Статья «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников в процессе экспериментальной деятельности» |
Педагогика | |||
Автор: Мушинская Наталия Владимировна | |||
06.02.2020 10:14 | |||
Статья «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников в процессе экспериментальной деятельности» Авторы: Апичина Елена Викторовна, a-elenav906@yandex. ru Чернявская Ирина Владимировна, Irina1982-den@mail. ru Мушинская Наталия Владимировна, nataxa1982. 82@mail. ru Период дошкольного детства наиболее благоприятен для формирования познавательного интереса. Ребенок проявляет интерес ко всему, что его окружает. Он познает свойства предметов в ходе взаимодействия с ними, осуществляя при этом познавательную, исследовательскую и экспериментальную деятельность. Экспериментальная деятельность для дошкольника становиться главным источником приобретения знаний и в развитии познавательного интереса. В данной статье рассматриваются возможности экспериментальной деятельности для развития познавательного интереса у старших дошкольников. Ключевые слова: детская экспериментальная деятельность, познавательный интерес, старший дошкольник. В современном мире очень важно чтобы дошкольник сам умел добывать знания, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Поэтому перед педагогами ставится задача изменить способ подачи информации, сделать процесс образования не только более увлекательным, но и способствовать развитию личности в соответствии с требованиями общества. И одним из эффективных методов решения этой задачи является детская экспериментальная деятельность. В экспериментальной деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить свою любознательность, практически установить связи между предметами и явлениями, расширить и систематизировать свои представления об окружающем мире, то есть развить свой познавательный интерес. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует педагогов на индивидуальный подход для достижения дошкольниками более высокого уровня развития познавательных интересов, потребности в экспериментальной деятельности. Согласно ФГОС ДО экспериментальная деятельность в период дошкольного развития ребенка претендует, наряду с игровой деятельностью, на роль ведущей деятельности, способной значительно развить познавательный интерес у старших дошкольников [5].
Рассмотрим сначала понятие «познавательный интерес» – это избирательная направленность личности, обращённая к области познания, её предметной стороне, самому процессу овладения знаниями [6]. При этом объектом познавательного интереса является сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникнуть в сущность явлений, познанием теоретических, научных основ определённых областей знаний. Познавательный интерес проходит следующие стадии развития: любопытство, любознательность, познавательные и научно-теоретические интересы [1]. Характерная особенность познавательного интереса старшего дошкольного возраста является то, что познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет. Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать. Путь формирования познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте следующий: любопытство → любознательность → ситуативный интерес → познавательный интерес [3]. Познавательный интерес является одним из эффективных, ведущих мотивов, побуждающих старшего дошкольника к овладению знаниями. Познавательный интерес, по мере его развития, становится мотивом умственной деятельности, основой формирования пытливости ума. Теперь рассмотрим понятие «детская экспериментальная деятельность» – это познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка [2]. В экспериментальной деятельности наиболее мощно развивается познавательный интерес, направленный на получения новых знаний, сведений [7]. Главное достоинство детской экспериментальной деятельности заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет планомерное развитие познавательных процессов: обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Чем активнее ребенок экспериментирует, тем быстрее развиваются его познавательные способности и развивается познавательный интерес [1]. Для того, чтобы доказать, что детская экспериментальная деятельность развивает познавательный интерес у старших дошкольников было проведено исследование в ГБОУ Школа № 629 по методике «Познавательный интерес детей в процессе экспериментирования», Г.П. Тугушевой, А.Е. Чистяковой [4], нацеленной на выявление уровня познавательных интересов у детей в процессе экспериментирования. В исследовании участвовали 20 старших дошкольников (10 девочек (50%) и 10 мальчиков (50%)) в возрасте то 5 до 6 лет. Группа отбиралась произвольно. В результате констатирующего этапа было выявлено, что у детей в процессе экспериментальной деятельности в основном низкий (55%), и в малой степени средний (35%) и высокий (10%) уровень познавательных интересов, который характеризовался следующим: дети видят познавательную проблему в ходе экспериментирования, но она им не интересна; ставят цель только с помощью педагога; не анализируют объект или явление; не могут выдвинуть гипотезу и не строят предположения; редко задают вопросы в ходе экспериментирования; не выделяют существенные признаки и связи; заданные вопросы не направлены на свойства и характеристики исследуемого в эксперименте объекта; не проводят поиск новых способов решения эксперимента; не отбирают средства и материалы для самостоятельной деятельности; даже с помощью педагога не классифицируют понятия, полученные в ходе