Педагогика | |||
Автор: Смирновская Кристина Владимировна Сомко Елена Евгеньевна Рубан Льдмила Аркадьевна | |||
02.06.2020 07:39 | |||
Методический продукт реализации инновационного проекта «OPEN SPACE», как модель позитивной социализации детей в рамках реализации ФГОС дошкольного образования» Педагогический алгоритм «Счастливый ребенок» Авторский коллектив: старший воспитатель Е.Е. Сомко, старший воспитатель Смирновская К.В., воспитатель Рубан Л.А. ст. Староминская 2020 год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Ладушки» муниципальное образование Староминский район Предисловие: «Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…» Выготский Л. С Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Следовательно, в рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Игра является доминирующей деятельностью в дошкольном возрасте и основным инструментом педагогического воздействия. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра — это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И задача педагога – правильно и умело помочь детям приобрести в игре и через игру социально- коммуникативные навыки. Изучив педагогическую и психологическую научность вопроса, вашему вниманию предлагаю разработанный алгоритм «Счастливый ребенок» и подборку игр, которые способствуют динамичному и положительному развитию социально – коммуникативных навыков старших дошкольников. Методическая разработка может быть полезна для педагогов детских образовательных учреждений и родителей воспитанников. Задачи алгоритма:
Методы и приемы алгоритма:
Алгоритм «Счастливый ребенок» 1. Ритуал приветствия «Вместе мы одна семья» Педагогическая цель: Создавать положительный эмоциональный фон ребенка. 2. Мозговой штурм Педагогическая цель: Побуждать детей к проявлению инициативы и активности в решении проблемных ситуаций: «Научи своего друга тому, что умеешь сам» Ситуации гуманистического выбора «Как быть, что делать?» 3. Акция «Наши добрые дела» Педагогическая цель: Формировать положительное отношение к себе и к окружающим, доброжелательность и отзывчивости на происходящее вокруг. 4. Игротека Педагогическая цель: Развивать социально- коммуникативные умения и навыки. 5. Минута славы «Мы такие разные» Педагогическая цель: Способствовать самовыражению и самореализации ребенка в детском коллективе. Стихи- приветствия Ходит солнышко по кругу Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх) А также порадуемся улыбчивым лицам (Улыбаются друг другу) И всем, кто живет на этой планете, (разводят руками) «Доброе утро!» скажем мы вместе (берутся за руки) «Доброе утро!» — маме и папе «Доброе утро!» — останется с нами. Здравствуй, Солнце! (Руки поднять вверх) Здравствуй, Земля! (Руками над головой описать большой круг) Здравствуй, планета Земля! (Плавно опустить руки на ковер) Здравствуй, наша большая семья! (Описать большой круг над головой, все ребята берутся за руки и поднимают их вверх) Что за чудо-чудеса: раз рука и два рука! Вот ладошка правая, вот ладошка левая. И скажу вам, не тая, Руки всем нужны, друзья! Сильные руки не бросятся в драку, Добрые руки погладят собаку. Умные руки умеют лепить. Чуткие руки умеют дружить! Станем рядышком, по кругу, Скажем "Здравствуйте! " друг другу. Нам здороваться ни лень: Всем "Привет! " и "Добрый день! "; Если каждый улыбнётся – Утро доброе начнётся. – ДОБРОЕ УТРО! Проблемные ситуации Если ты нечаянно обидел товарища. Если с тобой никто не хочет дружить. Если твоего друга обидели. Если твой друг заплакал или загрустил. Если твоего друга воспитатель похвалила на занятии, а тебя нет. Если у твоего товарища что-то не получается выполнить. Если твой друг принёс в детский сад игрушку, которую ему купили родители, а у тебя такой нет, хотя ты давно мечтаешь о ней. Если твой друг знает больше, чем ты. Если твой друг нарушил правила поведения в группе. Если ты видишь, что кто- то из ребят бросает мусор на дорожку. Что делать, если по дороге домой ты встретил бездомного котенка. Как поступить, если ты сломал игрушку. Если мама заболела. Что делать, если у тебя нет