Обогащение сенсорного опыта детей посредством дидактического материала. |
Педагогика | |||
Автор: Ковшова Светлана Львовна | |||
20.02.2020 13:16 | |||
Обогащение сенсорного опыта детей посредством дидактического материала. Раннее детство – основа общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начинаний. Неотъемлемым условием успешного развития ребенка является приобретение им чувственного опыта в первые три года жизни, ведь ранний возраст – это период, когда ребенок интенсивно впитывает в себя социальный опыт человечества. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Происходит совершенствование деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная, она оказывает влияние на все сферы психики детей, определяя во многом специфику их общения с окружающим. Профессор Н. М. Щелованов, называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Игры — занятия с дидактическим материалом являются одним из специфических видов предметной деятельности детей раннего возраста, где развивается представление о цвете, о форме, величине, улучшается ориентация в пространстве, что на данном этапе возрастном этапе составляет основу сенсорного развития.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (О. Декроли, М. Монтенссори, Ф. Фребель), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Л. А. Венгер, А.В. Запорожец, Э.Г. Пилюгина, Н.П. Саккулина, Е.И. Михеева, А.П. Усова и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение сенсорного развития, является одной из основных сторон раннего воспитания. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине). Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра — самая любимая и естественная деятельность дошкольников. "Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего", — говорила Н. К. Крупская. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир. Для детей раннего возраста, так же, как и для младенцев характерными являются сенсорные игры. Малыши с удовольствием возятся с песком, плещутся в воде, перекладывают предметы, пробуют их на вкус. Благодаря сенсорной игре дети узнают о свойствах физиологических и чувственных возможностях, а также о свойствах вещей, которые их окружают. Однако решающими в сенсорном развитии личности малыша являются социальные условия его жизни, т. е. общение, обучающие воздействия взрослого, влияние окружающей дидактической среды. При этом именно педагогические воздействия во многом определяют уровень развития ребенка. Систематическое целенаправленное использование совместных с педагогом и родителями игр-занятий с дидактическими материалами и игрушками, учитывая возрастные и индивидуальные особенности малышей, создание благоприятного эмоционального фона и дидактической среды, ведёт к обогащению сенсорного опыта детей в раннем возрасте.
|