Использование системы дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей дошкольного возраста |
Педагогика | |||
Автор: Федотова Светлана Юрьевна | |||
18.03.2020 00:55 | |||
Использование системы дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей дошкольного возраста Федотова Светлана Юрьевна, воспитатель МБДОУ №104 города Томска. Сенсорное воспитание ребенка — это воспитание его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п. Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание — это одна из основных сторон дошкольного воспитания. Именно сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).
Можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании младших дошкольников от рождения до 6 лет.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить младших дошкольников способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у младших дошкольников аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины. Особо важным является вопрос о связи сенсорного воспитания, осуществляемого при помощи предлагаемой системы, с сенсорным воспитанием, проводимым при обучении продуктивным видам деятельности (рисование, лепка и др.). Продуктивные виды деятельности начинают складываться на третьем году жизни ребенка, но обучение в этом возрасте еще не занимает значительного места. Поэтому для младших дошкольников раннего возраста еще нет смысла разграничивать продуктивную деятельность и дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию. Таким образом, следует сделать вывод, что основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания младших дошкольников. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения младших дошкольников, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций. Познание окружающей действительности основывается на конкретных ощущениях и восприятии, то, что мы видим, осязаем, слышим. В дошкольном возрасте непосредственное, чувственное познание – основной источник знаний об окружающем мире. В дидактических играх и упражнениях надо предоставлять детям возможность. Повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии.
В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Знакомство с формами, величинами, цветами, пространственными представлениями, звуками. Однако, как обнаружилось в исследованиях, на занятиях нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания. Важная роль по прежнему должна принадлежать дидактическим играм, но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников. Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к обучению на занятиях по ознакомлению с обобщенными представлениями, с общественно — установленными сенсорными эталонами: геометрические фигуры, цвета солнечного спектра. Необходимо отметить, что руководитель дидактическими играми должен всемерно сохранять заинтересованность младших дошкольников в игре, самостоятельную игровую форму. Регулярно проводится контроль за состоянием сенсорного развития младших дошкольников: 1-й уровень: хаотичные пробы и ошибки. 2-й уровень: целенаправленные пробы. 3-й уровень: безошибочно подбирает детали. Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам. Если материал неизвестен детям, необходимо более активное педагогическое воздействие. В содержание дидактических игр игрушек особенности национального характера, природы, истории, труда, быта того или иного народа. Из поколения в поколение передаются дидактические игрушки, созданные народом для развития речи, воли, внимания, точности к координации движений. Формирование представлений о цвете, форме (бирюльки, складные бочонки, яйца, конусы из разных цветных колец разной величины, матрешки, пирамидки, башенки). Виды дидактических игр:
Обязательным элементом дидактическим игр является:
Классификация игр:
Методика организации дидактических игр: Организация дидактических игр осуществляется педагогом в трех основных направлениях подготовка к проведению дидактической игры, ее применение и анализ. Подготовка:
От младших дошкольников требуется: умение обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из – за неудачного результата. Используя дидактическую игру в воспитательно – образовательном процессе, через её правила и действия у младших дошкольников формируется корректность, доброжелательность, выдержка. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил является и контролируется действиями. Само, воспитание игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Методы обучения – это система действий педагога, организующая практическую и познавательную деятельность младших дошкольников, которая направлена на усвоение содержания.
Для младших дошкольников третьего года жизни характерно обладание чувственного познания окружающего мира. Воспитатель выбирает такой дидактический материал (куклу, игрушку), который дети могут обследовать и действовать с ним. При проведении дидактической игры с детьми младшего возраста воспитатель объясняет правила по ходу игры. Большую требовательность нужно предъявлять к своим жестам, мимике. Маленький ребенок чутко реагирует на выражение глаз, мимику, улыбку воспитателя. При объяснения правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд, то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что именно ему рассказывают об игре. Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит младших дошкольников к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствам, изображения на картинках. Если в игре используются стихотворения, потешка, воспитатель знает их наизусть, читает их выразительно. Подводя итог с детьми младшего возраста, воспитатель, как правило, отмечает только положительное поведение младших дошкольников во время проведения дидактической игры.
|