Образовательное пространство дошкольников вне группы. |
Педагогика | |||
Автор: Иванова Людмила Александровна | |||
07.05.2020 12:31 | |||
Образовательное пространство дошкольников вне группы. Современная концепция общего образования, регламентируемая на уровне дошкольного общего образования Федеральным государственным образовательным стандартом, во главу угла ставит идею развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Дошкольное детство — небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. Развитию пространственного мышления дошкольников принадлежит особая роль. Пространственное мышление — это та база, на которой строится большая часть учебной деятельности. Особенно актуальным это стало в современном мире, когда возросла роль схематичности, графических изображений, условных обозначений. Одним из главных условий формирования пространственного мышления является организация в дошкольном отделении оптимального образовательного пространства. Требования к организации развивающей образовательной среды также регламентируются ФГОС ДО.
Отвечая современным требованиям, образовательное пространство должно быть оформлено таким образом, чтобы ребенок получал не навязанные знания, которые усваиваются хуже, а комбинированные, в форме игры. Предметная среда в нашем дошкольном отделении имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Наши дети тренируют пространственное мышление «на местности», выполняя специальные развивающие задания, решая проблемные ситуации. Мы хотим поделиться своими идеями оформления образовательной среды в рамках поставленных задач. Не имея возможности расширить границы наших групповых помещений, мы задействовали все свободное пространство дошкольного здания (лестничные пролеты, коридоры, межкабинетную территорию). Учитывая возрастные особенности детей, разделили занимательные задания на 2 блока:
К 1-му блоку относятся задания: - ЖИВЫЕ БУКВЫ (карточки с буквами, к которым привязаны картинки). Вызывая интерес к грамоте, мы формируем потребность в чтении у детей старшего дошкольного возраста. На эту цель ориентировано и наше ЧУДО-ДЕРЕВО. - ВОЛШЕБНЫЙ ПАРОВОЗ, который учит наших детей таким понятиям, как расположение предметов в пространстве, ориентированность объектов по их направлениям. - ЗАМОК ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР ориентирован на детей с 3-х летнего возраста. Различая основные геометрические фигуры, ребенок сопоставляет их с предметами, которые нас окружают (круг- солнце, квадрат — стол и так далее), формируя при этом интуитивное понимание отношений между предметами. Ко 2-му блоку относятся следующие зоны:
Развивая мышление, дети знакомятся с объектами живой и неживой природы во всем ее многообразии, учатся делать правильные умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи процессов и явлений, логически рассуждать, связно и убедительно излагать свои мысли.
Одним из приемов по выявлению сформированности навыков пространственного мышления является ежегодное проведение Квест-игры «Найди клад» по схемам и подсказкам. Оформление образовательного пространства таким образом идеально сочетает игровой и обучающий компоненты. Наши будущие первоклассники будут неосознанно, без усилий, но с интересом, желанием и спортивным азартом совершенствовать жизненно необходимый навык – пространственное мышление. Именно оно станет основой функциональной грамотности наших воспитанников в будущем. В новых, современных условиях требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям. Обладая функциональной грамотностью, они будут способны вступать в отношения с внешней средой, максимально быстро приспособившись, функционировать в ней.
|