экспериментирования; наблюдает в ходе экспериментирования; с помощью педагога могут повторить эксперимент, но если только он им очень интересен; очень редко делают выводы и умозаключения в ходе экспериментирования; положительно относятся к экспериментированию, к процессу экспериментирования; не оказывают помощь, но проявляют заинтересованность, положительные эмоции в ходе экспериментирования со взрослым и со сверстниками; не преодолевают трудности в ходе экспериментирования; не сосредоточены и не внимательны в ходе экспериментирования; дают себе завышенную самооценку, но не обладают самоконтролем в ходе экспериментирования; даже с помощью педагога не переносят ранее усвоенные способы деятельности в новую ситуацию экспериментирования; даже с помощью педагога не комбинируют ранее известные способы деятельности в новые виды экспериментирования; не проявляют оригинальность в ходе экспериментирования. Для развития познавательного интереса у старших дошкольников в процессе экспериментальной деятельности провели программу «Почемучки», основанную на методике Г.П. Тугушевой, А.Е. Чистяковой [4]. Цель программы — развитие познавательного интереса у старших дошкольников в процессе экспериментирования. Задачи программы: способствовать накоплению и расширению конкретных представлений у детей о свойствах различных объектов неживой природы; формировать умение у детей обследовать предметы и явления с разных сторон; учить детей формулировать проблемную ситуацию и анализировать ее; развивать умение планировать свою деятельность; учить выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы; развивать коммуникативные навыки; развивать связную речь в процессе общения со взрослым и сверстниками. Содержание экспериментов по программе «Почемучки», основанной на методике Г.П. Тугушевой, А.Е. Чистяковой (таблица 1). Таблица 1. — Содержание программы экспериментирования [4] Знакомство детей со свойствами различных материалов Задачи по развитию познавательного интереса Тема экспериментирования Камень закрепление свойств камней по форме, по весу, развитие внимания, координации движений. «Достань камешек». «Каждому камешку свой домик». «Можно ли менять форму камня и глины». Вода, ее состояния выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита; может быть твердой в состоянии льда «Теплый – холодный». «Прозрачная вода», «Вода принимает форму». «Замерзшая вода», «Тающий лед». «Где вода?». Песок выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка. «Найди шарик». «Песочная страна». Свет показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). «Свет повсюду». Свет и тень познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. «Свет и тень». «Все увидим, все узнаем» Воздух дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.). «В поисках воздуха». «Воздух работает». Цвет показать детям, что окружающие предметы меняют цвет. «Разноцветные шарики». «Таинственные картинки». Звук закрепление знаний о звуках предмета. «Угадай, что звучит». Запах закрепление знаний о запахах предметов «Отгадай по запаху». Осязание закрепление знаний о свойствах предметов «Что как плавает». «Отгадай на ощупь». Вкус закрепление знаний о вкусовых свойствах предметов «Отгадай на вкус». В результате контрольного (повторного) этапа было выявлено, что у детей в процессе экспериментальной деятельности незначительный низкий (20%, было 55%), в основном средний (45%, было 35%) и высокий (35%, было 10%) уровень познавательных интересов, который характеризовался следующим: дети видят познавательную проблему в ходе экспериментирования; ставят цель; редко анализируют объект или явление; могут выдвинуть гипотезу, но не строят предположения; задают вопросы в ходе экспериментирования; редко выделяют существенные признаки и связи; заданные вопросы редко направлены на свойства и характеристики исследуемого в эксперименте объекта; редко проводят поиск новых способов решения эксперимента; не отбирают средства и материалы для самостоятельной деятельности; с помощью педагога классифицируют понятия, полученные в ходе экспериментирования; наблюдает в ходе экспериментирования; с помощью педагога могут повторить эксперимент; редко делают выводы и умозаключения в ходе экспериментирования; положительно относятся к экспериментированию, к процессу экспериментирования; редко оказывают помощь, проявляют заинтересованность, положительные эмоции в ходе экспериментирования со взрослым и со сверстниками, стараются быть в роли наблюдателя; редко целенаправленно преодолевают трудности в ходе экспериментирования; редко сосредоточены и внимательны в ходе экспериментирования; дают себе адекватную самооценку, но не обладают самоконтролем в ходе экспериментирования; с помощью педагога переносят ранее усвоенные способы деятельности в новую ситуацию экспериментирования; с помощью педагога комбинируют ранее известные способы деятельности в новые виды экспериментирования; редко проявляют оригинальность в ходе экспериментирования. Таким образом, детская экспериментальная деятельность в период дошкольного развития ребенка выполняет следующее: у детей формируются первичные представления о разных объектах; у детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы; у детей формируются умственные или интеллектуальные умения; осуществляется процесс становления самостоятельных навыков в процессе экспериментирования у детей. Предложенное направление развития познавательного интереса у старших дошкольников в процессе экспериментальной деятельности дает положительные результаты Список литературы
|