Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Ранняя профориентация как эффективный метод повышения качества образования дошкольника в условиях реализации ФГОС»
Педагогика
Автор: Кондакова Наталия Алексеевна   
21.10.2020 13:22

«Ранняя профориентация как эффективный метод повышения качества образования дошкольника в условиях реализации ФГОС»«Ранняя профориентация как эффективный метод повышения качества образования дошкольника в условиях реализации ФГОС»

(из опыта работы)

Удивительная страна Детство!

Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть, воплощая свою мечту в играх: сегодня — врач, завтра — строитель, после завтра — банкир и т.д.

Что же такое ранняя профориентация — это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.

 

Скачать конспект

Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, что способствует ранней профессиональной ориентации.

Задача педагога готовить детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Важно, чтобы дети:

  • понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни
  • уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда
  • познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате
  • были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо
  • учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования.

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

Чтобы у дошкольников возник интерес к работе взрослых и труду вообще, используем разнообразные методы:

наглядные (наблюдения, демонстрация картин, иллюстраций, схем);

словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы);

практические (упражнения, экспериментирование, моделирование, инсценировки);

игровые (сюжетно-ролевые, дидактические игры).

Но предпочтение отдаем, конечно же, практическим методам и игре как ведущему виду деятельности дошкольников.

…Самое главное правило для взрослых: ребёнку мало знать о профессии, в неё нужно поиграть!

Игра – в свете ФГОС выступает как форма социализации ребёнка.

Игра — не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

Игра – это школа социальных отношений, в которой моделируются формы поведения ребёнка. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.

Игра даёт детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

В результате профориентационных сюжетно-ролевых игр, детьми усваиваются знания о профессиональной деятельности взрослых. А о том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.

Экскурсии – один из эффективных методов профориентации, который даёт свои положительные результаты. Посещение организаций позволяет детям получить конкретные знания, представления, основанные на эмоциональных впечатлениях, о современных и традиционных профессиях.

Совместными усилиями родителей и педагогов были организованы для детей д/с экскурсии в организации города Северска, в рамках Недели ранней профориентации:

  • Пожарная часть
  • Музей города Северск
  • Центральная городская библиотека
  • Войсковая часть 3478
  • Северский музыкальный театр и др.

В процессе экскурсий дети получили возможность наблюдать различные профессиональные действия человека и познакомиться с профессиями: пожарный, спасатель МЧС, водитель, экскурсовод, смотритель, научный сотрудник, библиотекарь, военнослужащий, артист балета, вокалист хора, артист кукольник.

Также родители предложили посетить библиотеку, т.к. посчитали, что в последнее время у детей нет интереса к чтению книг.

В ДОУ воспитанники имеют возможность наблюдать за трудом сотрудников детского сада: воспитателей, помощников воспитателей, медсестры, заведующего, повара, дворника. При этом мы стараемся обращать внимание детей на то, что весь коллектив ДОУ работает дружно, слаженно, все взрослые заботятся о том, чтобы им здесь было тепло, уютно и интересно.

Полноценная работа по ранней профориентации невозможна без встреч с людьми разных профессий. Как правило, на такие встречи приглашаем родителей воспитанников. Свою профессию они представляют виде мастер-классов.

Если есть возможность, то они приносят свою спецодежду, в доступной форме преподносят детям информацию о своей профессии.

Таким образом, дети расширили свои знания о профессии повар, повар-суши, пекарь, пекарь-кондитер, флорист, спасатель МЧС и др.

В свою очередь, дети имеют возможность задать и получить от взрослых ответы на интересующие их вопросы.

Интерактивные беседы и презентации о профессиях.

Интерактивный способ предоставления информации по принципу «Рассказываю и показываю», позволил сделать выступление родителей о своей профессии более привлекательным, эмоционально окрашенным и доступным для восприятия детей.

Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды:

  • подобрана библиотека книг о профессиях, пополнили картотеку пословиц, поговорок о труде, загадок, скороговорок, считалок, стихов о профессиях и орудиях труда; стихов для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультминуток; картотека сюжетно – ролевых игр
  • сделана подборка и самостоятельно изготовлены дидактические, настольно — печатные игры, игры с предметами, словесные игры, демонстрационный материал
  • сделана подборка мультфильмов, видеофильмов, презентаций, связанных с темой «Профессии»
  • силами детей и родителей смастерили книжки – малышки, распечатали раскраски, оформили альбомы «Профессии наших родителей», «Профессия-пожарный», «Профессия — врач» и другие.
  • центр ряжения пополнили костюмами для сюжетно – ролевых игр: «Доктор», «Медицинская сестра», «Продавец», «Парикмахер», «Полицейский», «Военные» и т.д.
  • оснастили коробку с предметами – заместителями.

Трудовое воспитание можно считать успешным, если у ребенка появилось желание отразить новую информацию в рисунках, рассказах, а у родителей – осознанное отношение к воспитательной деятельности, стремление понимать ребенка, анализировать свои достижения и ошибки.

Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.

Мы уверены, что именно наши дети не ошибутся в выборе профессии!!!

Развитие ранней профориентации у дошкольников

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год