Методическая помощь воспитателям в создании условий для игровой деятельности на дошкольном этапе образования. |
Педагогика | |||||||||
Автор: Шалепина Светлана Владимировна | |||||||||
19.10.2020 17:07 | |||||||||
Методическая помощь воспитателям в создании условий для игровой деятельности на дошкольном этапе образования. Игра — в значительной степени основа всей человеческой культуры. Анатолий Васильевич Луначарский Игра — воспроизведение поведения или его элементов, просто потому что это приятно или интересно. Игра — это одна из форм обучения, когда в процессе игры дети получают те знания и совершенствуют те умения и навыки, которые в будущем будут задействованы в жизни. Наиболее расположены к игре дети, но и в более позднем возрасте игровые моменты сохраняются часто в завуалированной форме.
Игра для ребенка дошкольного возраста является основным средством познания мира, обучения и воспитания. Поэтому качество детской игры имеет прямое отношение к дальнейшему развитию ребенка. У многих известных людей детская игра переросла в профессию, ставшую смыслом жизни. Вот примеры таких судеб: Станиславский, Агата Кристи, Петр Первый, Марина Цветаева, Святослав Рихтер и многие другие. В современном обществе существует множество видов деятельности, соперничающих с детской игрой и даже вытесняющих ее, – это компьютер, телевизор и раннее обучение. Сейчас все чаще встречаются дети, которые практически не играют с другими детьми. В связи с этим возникают вопросы: В чем смысл детской игры? Существуют ли возрастные нормы детской игры? В каких случаях родителям следует беспокоиться? Во что играть с ребенком и как? — Давайте разберемся вместе. В семье есть немного видов деятельности, которые влияют на развитие ребенка, это труд, продуктивная деятельность и игра. Труд детей в семье сейчас исторически вытесняется. Малодетность родителей, квартирные условия, наличие бытовой техники, активное развитие сферы бытовых услуг, приводит к тому, что у родителей нет необходимости привлекать ребенка к работе по хозяйству, разве что в воспитательных целях. Девочкам уже не нужно стирать, шить, делать пищевые заготовки, даже посуда теперь сама моется в посудомоечных машинах (что, кстати, выгодно семье, т.к. экономит воду). Мальчикам давно не требуется колоть дрова, пасти скотину, топить печь, чинить посуду и обувь, заниматься строительными работами по дому. Иногда, единственное, что приходится делать ребенку — это убирать свои вещи (игрушки, одежду, книги). И даже такой маленький объем работы ребенок может бойкотировать, потому что не чувствует реальной нужды семьи в его помощи (мама сама справляется с этой работой быстрее и лучше). Если родители не имеют достаточный авторитет, тем более если семьей по факту руководят дети, дети в семье работать не будут, потому что не хотят. Как к этому относиться? Плохо нужно к этому относиться. Взрослый человек трудиться умеет и любит, и этот навык он может и должен приобретать в семье с детских лет. Умные родители не кивают на исторические обстоятельства, а приучают ребенка к домашним делам, переходя в режим: "Дети не должны помогать родителям!". Это родители должны помогать детям в их делах по дому, потому что за домашние дела отвечают дети. Для развития продуктивной или эстетической деятельности ребенка сейчас созданы все условия. Практически любому ребенку сейчас доступно рисование, лепка, пение, танцы, рукоделие, моделирование и другие виды детского творчества. Магазины изобилуют выбором материалов, разнообразные творческие студии и преподаватели предлагают свои услуги. Но, к сожалению, и эти воспитательно-развивающие виды деятельности не всегда могут воплотиться в современной семье. Причина – наличие телевизора и компьютера, а также эмоциональная усталость родителей. Как показывают опросы, проведенные среди родителей дошкольников, большинство родителей не рисуют, не лепят, ни рукодельничают вместе со своими детьми в домашних условиях. Занятые на работе мамы и папы, в лучшем случае водят детей в разнообразные кружки и студии, а дома предпочитают отдыхать, предоставляя детям возможность самостоятельного выбора досуга. Но ведь дошкольники, во-первых, подражают родителям, а во-вторых, нуждаются в партнере по общей деятельности. Поэтому они тоже с удовольствием смотрят телевизор и играют за компьютером, не смотря на то, что в доме есть краски, пластилин, музыка и много игрушек. Остается еще одно волшебное средство, полезное для детского развития – сюжетно-ролевая игра. Давайте разберемся, каково значение, смысл, детской игры?
