ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «КЛУБНЫЙ ЧАС» |
Педагогика | |||||||||||||||||||||
Автор: С. В. Климович Ю. Н. Филиппова | |||||||||||||||||||||
03.05.2020 13:31 | |||||||||||||||||||||
ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «КЛУБНЫЙ ЧАС»
МБДОУ «ДСКВ № 37» МО г. Братск Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, эмоциональных и социальных компетенций в игре, современной деятельности со сверстниками. В ФГОС Дошкольного образования указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социального развития детей. Мы хотим поделиться опытом внедрения педагогической технологии «Клубный час», которая является частью проекта Н. П. Гришаевой «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации».
«Клубный час – это методика развития саморегуляции, способствующая осуществлению свободного выбора осознанию своего поведения. Нами было выбрано особое направление инновационной деятельности ДОУ кружковая работа по финансовой грамотности «Академия кота Матроскина", связанной с поддержкой детской инициативы, через использование в педагогической практике авторской технологии эффективной социализации дошкольников «Клубный час» Гришаевой Натальи Петровны. Н. П. Гришаева, указывая важность социализации дошкольников, то есть умение жить в социальном обществе, считает, что новой задачей дошкольной организации становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников. Она считает, что предложенные ею технологии позволят изменить образовательный процесс. Развитие способности к принятию собственных решений на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта, развитых навыков саморегуляции поведения. В результате анализа литературы сформулированы понятия самостоятельности и инициативности дошкольников. Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека. Самостоятельность – это обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Невозможно реализовать педагогическую технологию без четкого определения цели, а именно: воспитывать у детей самостоятельность и ответственность за свои поступки. Учить детей ориентироваться в пространстве. Воспитывать дружеское отношение между детьми, уважительное отношение к окружающим. Учить планировать свои действия и оценивать их результаты. Учить детей решать спорные вопросы. Успешное внедрение этой технологии является желание и участие всего педагогического коллектива, чтобы заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства. Для того чтобы клубный час прошел успешно и интересно, необходимо провести предварительную работу с педагогами, а так же предварительная работа с детьми:
После предварительной работы мы выбираем тип клубного часа. В педагогической технологии Н. П. Гришаевой выделено три типа «Клубного часа»: «Свободный» — дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам. «Тематический» — включены в ситуацию месяца. Например, в ситуацию «Профессии», это конкурс рисунка на заданную тему, викторины «Разные профессии» и т. д. «Деятельностный» — в основу положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности, т.е. например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, музыкальном зале спектакль, в одной группе пекут пирожки, в другой шьют платья куклам т.д. Технология «Клубного часа» проста: 1 раз в неделю проходит кружковая работа клубного часа по финансовой грамотности «Академия Кота Матроскина». Клубный час проходит в рамках краткосрочных практик. Педагоги организуют площадки на территории детского сада: в группах, в холле, кабинетах специалистов: «Уроки домовенка Кузи»; «Банковское дело» – сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, знакомство с банком; «Юные предприниматели» – сюжетно-ролевые игры, кафе, ателье, мастерские. Чтобы клубный час прошел интересным, и дети могли проявить инициативу и самостоятельность, создается развивающая предметно – пространственная среда группы данного помещения. А так же группа наполняется в соответствии с темой (дидактическими играми, лепбуками, атрибутами к сюжетно ролевым играм, материалами для мастер – классов и так далее). Практики проводятся в разнообразных формах: сюжетно-ролевые игры, мастер – классы, викторины, квесты, исследовательская деятельность и так далее. Для детей есть определенные правила, которые создаются и обговариваются совместно с детьми и принимаются безоговорочно. Правила располагаются рядом с экраном выбора. За несоблюдение правил детям вклеивается в дневник три предупреждения, или он лишается трех фишек. Это означает, что на следующий клубный час ребенок остается в группе. Ребенок, выходя из группы, заранее знает, чем и в каких местах можно будет заняться, в этом помогает ему экран выбора. По сигналу колокольчика дети собираются на клубный час. Педагог, озвучивает, какие практики клубного часа открыты, какое количество участников может в них быть. Дети получают дневники – практики, в которых отмечается их успешность выполнения практики и поведения, а так же собираются компаниями по выбранным практикам и отправляются на них все вместе. По истечению часа все ребята возвращаются в свои группы и вместе с воспитателем на «Рефлексивном круге» обсуждают, какие клубы они сегодня посетили, что их удивило и заинтересовало, или чему новому они научились и куда они хотели бы пойти в следующий раз. Дети составляют план на следующий Клубный час. Анализ посещения детьми клубов позволяет выявить устойчивость интересов к какому – то виду деятельности, оценить умение детей планировать свои действия и ориентировку в пространстве. Таким образом, мы убедились, что внедрение технологии «Клубный час» способствует формированию у дошкольников следующих личностных качеств: ответственность, инициативность, самостоятельность, коммуникабельность. У многих детей снижается уровень агрессивности и конфликтности. Дети переносят правила поведения клуба в повседневную жизнь. И как следствие, у детей формируется предпосылки к учебной деятельности и успешной социализации. Творческой группой ДОУ на заседании был составлен план «Клубного часа» на учебный год. Есть единая тема и практики, которые могут посещать дети.
Литература 1. Михайлова-Свирская Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. Пособие для педагогов ДОО. (Работаем по ФГОС дошкольного образования) – М.: Просвещение, 2015.-128с. 2. Михайлова-Свирская Л.В. Детский совет: методические рекомендации для педагогов. – М.: издательство «Национальное образование», 2015.-80с. 3. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. ФГОС. /Автор ст. научный сотрудник ИС РАН Гришаева Наталья Петровна//Редактор Сухова Е.А.: Издательство Вентана-Граф. – 76с.
|