настроения. Как быть если с тобой товарищ не хочет делиться игрушкой. Варианты проводимы акций «Наши добрые дела» «Вместе мы одна семья» «Научим малышей как надо…» «Дворнику помогаем — на площадке убираем» «Мы с природою дружны» «Сделал доброе дело — гуляй смело» «Подари улыбку другу» «Умеешь сам – научи товарища» «Калейдоскоп вежливости» Игротека Игры на развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста 1. «Назови себя» Цель: учить представлять себя коллективу сверстников. Ход: ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе. 3. «Волшебный стул» Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова. Ход: один ребёнок садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят о нём добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать. 4. «Передача чувств» Цель: учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом. Ход: ребёнку даётся задание передать «по цепочке» определённое чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Затем дети обсуждают, что они чувствовали при этом. 5. «Перевоплощение» Цель: учить умению перевоплощаться в предметы, животных, изображая их с помощью пластики, мимики, жестов. Ход: дети по очереди загадывают определённый «образ», изображают его, не называя. Остальные отгадывают, давая словесный портрет. Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста 1. Холодно – горячо, право – лево Воспитатель прячет условный предмет (игрушка), а затем с помощью команд типа «Шаг вправо, два шага вперёд, три влево» ведёт игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Когда дети научатся ориентироваться в пространстве по словесным указаниям взрослого, можно использовать план-схему. 2. Обыграй превращение Ведущий по кругу передаёт предметы (мяч, пирамидка, кубик и др.), называя их условными именами. Дети действуют с ними так, как если бы это были названные взрослым объекты. Например, по кругу передают мячик. Ведущий называет его «яблоко» — дети «едят» его, «моют», «нюхают» и т.д. 4. Глаза В качестве образцов воспитатель использует изображения из геометрических фигур. Перед началом игры вместе с детьми анализирует эти изображения, распределяет детей на пары: у одного глаза завязаны, у другого – нет (он – «глаза своей пары). Далее ребёнок с завязанными глазами рисует на бумаге, слушая команды «глаз»: «Вправо, влево, вверх, вниз, влево…» (команды даются с опорой на образец). Затем дети меняются ролями, игра повторяется. 5. Я не должен Воспитатель заранее готовит сюжетные картинки, связанные с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями (в системах взрослый – ребёнок, ребёнок – ребёнок, ребёнок – окружающий мир), и шаблон «Я не должен» (например, изображение знака «— «). Ребёнок раскладывает около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром, объясняют свой выбор. Остальные дети выступают в роли наблюдателей и советчиков. Игры на преодоление негативных эмоций, гнева у детей дошкольного возраста 1. «Ругаемся овощами» Цель: учить преодолевать негативные эмоции, гнев. Ход: ведущий предлагает поругаться, называя друг друга не плохими словами, а овощами. 2. «Изобрази животное» Цель: снятие психоэмоционального напряжения. Ход: ведущий предлагает изобразить злых (добрых) животных, порычать, подвигаться как животные. Сначала лучше изобразить каких-нибудь хищников (тигр, волк), а потом «добрых» животных (котёнок, щенок). 3. «Собака-поводырь» Цель: развивать чувство доверия к близким. Ход: дети становятся в пары, одному завязывают глаза, другой водит его по комнате. 4. «Не поделили игрушку» Цель: учить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение. Ход: детям предоставляются разные яркие игрушки, которые можно разобрать, идёт решение конфликтных ситуаций, обсуждаются все версии детей, как бы повели себя младшие и старшие братья и сёстры. 