В период дошкольного детства ребёнок включается в разные виды деятельности. Но игра – особый вид деятельности по тем возможностям, которые она открывает для ребенка. Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста была раскрыта в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Н. Н. Поддьякова и других. Игра – важнейшая сфера самовыражения ребенка, развития его “самости”. Игра в полной мере выполняет свои развивающие функции, когда является самостоятельной детской деятельностью. Игра дат ребенку возможность эмоционально насыщенного вхождения в жизнь взрослых на основе воспроизведения их социальных отношений. Игра создает благоприятные возможности для развития у ребенка самоутверждения и самооценки. В игре ребенок начинает осознавать себя как члена определенного коллектива, впервые появляется чувство единения, формируется понятие “мы”. Дети начинают оценивать друг друга, появляется общественное мнение. Соответственно, благодаря игре детская группа развивается как коллектив. В игре активно формируется способность внимательно относиться к точке зрения другого, смотреть на мир с его позиции. Тем самым стимулируется преодоление детского эгоцентризма, переход на новую ступень интеллектуального развития. В процессе организации образовательной деятельности детей воспитатель широко использует игровые технологии обучения детей (например, логико-математические, дидактические игры). Игра выступает как оболочка – некое обрамление образовательной деятельности (например, игра-путешествие). В образовательной деятельности применяются различные игровые приемы: действия с игрушками, игровая имитация движений, действий, речи, игровые роли. Эти приемы поддерживают внимание детей, развивают психические процессы, способствуют повышению познавательной активности, стимулируют проявления творчества. Также личностные качества ребёнка формируются в активной игровой деятельности. Уже на ранних и в младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношения детей, на воспитание активной позиции. В игре постепенно развивается целенаправленность действий. Если на втором и третьем году жизни дети начинают играть, не задумываясь, и выбор игры определяется попавшей на глаза игрушкой, подражанием товарищам, то позднее детей приучают ставить цели в строительных играх, а затем и в играх с игрушками. На четвертом году жизни ребёнок способен идти от мысли к действию, т.е. способен определить, во что он хочет играть, кем он будет. Но и в этом возрасте у детей часто преобладает интерес к действию, из-за чего цель временами забывается. Однако уже в этом возрасте детей можно научить не только обдуманно выбирать игру, ставить цель, но и распределять роли. На первых порах перспектива игры короткая — устроить ёлку для кукол, повезти их на дачу. Важно, чтобы воображение каждого ребёнка было направленно на осуществление этой цели. Под руководства воспитателя дети постепенно приучаются определять некоторую последовательность действий, намечать общий ход игры. Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержание игры комбинируются различные впечатления жизни. На четвёртом году жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в игре разные события, а иногда включают эпизоды из сказок, большей частью тех, которые им показывали в кукольном театре. Для детей этого возраста важны новые, яркие зрительные впечатления, которые включаются в старые игры. Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях помогает образованию общих представлений, облегчает ребёнку понимание связи между разными явлениями жизни. Для развития и воспитания детей в дошкольном возрасте для игровой деятельности детей важны также профессионально важные качества педагога. — умение наблюдать игру, анализировать её, оценивать уровень развития игровой деятельности; планировать приемы направленные на её развитие;
- широко использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт, проблемные игровые ситуации (вопросы, советы, напоминания)
- учить детей обсуждать игру и оценить её. Дошкольное детство – сензитивный период игры. Если в это время ребенок наигрался от души, то в дальнейшем он легко адаптируется к любым ситуациям, принимая на себя разные роли. Выделяются несколько классов игр:
