«Тематические недели, как средство организации проектной деятельности с детьми» |
Педагогика | |||
Автор: Надымова Зоя Ивановна | |||
05.03.2020 21:31 | |||
«Тематические недели, как средство организации проектной деятельности с детьми» Актуальность Одним из основных принципов дошкольного образования является построение образовательной деятельности, на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования, а так же сотрудничество детей и взрослых, признания ребёнка полноценным участником образовательных отношений. Эти принципы способствуют формированию целостной картины мира ребёнка.
Эта тема актуальна по целому ряду причин. Во-первых, ребёнок получает позитивный социальный опыт и ситуации, которые стимулируют его личностный рост и саморегуляцию. Во-вторых, ребёнок учится поиску новых не стандартных решений и действий в самых разных обстоятельствах. В третьих умение ребёнком проявлять продуктивную инициативу. Эти причины позволяют решить одну из важных задач Закона об образовании РФ – развитие и поддержка детской инициативы. Реализация поддержки детской инициативы определена целевыми ориентирами ФГОС ДО. Сегодня одной из наиболее яркой, развивающей, интересной, значимой, как для взрослых, так и для детей является проектная деятельность. В основу проекта заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей и родителей. Такие проекты объединены определенной практической темой. Описание опыта Темы недели я определяю в соответствии с Образовательной программой ДОУ, которые включены в тематическое планирование Рабочей программы группы. Планирование соответствует календарным праздникам, лексическим темам, направлению работы дошкольного учреждения и группы в частности. В своей практике я использую четыре вида проекта, каждый из которых обладает своими особенностями:
В зависимости от темы и поставленных задач наши проекты были познавательными, нормативно – исследовательскими, а так же включали все четыре вида. Например: Тема недели «русская кукла — матрёшка».
Любой наш проект мы реализуем поэтапно. На первом этапе создание ситуации в ходе, которой дети самостоятельно приходят к формированию темы и основных задач. На втором этапе мы реализуем проект (дети совместно с взрослыми находят ответы на поставленные вопросы и решают задачи первого этапа). На третьем этапе дети и взрослые презентуют результаты проекта. Четвёртый этап очень важен, так как выставка результатов в дальнейшем используется в предметно – развивающей среде нашей группы. Цель моей работы: всестороннее развитие детей дошкольного возраста, используя проектную деятельность в рамках тематической недели. Достигая поставленной цели я решила ряд задач:
При достижении первой задачи, мы опирались на постановку проблемной ситуации, которую решали в течение недели. Тема недели была мини проектом, в котором детям предстояло выяснить, узнать, понять, что-то новое неизведанное. Темы недели были самыми различными – как более конкретными «Дома», «Игрушки», «Транспорт», так и достаточно абстрактными «Дружба», «Мои права», «Превращения», как более близкими практическому опыту детей «Домашние животные», «Посуда», «Зима», так и удалёнными «Космос», «Море». В младшем дошкольном возрасте название темы недели я формулирую самостоятельно, а в старшем дошкольном возрасте дети самостоятельно формулируют её название. Принципы выбора темы недели:
Например: Уважаемые родители, тема недели с 16 по 20 сентября «Посуда»! На этой недели мы узнаем много нового и просим вас принять активное участие. Задание-просьба:
Таким образом, дети и родители накануне получают первичное задание для самостоятельной поисковой деятельности по предстоящей теме. Каждый день у нас проходит «Утренний сбор», или как мы любим называть его с детьми «Утренний позитив». Который состоит из: 1. Приветствие: я предлагаю детям поприветствовать друг друга в определенной форме или по определенной традиции. Например, на разных языках, как инопланетяне, шуточно, в форме комплиментов и т.п. ( «Здравствуйте друзья!», «Сердце», «Свеча», «Взявшись за руки», «Загадки и описания», «Жмурки», «Микрофон», «Рукопожатие», «Клубочек» и т.д.). 2. Новость дня (обмен информацией): темы новостей могут быть и свободными, и «заданными». Например, в понедельник традиционно обсуждается «Новости выходного дня» в другие дни может быть новостью день рождение одного из воспитанников или, например ребенок сообщает о том, что у них кошка окотилась. 3. Письмо задание (что предстоит сделать, о чем узнать, во что поиграть, зачем наблюдать и т.д.) Пример такого письма представлен на слайде и как вы заметили, я использовала его в начале своего выступления. После письма я использую «Модель трех вопросов». Пример перед вами на слайде. Обозначенная тема проходит красной линией в течение всего дня и так ежедневно в течение учебной недели. Во всех центрах активности, на занятиях и в свободной игровой деятельности, так или иначе, детям предоставляется информация и предлагается материал по теме недели. Например: Предлагаю вам обратить внимание на слайд. Перед вами тема недели «Дед Мороз» Научные исследования говорят о том, что когда мы получаем информацию, мы ее принимаем и понимаем если: Слушаем – 5% Читаем – 10% Аудио, видео – 20% Наглядное пособие – 30% Обсуждение в группе – 50% Обучение и практические действия – 70% В роли обучающего – 90% Огромную роль, в раскрытии любой темы, играет образовательная и предметно-пространственная среда группы. Я уделяю большое внимание оснащению каждого центра активности по заданной теме. На слайде представлены примеры оформления центров по разным темам недели. В пятницу организую Вечерний сбор, который помогает нам с ребятами проанализировать наши достижения, успехи, трудности и то, что больше всего понравилось или запомнилось по пройденной теме. Так же я акцентирую внимание на том, что дети выяснили или узнали самостоятельно или с помощью родителей. На вечернем сборе мы обсуждаем тему следующей недели. Всем известно, что проектная деятельность предполагает продукт совместной деятельности. Такими продуктами в моей практике являются:
|