5. «Уходи, злость, уходи» Цель: снятие психоэмоционального напряжения. Ход: ведущий предлагает прогнать это настроение. Дети кричат: «Уходи, злость, уходи!», могут стучать руками и ногами по полу, скомкать или разорвать рисунок злого человека, затем расслабленно лежат на ковре, слушая музыку. Добрые сказки «Самый добрый» Заспорили как-то зверята – кто из них самый добрый? «Чего уж тут и думать, — рассудила Лисичка — добрый тот, кто красивый. Недаром слова эти почти одинаково звучат: «красота» – «доброта». Ну, а коли я — самая красивая, так и добрая». «Нет, самый добрый – я! — возразил Бельчонок. — Ну-ка, вспомните, кто вас вчера орешками угостил? Сами нахваливали, какие вкусные были орешки». «У тебя вчера день рождения был, вот мама-Белка всем нам орешки и насыпала, — возмутился Зайка. – А я, между прочим, на свой день рождения всех морковкой, капустным листом и березовым соком угощал. Выходит, и я добрый!» На что Енот стал перечислять свои добрые дела: «Утром поднялся — кроватку убрал, позавтракал — маме «спасибо» сказал, муравья на тропинке не раздавил, муравейник на опушке не разорил. Получается, я — самый добрый из всех!» «Хватит спорить! – угрожающе заворчал Медвежонок — В нашем лесу самый добрый – это я! Никого не обижаю, не кусаю, не толкаю! А мог бы, ведь я среди вас самый сильный!» У пенька сидел Мышонок и с горечью думал: «Один я среди зверят недобрый. Маме помог – в норке убрался, а вот с братиком младшим поиграть отказался. Хомячка навестил, когда тот простудился, но за зернами сбегать на луг поленился. Куст земляничный на полянке нашел, сам ягоды скушал и дальше пошел. И ни с кем не поделился…» Вспомнил об этом мышонок и вздохнул. Разошлись зверята по домам, каждый уверенный в своей правоте. А мышонок остался на поляне один. Сидел на пеньке и думал о том, как же научиться быть добрым? «Сказка о трех медвежатах» Было у Медведицы три медвежонка – Крепыш, Крутыш и Топтыш. Крепыш считался самым сильным. Каждое утро он делал зарядку и мог поднять одной лапой тяжелое сосновое полено. Крутыш был ловким и смелым. Ему нравилось прыгать с обрыва в реку, лазить по деревьям и так грозно рычать, что звери по соседству разбегались или прятались в норы. Топтыш, в отличие от братьев, не мог похвастаться удалью. Прыгнуть с разбегу в реку он не решался. Тяжелое бревно ему никак не поддавалось: лапки подкашивались, и он валился на землю. «Какой ты у нас неуклюжий!» — удивлялись Крепыш и Крутыш. Зато Топтыш имел доброе сердце. Но это не так заметно со стороны как сила или ловкость. Как-то ясным летним утром мама Медведица достала из берлоги два вместительных деревянных бочонка и засобиралась в дальний лес за медом. Она попросила медвежат не убегать далеко от дома и пообещала к обеду вернуться. Как только мама Медведица скрылась за опушкой, медвежата затеяли шумную игру. Они скатывались кубарем с небольшой горки, кувыркались и бегали друг за другом. Потом Крепыш стал показывать братьям свою силу. Сначала он поднял одно бревно, потом сразу два, а после вырвал с корнем старый пень, который много лет стоял посреди поляны и весь покрылся зеленым мхом. Крутыш в ответ на это забрался на полено, с которым тренировался Крепыш, и, ловко передвигая лапами, покатился на нем, воображая себя артистом. Потом он прыгнул в реку, переплыл на другой берег и вернулся назад. А Топтыш с восхищением наблюдал за братьями, улыбался и хлопал в ладоши. Прошло время, и за деревьями показалась мама Медведица. Она несла тяжелые бочонки, наполненные медом. Медведица тяжело дышала и медленно ступала лапами по траве. Медвежата тут же бросились к ней навстречу. - Мама, посмотри, какой я ловкий! — закричал Крутыш, вскочил на бревно и стал перекатывать его лапами. - Мама, посмотри, какой я сильный! – перебивал Крепыш, поднимая над головой большой старый пень. - Давай я помогу, мама, ты же устала, — тихо сказал Топтыш и взял тяжелый бочонок с медом. - А кто же из вас самый внимательный? — спросила мама Медведица своих медвежат. Крутыш и Крепыш переглянулись и подошли к маме… Через минуту по тропинке друг за другом шли три медвежонка. Один из них — самый сильный — нес на плече тяжелый бочонок с медом. Двое других за деревянные ручки аккуратно несли второй бочонок. Позади брела усталая, но довольная мама Медведица. «Подрастают мои медвежата» — думала она и улыбалась. Литература
|