Творческие игры составляют наиболее насыщенную типовую группу игр для дошкольников. Творческими их называют потому, что дети самостоятельно определяют цель, содержание и правила игры, изображая чаще всего, окружающую жизнь, деятельность человека и отношения между людьми. Творческие игры имеют важнейшее значение для всестороннего развития ребенка. Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес к окружающей жизни, перевоплощаются во взрослых героев художественных произведений. Создавая, таким образом, игровую жизнь, дети верят в её правду, искренне радуются, огорчаются, переживают. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре развиваются ценные для будущего школьника качества: активность, самостоятельность, самоорганизация. Творческие игры:
Сюжетно – ролевая творческая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание. Значительная часть творческих игр – это сюжетно – ролевые игры в «кого – нибудь» или «во что нибудь». Интерес к творческим ролевым играм развивается у детей с 3-4 лет. Отражение ребёнком окружающей действительности происходит в процессе его активной жизнедеятельности, путём принятии на себя определённой роли, однако подражает не полностью, ибо не располагает реальными возможностями для действительного выполнения операций принятой роли. Связано это с уровнем знаний и умений, жизненным опытом на данном возрастном этапе, а также умение ориентироваться в знакомых и новых ситуациях. Поэтому в творческой сюжетно – ролевой игре он выполняет символические действия ( «как будто бы»), реальные предметы заменяет игрушками или условно теми предметами, которыми располагает, приписывая им необходимые функции (палка – «лошадка», песочница – «пароход» и т.д.) Дети изображают людей, животных, работу врача, парикмахера, водителя и др. Понимая, что игра – не настоящая жизнь, малыши в то же время по – настоящему переживают свои роли, откровенно показывают своё отношение к жизни, свои мысли, чувства, воспринимая игру как важное и ответственное дело. Структура ролевой игры, согласно Д.Б. Эльконину, включает в себя следующие компоненты:
Насыщенная яркими эмоциональными переживаниями, сюжетно ролевая игра оставляет в сознании ребёнка глубокий след, который обозначится на его отношении к людям, их работе, вообще жизни. Под влиянием обогащения содержания игр меняется характер взаимоотношений между детьми. Их игры становятся совместными, основанными на общем интересе к ним; повышается уровень детских взаимоотношений. Для играющих детей становятся характерными согласованность действий, предварительный выбор темы, более спокойное распределение ролей и игрового материала, взаимопомощь в процессе игры. Кроме того, повышения уровня ролевых взаимоотношений способствует улучшению реальных взаимоотношений при условии, если роль выполняется на хорошем уровне. Однако существует и обратная связь — ролевые отношения становятся выше под влиянием успешных, добрых взаимоотношений в группе. Ребёнок значительно лучше выполняет свою роль в игре, если чувствует, что дети ему доверяют, хорошо к нему относятся. Отсюда вытекает вывод о значении выбора партнёров, положительной оценки воспитателем достоинств каждого ребёнка. Театральная деятельность — один из видов творческой игровой деятельности, которая связана с восприятием произведений театрального искусства и изображением в игровой форме полученных представлений, чувств, эмоций. Они разделяются на 2 основные группы: режиссёрские игры и игры — драматизации. В режиссёрской игре ребёнок как режиссёр и одновременно голос за кадром организовывает театрально – игровое поле, актёрами и исполнителями в котором являются куклы. В другом случае актёрами, сценаристами и режиссерами являются сами дети, который во время игры договариваются о том, кто какую роль исполняет, что делает. Игры — драматизации создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяется предварительно. Такая игра более сложна для детей, чем наследование того, что они видят в жизни, потому, что нужно хорошо понимать и чувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность, развертывания действий, реплик персонажей), это и является особенным значений игр – драматизации – они помогают детям больше понимать идею произведения, чувствовать его художественную ценность, положительно влияют на развитие выразительности речи и движений. Детское творчество особенно ярко проявляется в играх – драматизациях. Чтобы дети могли передать соответствующий образ у них надо развивать воображение, учить ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями. В процессе работы у детей развивается воображение, формируются речь, интонация, мимика, двигательные навыки (жесты, походка, поза, движения). Дети учатся сочетать в роли движение и слово, развивают чувство партнёрства и творческие способности. Ещё один вид – конструкторские игры. Эти творческие игры направляют