Инклюзия «не заплывай за буйки» или как границы помогают в развитие ребёнка |
Педагогика | |||
Автор: Екатерина Геннадьевна Иванова | |||
22.09.2020 17:35 | |||
Инклюзия «не заплывай за буйки» или как границы помогают в развитие ребёнка Я долго думала, с чего начать, как раскрыть эту важную, но при этом очень тонкую тему.. Общедоступная среда для всех нас, для детей, для педагогов, для родителей.. Так вот, начну я с моря, с некого заплыва на определённое расстояние, а если мы с Вами находимся на городском пляже, то чаще всего он имеет буйки, и конечно эта лента, трос, нить означает границу для каждого из нас. И вот сейчас проплывая рядом с буйками, я ощущаю свободу, мне действительно кажется, что именно за буйками, по- другому, возможно чище, глубже, меньшее количество людей, я совсем близко, меня переполняют разные эмоции, адреналин поднимается, готова ли я плыть ещё дальше, ещё больше нарушить данную мне границу, нет сегодня нет, эти яркие буйки притягивают моё внимание, постепенно создают мою внутреннюю границу. Удивительно, если обратить внимание и приглядеться, таких людей проплывающих за буйками, даже больше, чем тех которые не хотят нарушать границы, которым и так комфортно и спокойно, их ничего не заставляет переплывать и нарушать границы, они дают им спокойствие и уверенность..
Особенному ребёнку, в мире инклюзии, в первую очередь помогут в развитии, созданные родителем или педагогом, границы, в данной ситуации это снятие барьера, снятие страха, создание внутреннего комфорта и ощущения безопасности. Границы должны быть чёткими, яркими, а иногда, как и с буйками- двойными. Не успевая переплыть одну границу, и оказываясь на выходе из зоны комфортности, тебя возвращает вторая граница обратно в твою комфортную безопасную среду. Все дети, конечно разные, и имеют свой стержень, характер. Наблюдая за ребятами можно определить сходства в направлениях и стилях жизни, и явные успехи при включённых в жизнь границ. Они помогают расти и развиваться, и границы должны быть не только видимыми, но и слышимыми. При общении Вы не должны поднимать голос, или говорить по несколько раз, или позволять веселиться и играться с Вашими просьбами и словами, каждое действие должно быть в нужное время, и если в данный момент нет необходимости смеяться, «дурачиться» или обниматься, значит Вы должны вернуть ребёнка обратно к поставленной Вами задачи, к определённой границе. Вы должны кратко дать направление к действию. Здесь нет игры, Вам необходимо научить и развить ребёнка, дать возможность на самостоятельную жизнь! Необходимо поддержать, сопровождать Ваши слова действиями, и из-за дня в день отрабатывать и систематизировать навыки. В первую очередь, безусловно, мы работаем над гигиеной, показываем и выставляем границы. Мы с Вами проиллюстрируем и дадим ребёнку возможность увидеть, услышать и почувствовать созданные нами границы- нарисуем поэтапные картинки, от начальной до конечной точки они будут сопровождать ребёнка, разграничим и прорисуем весь путь, перед кроватью, раковиной, обеденной зоной, обязательно всё должно соответствовать, наши слова будут дублировать рисунок, а наши действия сопроводят и обучат. Повторяя, закрепляя, мы каждый день, маленькими шажками, обязательно будем двигаться вперёд. На данном пути, границы понадобятся и нам с Вами, чтобы не забывать и всегда держать себя под контролем, и не уходить от намеренного плана развития нам понадобится — протокол, в который мы будем описывать наши наблюдения, реакции на фразы, эмоции, изменения, и очень важным наблюдением будет время. Будем прописывать лаконичные ответы и вопросы к определённым действиям ребёнка, это и будут заданные нам самим границы, не нарушая которые мы поможем во-время успокоить, уравновесить и помочь в развитие ребёнка. Более подробно я хочу обратить Ваше внимание на «тайминг» граница времени. Время и его видимые границы спровоцирует ребёнка на выполнение задания, проанализировав Вашего ребёнка, Вы сможете определить «время» и оно играет очень важную роль. Наблюдая, можно определить, когда у конкретного ребёнка лучше развиваются творческие, гуманитарные или спортивные навыки. И в данные промежутки распланировать соответствующие задания. Время также необходимо разбить по-часам, просмотреть в какое время начинается усталость, всплеск эмоций, регресс и безразличие, в данные часы надо просто быть рядом и постепенно создавать зону наиболее успокаивающую для Вашего ребёнка. Всё индивидуально, кому-то поможет прогулка, кто-то нуждается в дополнительном питание, а для кого-то необходимо прилечь и укрыться плотным тяжелым (например с гречкой) одеялом.. Время можно разбить поминутно и на занятиях тайминг использовать в программах помощниках, для разного вида гаджетов создано большое количество анимационных программ, которые своей мягкостью и яркостью напоминают ребёнку и возвращают его к занятию, дети, крайне наблюдательны и всегда следят за временем своего занятия, ожидая его завершения или наоборот, для некоторых занятий необходимо ограничить время и помочь ребёнку спокойно завершить начатое, зная его приближающееся окончание. Необходимо дать выполнимое задание на данный временной промежуток, и показывая на остаток времени, возвращать к действиям ребёнка.. Также есть специальные часы, так называемый будильник, визуальный таймер, ярко продемонстрирует ребёнку время до завершения какого либо занятия, если нет желания, или есть индивидуальные противопоказания к использованию электронных программ. Любые виды границ времени, помогут завершить, начать или перейти к следующему виду жизненно необходимых развивающих процессов ребёнка. Все мы разные, и каждому из нас необходима своя зона комфорта, свои границы..
|