Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ДЕТСКАЯ ИГРА СЕГОДНЯ.
Педагогика
Автор: Елфимова Наталья Владимировна,Печкарёва Анастасия Леонидовна   
15.12.2020 20:01

РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ДЕТСКАЯ ИГРА СЕГОДНЯ.РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ДЕТСКАЯ ИГРА СЕГОДНЯ.

  • Елфимова Наталья Владимировна,
  • Печкарёва Анастасия Леонидовна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 30 "Акварелька", Россия, Вологодская область, г Череповец

В современном мире система дошкольного образования стала настолько разносторонней, что мы начинаем забывать о роли детства в жизни ребенка. Многие родители вместо игрушек покупают своим детям новые гаджеты и различные компьютерные игры, наивно полагая, что такой вид деятельности будет развивать их ребенка лучше, нежели общение со сверстниками. Следовательно, ребенок, ведущий такой образ жизни, совершенно не адаптирован к жизни в обществе и не обладает элементарными способами общения. В настоящее время тема игровой деятельности дошкольников серьезно затрагивается Министерством Образования, исключая тем самым развитие маргинализма в жизни детей. (Маргинал- человек вышедший из одной социальной группы, но не адаптировавшийся в другой. Пример: Ребенок вышедший из сада не адаптировавшийся в школе и т.д.)

 

Несомненно, период дошкольного образования- важная ступень в развитии ребенка. Именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности, и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Если проигнорировать особенности развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагополучно сказаться на его дальнейшей жизни.

Депривация игры пагубно отражается на развитии личности. Разрушительна для нормального развития ребенка. Игра все дальше уходит от жизни детей, дети все меньше играют, они не умеют играть, уровень игры снижается. Настоящая детская развития игра сегодня редкость.

В настоящее время в современном дошкольном образовании существуют проблемы. Обратим внимание на общение ребенка. Полноценное общение невозможно без коммуникативных умений, которые необходимо развивать с самого детства. (Коммуникация-процесс взаимного обмена информацией между партнерами) К общению необходимо отнести умение слышать и слушать, умение входить в контакт со сверстниками и взрослыми, умение выражать свои мысли, понимать речь. Одним из средств развития коммуникативных умений и навыков является сюжетно-ролевая игра, которая часто остается без должного внимания со стороны воспитателей. И часто бывает, что воспитатель проводит сюжетно-ролевую игру только по просьбе детей.

Что же такое игра? Игра представляет собой важнейший вид деятельности, в процессе которого наиболее эффективно осуществляется физическое, умственное, речевое, нравственное развитие дошкольников. В условиях спонтанного развития, игровая деятельность детей не достигает необходимого уровня и вплоть до конца дошкольного возраста представляет собой отдельные игровые действия, носящие стереотипный характер. Для того, чтобы превратить игру дошкольников в ведущую деятельность, которая могла бы оказать всестороннее развивающее действие на психическое развитие детей, необходимо осуществлять с ними систематическую педагогическую работу.

В широком смысле игра-это самостоятельная, эмоционально насыщенная деятельность ребенка в которой есть обязательный момент импровизации, спонтанности и опробования, себя и предмета своей игры. Самостоятельная- значит мотивированная изнутри, она не должна быть навязанная, выполняться под диктовку или под руководством взрослого, то есть по желанию ребенка. Игра должна приносить радость, удовлетворение, это связанные вещи, если ребенок играет, значит это для него неотъемлемая часть жизнедеятельности. Игра не может быть нормированной! Занятие, если оно проходит с элементами игры, это не игра, так как она является обучающим фактором, не импровизацией, ее инициатором является воспитатель.

В своей практике мы используем огромное количество разных терминов связанных с игрой: игровые приемы, технологии, игровые занятия, игровые способы, но никакого отношения к игровой деятельности они не имеют. Игра в этом случае используется как средство, вспомогательный прием, который мотивирует ребенка. На любом методическом совещании, в специальной литературе нам говорят о том, что ребенок должен играть. Его дело-это игра. Об этом постоянно твердят педагоги, психологи, правозащитники.

Право на игру у нас записано в декларации о правах ребенка.

Самое распространенное мнение среди взрослых, что игра-это отдых, радость, релаксация. Но это не так, игра для ребенка очень серьезная работа. Хочется привести в пример цитату основоположника дошкольной педагогики Ф. Фрейбеля. "Дитя, которое играет самостоятельно, спокойно, настойчиво, до физического утомления, непременно сделается достойным гражданином и самоотверженно будет заботиться и о себе и о своих близких".

Мир ребенка вспоминается нам, взрослым, причудливым и волшебным. Но именно наши воображаемые детские игры во многом определили то, кем мы сейчас стали. Если мы вспомним историю, а конкретно нашего великого императора Петра I, то можем сказать, что детство будущего императора было безрадостным, но природная любознательность не давала ему скучать. Он научился вырезать из дерева солдатиков и мастерить из коры лодки, потому очень скоро создал целую игрушечную армию и стал устраивать настоящие баталии. Эти детские забавы со временем превратили Петра I в одного из самых изобретательных и блестящих военных стратегов. А Россию, благодаря кажется совсем невинным детским играм, он смог возвести в ранг великой державы, создав военно-морской флот.

Для ребенка, в отличие от взрослого, игра-это огромный труд, который может принести физическое утомление, но и не исключает удовлетворения от того, что ребенок сделал.

Игра, всякая, очень полезна, ребенок чувствует себя, видит результат своих усилий, интересуется тем предметом, которым играет, получает массу удовлетворения от того, что он делает. Всякая свободная игра- хороша и полезна! Дети, которые не имеют практики свободного, осмысленного занятия много теряют!

