Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Мастер-класс как эффективная форма взаимодействия с родителями в условиях ДОУ
Педагогика
Автор: Корнильева Оксана Викторовна, Голдаева Надежда Сергеевна   
08.10.2020 16:04

Мастер-класс как эффективная форма взаимодействия с родителями в условиях ДОУМастер-класс как эффективная форма взаимодействия с родителями в условиях ДОУ

Одной из задач федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей.

ФГОС дошкольного образования должен быть нацелен на главный результат — социализацию ребёнка, потребность в творчестве, любознательность, мотивацию в достижении успеха. Одним из условий необходимых для создания социальной ситуации развития детей является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в т.ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

 

Основной образовательной программой нашего дошкольного учреждения предусмотрено многообразие форм и методов партнерского взаимодействия с родителями. Среди них:

  • Родительские собрания (общие, групповые);
  • Школа молодой семьи;
  • Семинары – практикумы;
  • Представление опыта семейного воспитания через презентации, семейные гостиные;
  • Круглые столы, деловые игры;
  • Клубы общения;
  • Гостевые встречи с участием родителей;
  • Выставки совместного творчества (дети, родители, педагоги);
  • Дни открытых дверей с возможностью активного взаимодействия родителей и детей;
  • Мастер-классы.

На наш взгляд, одной из наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями, является мастер-класс.

Так что же такое мастер-класс, спросите вы? Обратимся к высказыванию ученых: мастер-класс — это ярко выраженная форма ученичества именно у педагога-мастера, процесс передачи мастером ученикам опыта, мастерства чаще всего путем прямого и комментированного показа приемов работы. М. М. Поташник

В переводе с английского, мастер означает – лучший в какой-либо области + класс – занятие, урок.

Мастер — класс – это неформальное объединение родителей с детьми и педагога, поэтому, именно мастер-класс позволяет сформировать у них интерес к совместной деятельности в комфортной, непринужденной обстановке.

Мастер-класс помогает решать задачи ФГОС, а именно — непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность.

На мастер-классе родители выступают не в роли пассивных наблюдателей, а становятся активными участниками образовательной деятельности. Таким образом, родитель — не гость, а полноправный член команды ДОУ.

Опираясь на труды таких ученых, как: М.М. Поташник, А. Дистервег, В.В. Сериков и Т.И. Шамова, мы рассматриваем мастер, который обладает следующими признаками:

  • мастер – класс имеет обучающую цель;
  • педагог — это мастер
  • все остальные участники, находятся в роли учеников;
  • все действия выполняются пошагово, по алгоритму;
  • по окончанию мастер – класса каждый участник приобретаем новое умение.

Цель: «Создание единого образовательного пространства «детский сад — семья»»

Задачи:

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника
  • объединить усилия для развития и воспитания детей
  • создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
  • активизировать и обогащать воспитательные умения родителей
  • поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Виды и разновидности мастер классов делятся:

  • по направлениям (обучающие, развлекательные, ознакомительные);
  • по возрастным категориям (для детей, для родителей, смешанные).

Основные принципы, которыми необходимо руководствоваться при организации мастер-класса, это:

  • Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями
  • Индивидуальный подход
  • Сотрудничество, а не наставничество
  • Серьезная подготовка
  • Динамичность

Мастер-класс имеет определённую структуру:

  1. этап подготовительно-организационный, (актуальность проблемы);
  2. этап – основной (освещена теоретическая часть, презентация системы работы, актуализация знаний участников по данной проблеме, объединение в группы, практическая часть);
  3. этап – заключительный (представление выполненных работ и подведение итогов, обсуждение мастер – класса).

Мастер-класс имеет свои важнейшие особенности, а именно:

  • метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;
  • создание условий для включения всех в активную деятельность;
  • приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса;
  • форма взаимодействия — сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Не для кого не секрет, что современные родители, в большинстве своем, люди грамотные, осведомленные и хорошо знают, что и как нужно делать с собственными детьми. Поэтому педагогу лучше выбрать не позицию наставления и простой пропаганды педагогических знаний. Гораздо эффективнее сегодня проходит создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи, как в простых, так и в сложных педагогических ситуациях, и творческом взаимодействии.

Готовиться к проведению мастер-классов нужно серьезно. Даже небольшое мероприятие требует качественной подготовки. Слабо подготовленный мастер-класс может оставить чувство неудовлетворенности у всех участников.