внимание ребёнка на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков организации, привлечению их к трудовой деятельности. В конструкторских играх ярко проявляется интерес детей к свойствам предмета, и желанием научиться с ним работать. Материалом для этих игр могут быть конструкторы разные видов и размеров, природный материал (песок, глина, шишки и др.), из которого дети создают различные вещи, по собственному замыслу или по заданию воспитателя. Очень важно, чтобы педагог помог воспитанникам совершить переход от бесцельного нагромождения материала к созданию продуманных построек. В процессе конструкторских игр ребёнок активно и постоянно создаёт что-то новое. И видит результаты своего труда. У детей должно быть достаточно строительного материала, различных конструкций и размеров. Материал для конструкторских игр:
При всём разнообразии творческих игр они имеют общие черты: дети самостоятельно или при помощи взрослого (особенно в играх – драматизациях) выбирают тему игры, развивают её сюжет, распределяют роли между собой, выбирают необходимые игрушки. Все это должно происходит в условиях тактичного руководства взрослого, направленного на активизацию инициативы детей, развитие их творческой фантазии. Игры с правилами. Эти игры дают возможность систематически упражнять детей в становлении у детей определённых привычек, они очень важны для физического и умственного развития, воспитания характера и воли. Без таких игр в детском саду сложно было бы проводить образовательно-воспитательную работу. Игры с правилами дети усваивают от взрослых, друг от друга. Много из них передаётся из поколения в поколение, однако воспитатели, выбирая игру обязательно должно учитывать требования современности. По содержанию и ведению игры с правилами делятся на две группы: дидактические и подвижные. Дидактические игры способствуют, главным образом развитию умственных способностей детей, поскольку содержат умственное задание, в решении которого и есть смысл игры. Они также способствуют развитию органов чувств, внимания, логического мышления. Обязательным условием дидактической игры являются правила, без который деятельность приобретает стихийный характер. В хорошо продуманной игре именно правила, а не воспитатели, руководят поведением детей. Правила помогают всем участникам игры находиться и действовать в одинаковых условиях (дети получают определённое количество материала, определяют последовательность действий игроков, очерчивают круг деятельности каждого участника). Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребёнка. Дидактическая игра, как игровой метод обучения рассматривается в двух видах:
В игре – занятии ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию:
самостоятельные творческие игры. Дидактическая игра используется при обучении детей, на различных занятиях и вне их. Особенности организации среды в соответствии с ФГОС ДО. Новизной ФГОС ДО является субъектная позиция ребенка, проявляющаяся в его активности, инициативности, любознательности, самостоятельности и социальная ситуация развития ребенка, представляющая собой совокупность трех групп условий: пространственно – временных, предметных (пространство, игрушки, мебель), социальных (взаимоотношения) и деятельностных (приоритет детских видов деятельности). Развивающая предметно – пространственная среда должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды. Для организации детских видов деятельности требуется разнообразный материал. Если же материалов будет недостаточно, организовать «культурные практики» ребенка будет проблематично. Помимо разнообразия материала, насыщенность среды – соответствие возрастным возможностям и содержанию программы; наличие средств обучения, в т.ч. техническими. Вариативность среды предполагает: наличие нескольких пространств, специально предназначенных для игры, конструирования, уединения и т.д.; разнообразие материалов, игр и игрушек, оборудования, которые используются в совместной партнерской деятельности взрослого с детьми; периодическая сменяемость, появление новых предметов. Именно принципу вариативности отвечает новая модель среды. Развивающая предметно – пространственная среда группы должна быть организована по видам деятельности, внутри которых выделяются центры, обеспечивается интеграция образовательных областей. Во всех центрах должно быть отражено детское творчество (индивидуальное и совместное).
Заключение. Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Методист ГБОУ Школа № 1246 дошкольное отделение 780 Шалепина Светлана Владимировна
|