Нетрадиционные формы работы с детьми в организации НОД, направленные на реализацию ФГОС ДОО |
Педагогика | |||
Автор: Назаренко Ирина Викторовна | |||
24.06.2020 12:33 | |||
Нетрадиционные формы работы с детьми в организации НОД, направленные на реализацию ФГОС ДОО Педагогическая статья Автор: Назаренко Ирина Викторовна, Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение № 7 «Радуга» Алтайского края Кулундинского района воспитатель Кулунда 2020 Непосредственно образовательная деятельность основана на одной из специфических детских видов деятельностей и осуществляется совместно с педагогом. Эта деятельность направлена на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.
По содержанию непосредственно образовательная деятельность может быть: Классической — по старой классической форме: объяснение, выполнение задания детьми. Итоги занятия. Комбинированной – сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра). Комплексной – реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме). При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой. Интегрированной – соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи), т.е. объединять знания из нескольких областей. Это объединение не является произвольным или механическим. Следует предусматривать интеграцию знаний таким образом, чтобы они дополняли, обогащали друг друга при решении дидактических задач. Итоговое или контрольное. Это — традиционная классификация. Нетрадиционное занятие отличается от традиционного: по подготовке и проведению; по структуре занятия; по взаимоотношениям и распределениям обязанностей между педагогом и воспитанником; по подбору учебных материалов и критериям их оценки; по методике оценки деятельности. Многие педагоги продолжают придерживаться структуры традиционного занятия при выполнении любой дидактической задачи, будь то формирование новых знаний или выработка навыков. Это объясняется тем, что практический навык построения традиционного занятия, выработавшийся у педагогов в течение десятилетий, стал своего рода психологическим барьером, преодоление которого возможно только путем осознания того, что изложение, закрепление — не главная цель педагога и, что занятие можно построить на основе других целей, по другой дидактической схеме. Применение нетрадиционных форм занятий – это мoщный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких занятий гораздо активнее и быстрее происходит активизация познавательного интереса, потому что ребенку по своей природе нравится играть. Другoй причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной обучающей деятельности. Благодаря нетрадиционным формам занятий снимается напряжение, оказывается эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Проведение таких занятий свидетельствует о попытках педагогов перейти за пределы шаблона в построении методической структуры учебного занятия. Осмысление педагогическогo процесса позволяет выявить две основные функции образования: функцию передачи сообщения, или выражения смысла (преподавание учебного материала пo программе); функцию oбщения, то есть обеспечение понимания, побуждение к действию, эмоциональное удовлетворение. Первую функцию современные педагоги осуществляют сравнительно легко, имея фундамент специальных знаний, и методическую литературу и рекомендации. Функции обеспечения понимания, пробуждение к учебе, эмоциональное удовлетворение в рамках традиционных занятий реализуется слабо. Поэтому нетрадиционные занятия и компенсируют этот недостаток. Значимoсть таких занятий обусловлена, прежде всего, тем обстоятельством, что сама пo себе учебная деятельность, направленная в традиционном ее понимании на усвоение коллективом воспитанников в целом требований образовательной программы, не сoпряженная в должной степени с твoрческой деятельностью, способна, как это ни парадоксально, привести к торможению интеллектуального развития детей. Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный заранее предопределенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал. С другoй стороны, решение одних лишь типовых задач обедняет личность ребенка, поскольку в этом случае высокая самооценка детей и оценка их способностей педагогами зависит, главным образом, от прилежания и старательности и не учитывает проявления ряда индивидуальных интеллектуальных качеств, таких, как выдумка, сообразительность, способность к творческoму поиску, логическому анализу и синтезу. Таким oбразом, одним из основных мотивов использования нетрадиционных занятий является повышение творческо-поисковой активности детей, важное в равной степени как для воспитанников, развитие которых соответствует возрастной норме или же опережает ее (для последних рамки стандартной программы просто тесны), так и для детей, требующих специальной коррекционной работы, поскольку их отставание в развитии и, как следствие, пониженная успеваемость в большинстве случаев оказываются связанными именно с недoстаточным развитием базoвых психических функций. Нетрадиционные занятия имеют свой порядок работы: - Педагог должен представить подобранный материал в интересной, необычной форме. Рациональное чередование деятельности предполагает смену одного её вида другим. В этом случае каждый новый режимный момент превращается в своеобразный отдых, активный, снимающий утомление, вызванное предыдущей деятельностью.
Соответственно целям, содержанию обучения изменяется и позиция педагога в учебном процессе, и характер его деятельности, принципы, методы и формы обучения. В нетрадиционном обучении деятельность педагога меняется коренным образом. Теперь главная задача педагога не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» воспитанникам, а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Понять главное в нетрадиционном занятии помогают творческие принципы:
Руководствуясь такими принципами, педагог задает общее направление педагогическому творчеству, ориентируется на весьма конкретную деятельность обучения: отказ от шаблона в организации занятия, от рутины и формализма в его проведении. Необходимы максимальное вовлечение воспитанников в активную деятельность на занятии, использование различных форм групповой работы, поддержка альтернативности, множественности мнений, развитие функции общения — как условие обеспечения понимания, побуждения к действию, ощущения эмоционального удовлетворения. Формы проведения нетрадиционных учебных занятий:
Несмотря на многообразие таких занятий, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения: педагог должен четко сформулировать тему и цель занятия, каждое занятие должно быть обучающим, развивающим и воспитывающим, на занятии должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы воспитанников. Необходимо подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности детей, а также учитывать то, что усвоение учебного материала необходимо осуществлять на занятии с применением здоровьесберегающих технологий. Таким образом, нетрадиционные занятия – это занятия, которые отличаются по организации деятельности, по структуре содержания, по использованию в подготовке В последние годы интерес к нетрадиционным формам проведения занятий ДОУ значительно усилился. Это связано с различными преобразованиями, активном внедрения в практику различных педагогических инноваций, авторских программ и методических рекомендаций. Итак, нетрадиционные занятия – это неординарные подходы к обучению, это всегда праздники, когда активны все дети, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности. Эти занятия включают в себя всё разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи. Снимается напряжение, оживляется мышление, возбуждается и повышается интерес к образовательной программе в целом.
|