Чтобы мастер-класс носил развивающий характер, нужно разработать определенный алгоритм действий:

  • определение темы
  • выделение цели и задач мероприятия для родителей, детей и педагогов;
  • составление плана проведения мастер-класса;
  • распределение ролей взрослых;
  • изготовление пригласительных билетов;
  • подготовка материалов для мастер-класса;
  • организация фотофиксации процесса и результатов;
  • подведение итогов (обязательная часть, которая включает вопросы, обмен опытом его участников. Именно здесь мы делимся эмоциями от мероприятия, говорим о том, где мы можем применить полученные умения, строим планы на будущее).

При подготовке мастер-класса, следует обратить внимание на то, что в технологии проведения одна из важнейших задач для Мастера — не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности. То есть, основной принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас». При этом, мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

В продолжение поделюсь опытом своей работы.

Для того, чтобы спланировать работу в данном направлении, необходимо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального статуса родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, индивидуальных бесед на эту тему поможет грамотно выстроить работу, сделать ее эффективной. В ходе анкетирования родителей, выявления потребностей и запросов, чего также требует ФГОС, можно выявить интерес семьи к такой нетрадиционной форме как организация мастер–классов.

Исходя из опыта работы, мы применяем мастер — класс в ходе родительских собраний, праздников, семинаров-практикумов, НОД.

Тематика мастер-классов определяется не только моим планом работы, но и зачастую их инициаторами становятся родители и даже дети.

В нашей группе есть семьи, в которых у родителей и детей «золотые руки». Талантливые умельцы и мастера взрослые передают свои способности детям. Девиз этих семей: «Вместе придумаем — вместе смастерим!». Продукты семейного творчества представляются на выставках, мастер-классах и презентациях.

Многие мамы увлекаются разными видами рукоделия. Так, например, была организована персональная выставка творчества родителей, на которой представлены украшения — цветы из атласных лент в технике «Канзаши» Родителей заинтересовала данная техника. В основу украшения легло излюбленное искусство японцев превращать плоское в объёмное — оригами. Только на этот раз складывалась не бумага, а квадратики натурального шёлка. Для меня данная техника так же неизвестна, и поэтому мы распределили участие в мастер-классе следующим образом: я обеспечиваю организацию, информационное и наглядное обеспечение мастер-класса, а мама проводит технологическую часть.

При подготовке к проведению новогоднего утренника, ко мне обратились мама — профессиональный мастер Аквагрима с предложением организовать мастер – класс для родителей «Новогодние фантазии». Аквагримм-это новый вид специально созданного грима. Это элемент костюма, отличный способ превратить любой праздник в волшебную сказку. Используется в качестве игры, для развлечения детей и взрослых на праздниках.

Участие в русских, народных играх, приобщает детей дошкольного возраста к русской культуре. В ходе развлечения «Веснянка» был организован мастер-класс по раскрытию секретов забытых детских игр «Игры нашего двора». Бабушка одной из внучек актуализировала тему, подготовив презентацию о забытых играх и развлечениях своего детства, чем вызвала восторг, и бурю эмоций у детей. Ребята с азартом научились новым играм.

После родительского собрания «Нетрадиционные техники рисования»

многие родители заинтересовались возможностями применения техники «Эбру» для оформления детских праздников, изготовления сувениров, элементов декора. С этой цель был проведен мастер-класс «Рисование в технике «Эбру», на котором родители вместе с детьми освоили данную технику.

В ходе подготовки праздника «Веснянка» с помощью Листа активности было выявлено желание родителей организовать мастер-класс по изготовлению жаворонков из соленого теста. Участники создавали неповторяемые шедевры мастерства, было предложено несколько способов создания жаворонков, и каждый выбирал свое. Мы надеемся, что в семьях наших воспитанников появится еще одна добрая традиция.

Практика показывает, что благодаря проведению мастер-классов, происходит гармонизация внутрисемейных отношений, у родителей проявляется интерес к образовательной деятельности, к совместной деятельности с детьми. А самое ценное, что родители после проведенных мастер-классов могут использовать полученные знания, организуя с детьми занятия в условиях семьи. Каждое дело — совместно, коллективно, творчески и только на пользу людям, а, иначе — зачем?

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год