ПРОЕКТИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА |
Педагогика | |||
Автор: Лукьянова Елизавета Николаевна Корнева Светлана Владимировна | |||
10.09.2020 12:26 | |||
ПРОЕКТИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА Характерной особенностью нашего времени является усиление культурологических основ образования. Как подчеркивается в работах Т.Б. Алексеевой, Е.В. Бондаревской, Н.Ф. Головановой, Н.Б. Крыловой, современное образование ориентировано на наиболее полное культурное развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации в обществе. Важно, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел необходимый культурный личный опыт, который является фундаментом полноценного общего развития, позитивной социализации и индивидуализации. Нужно отметить, что понятие «культурные практики в образовательном процессе» является достаточно новым для отече-ственной педагогики и образования, но весьма активно обсуждаемым в последнее время на разных образовательных уровнях.
Новое содержание образования ориентировано на развитие универсальных культурных умений. Такие умения начинают формироваться в период дошкольного детства, а затем «достраи-ваются» и совершенствуются в течение всей последующей жизни. Они свидетельствуют о готовности и способности ребенка действовать в обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм и выражают:
Проектирование современного образовательного процесса в детском саду в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования нацеливает педагогов на широкое использование культурных практик дошколь-ников. Культурные практики становятся важной структурной единицей образовательного процесса в детском саду. Культурные практики ребенка охватывают разные сферы активности дошкольников в образовательном процессе детского сада. По мнению Н.Б. Крыловой, к культурным практикам можно отнести все разнообразие социально-ориентированных, организационно-коммуникативных, исследовательских, практических, художественных способов действий, которые предпринимает дошкольник в своем опыте самостоятельно или при поддержке воспитателя и взаимодействии с ним. Проектирование культурных практик в образовательном процессе идет по двум направлениям. Культурные практики на основе инициатив самих детей. Это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками. Детская активность в данном случае направляется на самостоятельное познание окружающего, поиски ответов на возникшие вопросы, воспроизведение способов действий и апробацию культурных образцов, норм, творческую реализацию замыслов, наблюдение, исследование заинтересовавших ребенка объектов, индивидуальную и совместную со сверстниками игровую, художественную, конструктивную деятельность и др. На самостоятельную деятельность детей в режиме дня отводится три-четыре часа в день (в зависимости от возраста детей). Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми. Эти культурные практики направляются воспитателем на развитие самостоятельной коммуникативной, ис-следовательской, творческой и социальной активности дошкольников и основываются на поддержке детских инициатив и интересов. Культурные практики проектируются воспитателем в соответствии с решаемыми образовательными задачами. Выбор культурных практик связан непосредственно с содержанием комплексно-тематического планирования образовательного процесса и направлен на обогащение культурного опыта, самостоятельности поведения и деятельности, чувств и позитивной социализации и индивидуализации дошкольников. При их проектировании педагогу важно ответить на следующие вопросы:
Комплексно-тематическое планирование позволяет органично сочетать культурные практики, инициируемые педагогом, и свободные культурные практики, инициируемые детьми. Ценность тематического планирования состоит в возможности интеграции разного обра-зовательного содержания, активизации познавательного и практического опыта детей, объединения детей в увлекательной совместной игровой, познавательно-исследовательской, художественной и практической деятельности. К примеру, для развития детской инициативы и творчества воспитатель проводит отдельные дни необычно, в рамках единой темы: «День космических путешествий», «День волшебных превращений», «День здоровья» и пр. В такие дни разные виды деятельности и ре-жимные процессы организуются в соответствии с выбранным единым тематическим замыслом и принятыми ролями: «космонавты» готовят космический корабль и снаряжение, едят космический завтрак, отправляются в путешествие по незнакомой планете, разгадывают таин-ственные знаки и рисунки инопланетян, рисуют космические пейзажи и сюжеты, делают из подручных материалов (коробочек, пластиковых трубочек и др.) роботов, проводят экспериментирование с водой и магнитами, слушают космическую музыку, стихи, загадки о космосе и пр. Во время космического путешествия дети проявляют заботу друг о друге, оказывают помощь в случае опасности, учатся общаться с инопланетянами. При такой организации образовательного процесса происходит органичное соединение культурных практик, инициирован-ных педагогом и детьми. Проектирование культурных практик предъявляет особые требования к содержанию и организации образовательного процесса, взаимодействию взрослых и детей, конструированию предметно-развивающей среды. Они могут быть реализованы через событийно-творческую направленность жизнедеятельности дошкольников в детском саду