свои чувства [3, с. 26].
Так что же такое эмоциональный интеллект? В 1995г. научный журналист Дэниель Гоулман опубликовал книгу «EmotionalIntelligence» ( «Эмоциональный интеллект»). Он определил эмоциональный интеллект как «способ, метод, форму обращения человека с самими собой и с окружающими» [2, с. 15]. Дэниель Гоулман предполагает, что эмоциональный интеллект состоит из 5 компонентов: 1) самопознание – способность идентифицировать свои эмоции, свою мотивацию при принятии решений, узнавать свои слабые и сильные стороны, определять свои цели и жизненные ценности; 2) саморегуляция – способность контролировать свои эмоции, сдерживать импульсы; 3) мотивация – способность стремиться к достижению цели ради факта её достижения; 4) эмпатия – способность учитывать чувства других людей при принятии решений, а также способность сопереживать другим людям; 5) социальные навыки – способность выстраивать отношения с людьми [2, с. 24]. М. И. Лисина, изучая генезис общения у детей, отмечала, что каждому ребенку необходимо хорошее отношение сверстника. Но понять, что сверстнику нужно то же самое, он не может. «Дошкольник относительно слабо интересуется своим товарищем как таковым: он плохо отражает его портретные черты, редко обращает внимание на его душевное состояние. Зато он чутко воспринимает все тонкие полюсы отношений ровесников к самому себе. Ребенок относится к сверстнику как к «невидимому зеркалу» – он ищет в нем лишь собственное отражение. Испытывая потребность в признании и восхищении других, дети сами не умеют и не хотят выразить одобрение другому, своему сверстнику» [3, с. 18]. Эмоциональный интеллект детей – это, в первую очередь, умение осознавать свои эмоции, а также умение анализировать эмоции других людей и контролировать свои собственные. Эти умения играют большую роль в современном мире, потому что для успешной жизни ребенку необходимо взаимодействовать с другими людьми. Основная причина, по которой детей не принимают в свою компанию другие дети, заключается в эмоциональных сигналах, которые они посылают. Среди детей был проведен эксперимент, в ходе которого им предложили продемонстрировать злость и гнев с помощью мимики. Наблюдатели обратили внимание на то, что непопулярные дети гораздо хуже справляются с этим заданием, чем те, у которых много друзей. Если ребенок не научится осознавать и понимать свои эмоции и эмоции окружающих его людей, контролировать свое поведение, то это может сказаться не лучшим образом на всей его жизни. Эмоциональный интеллект играет важнейшую роль в жизни и карьере уже взрослого человека, однако начинать формировать, воспитывать его необходимо с раннего детства. Для эффективности процесса эмоционального воспитания необходимо установить абсолютно доверительные взаимоотношения с ребенком и находиться с ним рядом практически все время. По-этому именно семья в раннем детстве играет определяющую роль в формировании эмоционального интеллекта ребенка. Как показывают наблюдения психологов, дети, с которыми родители занимаются эмоциональным воспитанием, имеют больший интерес к учебе, более успешны в овладении знаниями, реже болеют и больше развиты физически. Кроме того, эти дети обычно пользуются большей популярностью у сверстников и среди них практически не встречаются «трудные дети». Эмоциональные родители (бабушки, дедушки) дают ребенку необходимую обратную связь, они служат своеобразным «зеркалом» значения различных эмоций. Благодаря контакту с родителями, малыш учится различать разные эмоциональные выражения, понимать их смысл (например, что означает, когда мама грустит или злится). Этот опыт позже применяется в общении с другими людьми. Если значимые члены семьи игнорируют ребенка, реагируют на него отрицательно или с раздражением, то это создает другой критерий оценки ребенком эмоций других людей. Дети с таким опытом, как правило, склонны интерпретировать эмоциональную реакцию другого человека как угрозу, выражение безразличия или другого негативного отношения, хотя это может быть вовсе не так. Их развитое недоверие, склонность придавать свои чувства другим людям проявляются не только чрезмерных страхом, но и меньшим вниманием к другим. Причина заключается в том, что каждый человек ищет в других людях эмоции, которые испытывает сам. Дети, которые не умеют проявлять эмоции, испытывают сложности с распознаванием эмоций других детей и часто страдают от одиночества. Родители, которые хотят воспитать эмоционально интеллектуального ребенка, должны показать малышу искреннюю заинтересованность и полное принятие его эмоций, какими бы они ни были. Взрослым людям детские эмоции часто кажутся неважными и беспричинными. В этом случае родителю очень важно поставить себя на место малыша, посмотреть на мир его глазами: ребенок живет этими эмоциями здесь и сейчас, у него нет нашего, взрослого опыта в решении проблем. Исходя из этого, любая эмоция ребенка обоснована и имеет право на существование. Однако, принятия эмоций ребенка взрослыми, их уважения недостаточно для формирования эмоционального интеллекта. Важно научить ребенка идентифицировать свои эмоции. Очень часто детям просто не хватает правильных слов в лексиконе, чтобы точно выразить то, что он чувствует. Если ребенок будет знать, как называется та или иная эмоция и что при этом человек должен чувствовать, то он будет точно разбираться и в своем эмоциональном состоянии, и в чужом. Взрослые должны научить ребенка распознавать чужие эмоции по мимике, жестам, манере говорить и т.д. Умение вовремя распознать эмоции другого человека и учитывать их в общении позволит ребенку успешно общаться и в детском саду, и в классном коллективе, и в дальнейшем по жизни. Таким образом, семья – основной и определяющий фактор формирования эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста. Чем больше члены семьи уделяют внимания эмоциональному воспитанию ребенка, тем более крепкие и доверительные отношения выстраиваются между членами семьи. А это, в свою очередь, закладывает основу для благополучного преодоления кризисных периодов взросления ребенка. Список использованных источников
|