К творческим играм дошкольников относятся: сюжетно- ролевая, игра- драматизация, театрализованная игра, режиссерская игра. Среди всех видов игры есть особый вид, который обладает самым мощным и самым сильным развивающим воздействием. Эльконин назвал эту игру сюжетно- ролевой. Это игра- в которой дети берут на себя роли взрослых и от имени этих ролей разыгрывают какие -то воображаемые обстоятельства. Но прежде, ребенок должен научиться сюжетной игре, его помощником в этом должен выступать воспитатель.

Существует три этапа развития игры ребенка.

I.-игра в действии (игра с игрушкой, действие с предметом) 1

II. -роль (задача, правильно сыграть роль)

III. -роль в отношениях (доктор-больной, покупатель-продавец и т.д.)

Играя, ребенок чувствует себя способным делать все, как взрослый. Он заменяет отсутствующие атрибуты жизни взрослых имеющимися у него игрушками: скачет на палочке, как на лошадке, ездит на стуле, как на машине и т.д. В начале второго года жизни игрушка выступает для ребенка в таком же качестве, как и любой другой предмет, которым можно манипулировать (перекладывать с места на место, стучать ею и т.д.) Он познает с помощью действий ее физические свойства. Постепенно, на протяжении второго года жизни, дети, с помощью взрослого, усваивают игровое назначение предмета (укладывают куклу спать, "моют" посуду, то есть отражают реальные жизненные явления, участниками которых становятся)

Наличие различных впечатлений- необходимые предпосылки возникновения игры. Ребенку, не имеющему знаний и впечатлений о жизни, не из чего черпать материал для фантазий.

Еще одно условие возникновения игры- умение ребенка подражать действиям взрослых. Дети играют с небольшим количеством игрушек, чаще с теми, которые продемонстрировал ему взрослый, постепенно круг игрушек расширяется. Перенос действия происходит только в рамках наличия ситуации. Например: попросите малыша дать кукле конфетку, которой нет на столе, он скажет, что ее нет, когда трехлетний ребенок сразу же отыщет палочку или шарик и без раздумий скажет: "Вот конфетка, кушай"! Если перед двухлетним малышом расставить разные игрушки для кормления и ухода за куклой, вы увидите беспорядочные действия, не связанные между собой, он будет тут же и кормить и причесывать куклу. Ребенок еще не способен выстроить логическую цепочку действий. Расширение диапазона отражаемых в игре ситуаций, различных навыков, способствуют тому, что ребенок начинает заменять недостающие вещи другими, действовать в воображаемом плане. Это происходит на третьем году жизни. К концу раннего возраста детьми очень активно используются предметы-заместители (ложка- корабль, палочка-лошадка) Ребенок, открывший для себя возможность замещения, легко ориентируется в игровой обстановке, находит в ней все, что ему требуется для сюжета.

Но есть одно но, очень важное замечание, как показали исследования и собственный опыт работы с детьми, ребенок не может полноценно играть в сюжетно-ролевые игры, если не обладает достаточным уровнем речевого и умственного развития. Такие дети не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль, игры носят примитивный характер. Бывает так, что дети в дошкольное учреждение поступают с отягощенным анемнезом (физическим, биологическим, генеалогическим, социальным) что тормозит их развитие в целом. И только от правильного построения всесторонней помощи различными специалистами учреждения зависит то, насколько наш ребенок будет здоров и способен развиваться в соответствии с возрастом.

Сама по себе, сюжетно-ролевая игра встречается не так часто, как хотелось бы, мы можем наблюдать режиссерскую игру, т.е. это роли через игрушки. Ребенок передает роль игрушке и строит какой то свой сюжет и сценарий.

Из опыта своей практики, могу сказать, что моделирование жизни взрослых в игре встречается очень редко, так как дети очень смутно представляют, чем живут взрослые. Больше присутствует сюжетная игра.

Игра-деятельность эмоционально насыщенная, обязательно приносящая удовольствие, свободная, раскованная, где нет никаких жестких рамок. И в тоже время, именно в этой деятельности ребенок впервые начинает подчиняться правилам, действует согласно нормам. Это своеобразная школа произвольного поведения. В игре, когда ребенок ее принимает, он хочет действовать по правилам, это тот редкий случай, когда хочу и надо совпадают.

Ребенок берет на себя роль полицейского, должен стоять на посту, и даже если другие бегают и кувыркаются, он не может оставить свой пост и это абсолютно сознательно и естественно. Здесь зарождается такое замечательное качество, как ответственность. Ребенок, который взял на себя определенную роль, очень хочет выполнить ее, быть правильным и когда получается, получает огромное удовлетворение.

Удовольствие от игры связано с соблюдением правил, ограничительных, нормативных, но поскольку ребенок берет их сам и так как этот сюжет для него нужен и важен, при успехе, получает огромное удовольствие.

Игра- мощная форма развития произвольного поведения. Из игры рождается внутренний мир человека, воображение, образное мышление, фантазия и сознание.

Итак, задача взрослого- увлечь ребенка игрой и дать ему образцы игровых действий, из которых в последствии разовьется самостоятельная игра.

Помните, что ваша игра не должна превращаться в занятие, чтобы увлечь ребенка, вы должны быть увлечены сами.

Мы очень много говорим о роли игры в жизни ребенка, как развивающий фактор, но я считаю, что игра имеет решающую роль в становлении человека и его человеческих качеств.

Библиографический список

  1. Эльконин Д.Б. "Психология игры"- М.: Владос, 1999г.
  2. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребёнка от рождения до 7 лет) — М: Учпедгиз 1960г.
  3. Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. — М., 1978– 127с.
  4. Спиваковская, А.С. Игра — это серьезно. — М.: Педагогика, 1981. — 144с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год