и выбор воспитателем тактики педагогического сопровождения ребенка с учетом особенностей и проблем его индивидуального развития. Событийный сценарий развития дошкольников в детском саду необходимо выстраивать как систему активного решения детьми разнообразных, постепенно усложняющихся, отвечающих актуальным детским потребностям и интересам проблемных задач и ситуаций, побуждающих дошкольников к проявлению самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, творчеству. Это требует применения личностно-ориентированных педагогических тех-нологий развития культурного опыта ребенка на разных ступенях дошкольного детства и создания эффективно действующего со-общества детей и взрослых. Проблемный подход к культурным практикам ребенка показывает, что наиболее целесообразный путь их организации — проектный. Исходным пунктом проектной деятельности могут служить детские интересы. Темы проектов в зависимости от интересов детей и за-дач развития затрагивают разные сферы действительности и культурные практики. К примеру, проекты «Зеленая аптека», «Страна Витаминия», «Азбука здоровья» имеют валеологическое направление и ориентируют детей на культурные практики здоровьесбережения. Проекты «Моя семья», «Книга друзей», «Вместе весело шагать» связаны с социально-нравственным развитием детей и культурными практиками общения, дружеского взаимодействия и гуманистически направленной деятельности. Проекты «Волшебный мир природы», «Загадки воды», «Мои любимые домашние питомцы» связаны с познанием природы и культурными практиками познавательно-исследовательской деятельности. Литературно-художественное на-правление и соответствующие культурные практики преобладают в проектах «Моя любимая сказка», «Литературное лукошко», «Книжкина неделя». Вместе с тем следует особо подчеркнуть, что независимо от ведущей темы, в каждом совместном проекте происходит интеграция детского опыта. Перед детьми открываются возможности для осуществления культурных практик познания, совместного творчества, сотрудничества, коммуникации, эмоционального обмена и взаимной поддержки. В этом проявляется интегративная сущность культурных практик. Результаты деятельности детей, в зависимости от темы проекта, могут быть представлены в виде выставки детских работ, разнообразных поделок, макетов, карт путешествий, настольных игр, рисунков, фотоальбомов, эмблем, детских сочинений (стихов, сказок, загадок), концертов, театральных постановок, самодельных книг и пр. В каждом проекте презентация результатов организуется с учетом детских предложений и инициатив, так чтобы у детей возникало чувство удовлетворения от интересной совместной деятельности, радость сотрудничества, творчества, взаимной поддержки, создавалось ощущение единой, дружной семьи. Инициируемые воспитателем культурные практики предполагают насыщение детской жизни разнообразными культурными событиями, которые открывают для дошкольников новые грани активности, новое содержание жизни. Эти культурные события дети не могут самостоятельно найти и организовать. К ним относятся проектируемые педагогами тематические детские праздники, в том числе этнической народной направленности, ярмарки и галереи-выставки детских работ, фестивали, спортивные олимпиады и конкурсы эрудитов, детские театрализованные студии, мастерские, музеи, организация культурного досуга и т.п. Это также участие дошкольников в традициях детского сада: празднование дня рождения детского сада и возрастной группы, поздравление педагогов и сотрудников, праздник детского театра, праздники «Проводы зимы», «День птиц», праздник выпускников «До свидания, детский сад» и др. Участие дошкольников в увлекательных культурных событиях, инициируемых воспитателями, не проходит бесследно. Дети начинают активно воспроизводить их в своей самостоятельной деятельности, прежде всего в играх, дополняя своей фантазией и новыми деталями. Культурные практики являются естественной частью повседневной жизнедеятельности ребенка. Процесс освоения культурных практик связан с возможностью ребенка самостоятельно и активно реализовывать свои интересы, замыслы, осуществлять свободный выбор в образовательной среде. Условием осуществления культурных практик является свобода дошкольника в выборе средств реализации своей активности. Предпосылкой реализации свободы является психологическая готовность осуществить выбор. Актуальной педагогической задачей становится обеспечение возможностей для каждого ребенка осуществлять самостоятельный выбор и «открывать себя» в различных видах деятельности. Важно внимательно изучать содержание повседневного детского опыта, детскую субкультуру с позиции осваиваемых в их рамках культурных практик и оказывать детям соответствующую педагогическую поддержку. Задача воспитателя своевременно способствовать обогащению самостоятельной, инициативной, творческой детской деятельности, поддерживать детские замыслы, помогать распространению в детской среде успешных индивидуальных культурных практик. Важно активизировать механизмы обмена идеями и взаимного обучения. В заключение хотелось подчеркнуть, что культурные практики играют важную роль в позитивной социализации и индивидуализации дошкольников. Они активизируют механизмы саморазвития, инициативы и свободы самовыражения. Задача расширения пространства культурных практик детей в образовательной и самостоятельной деятельности не теряет своей актуальности и требует дальнейшей разработки.
|