Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Роль воспитателя в построении корреционно-педагогического процесса с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, в условиях группы компенсирующей направленности.
Педагогика
Автор: Пыжикова Олеся Григорьевна   
23.08.2020 09:53

Роль воспитателя в построении корреционно-педагогического процесса с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, в условиях группы компенсирующей направленности.Роль воспитателя в построении корреционно-педагогического процесса с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, в условиях группы компенсирующей направленности.

Я, Пыжикова Олеся Григорьевна, работаю в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №24» в группе компенсирующей направленности более 15 лет, хотела бы поделиться опытом работы с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения.

Деятельность любого человека, в том числе и ребенка, носит системный характер. Среда, в которой находится ребенок, оказывает сложное и многообразное влияние на его развитие. Процесс развития речи – явление сложное и многостороннее. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.

 

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека и определяется функционированием коры головного мозга. Общее недоразвитие речи может быть обусловлено действием различных причин (факторов), которые оказывают повреждающее действие на центральную нервную систему (ЦНС). Под общим недоразвитием речи понимают различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

У детей, имеющих речевые нарушения, отмечаются проблемы не только в речевом развитии, но и в развитии психических процессов, в связи с этим необходимо строить коррекционно-образовательный процесс с учетом коррекции не только речи, но всех психических процессов.

Специфика работы воспитателя в группах компенсирующей направленности определяется комплектованием. Решением ТПМПК в группу зачисляются дети с тяжелыми нарушениями речи сроком на один год. Понятие «тяжелые нарушения речи» включает в себя различные уровни речевого развития детей, страдающих общим недоразвитием речи.

Воспитатель группы для детей с речевыми нарушениями выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач. Они направлены на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой и интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого недоразвития. От слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от взаимосвязи и преемственности в работе логопеда и воспитателя, во многом зависит успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях специализированного детского сада или группы для детей с речевой патологией. Необходимо четко определить и разграничить функции учителя-логопеда и воспитателя, чтобы исключить возможность повторения занятий. Для этого воспитатели должны присутствовать на фронтальных занятиях логопеда, а логопед может посещать отдельные занятия воспитателей с целью как контроля за речью детей, так и оказания методической помощи воспитателям. Воспитатель должен знать, на какой стадии закрепления звуков находится каждый ребенок, следить за поставленными звуками и грамматически правильной речью. В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет ошибки в речи ребенка.

В моей группе 12 ребят, каждый ребенок имеет свою индивидуальную траекторию развития. Многие дети имеют очень сложные дефекты речи. В своей деятельности придерживаюсь следующих принципов:

  • работа воспитателя заключается не в «обучении» и «формировании навыков» (это задачи логопеда), а в «создании условий для их практического усвоения и закрепления»
  • следует слышать дефекты речи детей в фонетическом и в грамматическом ее оформлении и знать, что ошибки детей — не случайность, а симптом их речевого неблагополучия.
  • речь воспитателя должна быть предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, фонетически правильной, так как она служит образцом для детей с речевыми нарушениями

Коррекционно-развивающую работу планирую и провожу с соблюдением требований коррекционных программ: Т.Е. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи», Н.В. Нищевой «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет)».

Оборудовала логопедический уголок в группе нестандартным, мобильным, многофункциональным оборудованием, картотеками дидактического материала по лексическим темам, развитию мелкой моторики, мнемотаблицами, предметными картинками по автоматизации звукопроизношения и дифференциации звуков, сюжетными картинками для развития связной речи и пересказывания, играми и упражнениями на развитие логического мышления, звуковым лото.

Создание картотек упростило процесс подготовки к занятиям, т.к. весь материал систематизирован.

Включая в занятия задания на развитие фонематического восприятия, использую метод намеренно «ошибочного» произнесения, подводя ребенка к анализу услышанного и его исправлению. Игры «Найди ошибку», «Послушай и исправь», «Правильно или нет» не только развивают слуховое внимание ребенка, но и подводят к анализу услышанного, обоснованию своего ответа.

Использование заданий на исключение 4-го лишнего предмета и продолжение ряда формируют у ребенка операции анализа услышанных звуков на слух, умение доказать выбранный ответ.

При выполнении упражнений «Отгадай загадку», «Загадки — шутки», «Закончи стихотворение» ребенок учится подбирать подходящие в рифму слова, соответствующие логическому смыслу произведения. Свой ответ ребенок должен обосновать, используя слова — подсказки из услышанного (загадки, стихотворения).

Использую технологию развития критического мышления «Так бывает или нет» (построение предложений с нарушенной логической последовательностью), «Исправь предложение», «Найди пару», «Соседи», закрепляя навык использования в речи сложных предложений, помогая дошкольнику устанавливать связи между словами и предметами.

В работе воспитателя важным моментом являются вечерние занятия по заданию логопеда (час после полдника). На вечерних занятиях применяю технологию проблемного диалога, которая побуждает воспитанников к самостоятельному или совместному формулированию темы занятия, осознанию противоречий — «Какая будет тема занятия?», «Чего мы не знаем?», «Почему так получилось?», «Так бывает или нет? Почему?», «Правильно ли я говорю (делаю), «Что оказалось лишним и по каким причинам?», «Почему выбраны разные предметы (картинки), «Что не соответствует?». Воспитанники постоянно практикуются в построении предложений, выстроенных с соблюдением логической последовательности слов, согласно правил и норм русского языка.

Представляю свой педагогический опыт на уровне ДОО для педагогов и родителей в форме мастер-классов и тренингов: «Зачем нам правильная речь», «Игры на развитие речевого дыхания», «Основные признаки отклонений от нормы речевого развития», «Виды творческих заданий по обучению различным видам рассказывания», открытых занятий по развитию речи для педагогов по теме «В лес за грибами», «Влияние сказкотерапии на развитие личности ребенка, имеющего речевые нарушения», «В гостях у сказки», на базе МБДОУ «Д/с № 24» в 2019г, в рамках городской логопедической недели совместно с логопедом ДОУ провела открытое интегрированное занятие для педагогов по теме «Книга, в которой живут сказки».

Важно помнить, что воспитатель является полноценным участником коррекционного процесса. Владение базовыми знаниями о структуре речевого дефекта, о причинах и проявлениях общего недоразвития речи, представление о пластичности и подвижности психических процессов в детском возрасте, а также владение современными методиками и технологиями развивающего обучения позволит грамотно организовать учебно-воспитательный процесс и правильно выстроить межличностные отношения с детьми с учетом их индивидуальных особенностей. А преемственность в работе учителя-логопеда, воспитателя и других специалистов ДОУ поможет успешно преодолевать имеющиеся недостатки речи детей и сформировать у них базовые знания и умения для дальнейшего школьного обучения.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год