«Ранняя профориентация как эффективный метод повышения качества образования дошкольника в условиях реализации ФГОС» |
Педагогика | |||
Автор: Кондакова Наталия Алексеевна | |||
21.10.2020 13:22 | |||
«Ранняя профориентация как эффективный метод повышения качества образования дошкольника в условиях реализации ФГОС» (из опыта работы) Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть, воплощая свою мечту в играх: сегодня — врач, завтра — строитель, после завтра — банкир и т.д. Что же такое ранняя профориентация — это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.
Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, что способствует ранней профессиональной ориентации. Задача педагога готовить детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Важно, чтобы дети:
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Чтобы у дошкольников возник интерес к работе взрослых и труду вообще, используем разнообразные методы: наглядные (наблюдения, демонстрация картин, иллюстраций, схем); словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы); практические (упражнения, экспериментирование, моделирование, инсценировки); игровые (сюжетно-ролевые, дидактические игры). Но предпочтение отдаем, конечно же, практическим методам и игре как ведущему виду деятельности дошкольников. …Самое главное правило для взрослых: ребёнку мало знать о профессии, в неё нужно поиграть! Игра – в свете ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра — не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Игра – это школа социальных отношений, в которой моделируются формы поведения ребёнка. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки. Игра даёт детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. В результате профориентационных сюжетно-ролевых игр, детьми усваиваются знания о профессиональной деятельности взрослых. А о том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты. Экскурсии – один из эффективных методов профориентации, который даёт свои положительные результаты. Посещение организаций позволяет детям получить конкретные знания, представления, основанные на эмоциональных впечатлениях, о современных и традиционных профессиях. Совместными усилиями родителей и педагогов были организованы для детей д/с экскурсии в организации города Северска, в рамках Недели ранней профориентации:
В процессе экскурсий дети получили возможность наблюдать различные профессиональные действия человека и познакомиться с профессиями: пожарный, спасатель МЧС, водитель, экскурсовод, смотритель, научный сотрудник, библиотекарь, военнослужащий, артист балета, вокалист хора, артист кукольник. Также родители предложили посетить библиотеку, т.к. посчитали, что в последнее время у детей нет интереса к чтению книг. В ДОУ воспитанники имеют возможность наблюдать за трудом сотрудников детского сада: воспитателей, помощников воспитателей, медсестры, заведующего, повара, дворника. При этом мы стараемся обращать внимание детей на то, что весь коллектив ДОУ работает дружно, слаженно, все взрослые заботятся о том, чтобы им здесь было тепло, уютно и интересно. Полноценная работа по ранней профориентации невозможна без встреч с людьми разных профессий. Как правило, на такие встречи приглашаем родителей воспитанников. Свою профессию они представляют виде мастер-классов. Если есть возможность, то они приносят свою спецодежду, в доступной форме преподносят детям информацию о своей профессии. Таким образом, дети расширили свои знания о профессии повар, повар-суши, пекарь, пекарь-кондитер, флорист, спасатель МЧС и др. В свою очередь, дети имеют возможность задать и получить от взрослых ответы на интересующие их вопросы. Интерактивные беседы и презентации о профессиях. Интерактивный способ предоставления информации по принципу «Рассказываю и показываю», позволил сделать выступление родителей о своей профессии более привлекательным, эмоционально окрашенным и доступным для восприятия детей. Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды:
Трудовое воспитание можно считать успешным, если у ребенка появилось желание отразить новую информацию в рисунках, рассказах, а у родителей – осознанное отношение к воспитательной деятельности, стремление понимать ребенка, анализировать свои достижения и ошибки. Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела. Мы уверены, что именно наши дети не ошибутся в выборе профессии!!! Развитие ранней профориентации у дошкольников
|