Креативность и творческий потенциал современного педагога как условие работы с одаренными детьми |
Педагогика | |||
Автор: Козлова Любовь Викторовна Горшенина Оксана Валентиновна | |||
23.01.2020 07:23 | |||
Креативность и творческий потенциал современного педагога как условие работы с одаренными детьми Козлова Л.В., педагог-психолог ВК МДОАУ «Детский сад № 96 г. Орска». Горшенина О.В., ст. воспитатель ВК МДОАУ «Детский сад № 1 г. Орска»; В нашем городе на протяжении многих лет в соответствии с координационным планом научно-методического центра организована очень интересная и продуктивная деятельность методических объединений для педагогов и специалистов города по различным направлениям развития детей дошкольного возраста. В этом учебном году продолжает свою работу городская творческая площадка воспитателей ДОУ по проблеме «Организация работы ДОО с одарёнными и талантливыми детьми в условиях современного образования», которая проходит на базе муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад № 96 «Рябинка» комбинированного вида г. Орска». Одним из ярких мероприятий данной творческой площадки стала интеллектуальная игра-марафон «Игры разума», в которой приняли участие воспитатели и специалисты детских дошкольных учреждений города. Сценарий проведения интеллектуальной игры-марафона «Игры разума» Эпиграф: Одаренные дети требуют талантливого учителя. Недостаточное внимание к одаренным и талантливым детям – это невнимание ко всем нам. Сколько открытий в интеллектуальной сфере и других областях жизни мы в связи с этим потеряли и продолжаем терять. Вводная часть: Среди важнейших факторов, влияющих на обучение одаренных детей можно выделить готовность и стремление педагога внедрять новые стратегии обучения, повышать уровень педагогического мастерства, креативно мыслить и оживлять взаимодействие с детьми новыми идеями. Работа с категорией одаренных детей требует от педагогов определённых личностных и интеллектуальных качеств, творческой способности к постоянному развитию своей мысли. Педагог находится в поиске инновационных методик, чтобы воспитанники на занятиях работали с интересом, проявляли познавательную активность, развивали инициативность, мобильность и конструктивность. По мнению деятелей науки, для формирования креативности личности необходимо, чтобы взрослые не ограничивались рассуждениями о творческих способностях детей, а сами демонстрировали креативное поведение. Креативность, по мнению А.В. Хуторского, это интегративная способность, вбирающая в себя целые системы взаимосвязанных способностей и элементов. Креативными способностями являются воображение, ассоциативность, фантазия, мечтательность, все это может проявляться в быстроте мышления, гибкости мышления и поведения; точности, оригинальности мышления; богатом воображении; приверженности высоким эстетическим ценностям; устойчивости к неопределённости; самообладании и уверенности в себе. Сопровождая одаренных детей в условиях модернизации образования, новые образовательные ценности ориентируют педагога на развитие собственного профессионального творчества. Способствовать раскрытию одаренности и талантам дошкольников может лишь педагог, обладающий творческой самобытностью, активно осваивающий ситуации социальных перемен и участвующий в преобразовании общества. Наше мероприятие будет посвящено раскрытию креативности педагогов, способности к нестандартному решению стандартных ситуаций, развитию воображения и активизации творческого потенциала. Труд педагога – это каждодневная работа не только с детьми, но и регулярная работа над собой. Неразвивающийся, инфантильный педагог не может применять инновационные технологии, воспитать творческую, созидательную личность. Именно поэтому, сегодня на нашей встрече мы вам предлагаем поучиться искать нестандартные выходы из стандартных ситуаций, мыслить креативно и тем самым поднять свой профессиональный уровень, а участниками этой интеллектуальной игры-марафона «Игры разума» будете ВЫ! Ведь «Педагог соединяет в себе интеллект ученого, талант актера, убежденность политика, выдержку разведчика, осмотрительность сапера, гибкость дипломата». Практическая часть: Прежде, чем начать нашу игру «MIND GAMES (ИГРЫ РАЗУМА)», мы сейчас разделимся на команды при помощи всем хорошо известной игры «Чудесный мешочек». Педагоги вытягивают красную или синюю фишку, определяя тем самым принадлежность к той или иной команде. На столах лежат уже заготовленные названия и девизы для команд. Ведущий: Итак, перед нами 2 команды в вашем лице. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, познакомьтесь глазами и Ваша первая задача представить свои команды и сделать это нужно дружно, весело, задорно, чтобы сразу задать нашей игре отличное настроение! Команды представляются. Разминка Ведущий: Для начала я предлагаю вам немножечко размяться и стать продолжателями всем известной фантастической гипотезы «Если бы…». Игрокам предлагается вытянуть фанты с заранее написанными гипотезами и продолжить их:
Ведущий: Молодцы, замечательно справились с разминкой и мы приступаем к заданиям. 1. Музыкальная минутка Предлагается задание «Перевертыши». Дети не всегда четко умеют выразить свои мысли, поэтому в любом случае мы должны научиться их понимать. Вам будут зачитываться небольшие характеристики песен, которые вам нужно отгадать:
А теперь, я предлагаю немного усложнить задание и угадать песню по строчкам перевёртышам. Например, «Ой, солнце, солнце, припекай нас всех». ( «Ой, мороз-мороз, не морозь меня»)
В задании необходимо найти внешние и внутренние ресурсы, чтобы предложить оптимальный вариант разрешения возникшей проблемы. Для команды 1: Представьте, что вы вышли из дома и увидели, что из облака спускаются прямо до земли длинные-предлинные веревки. Ваши действия? Допускаются и поощряются самые абсурдные и непредсказуемые варианты ответов. Для команды 2: Вам подарили на день рождения слона, и вы пошли с ним в поход. Как его там можно использовать? Допускаются и поощряются самые абсурдные и непредсказуемые варианты ответов. (В виде транспорта, слон охраняет всех в походе, воду в хоботе слона можно использовать для купания) 3. Непохожие цифры Вам даны цифры от 0 до 9 по порядку, дорисуйте к ним различные элементы, чтобы в итоге нельзя было бы определить, что за цифра написана. Время выполнения 3 минуты. 4. Пути решения Для продолжения предложить следующее задание. На карточках напечатан ряд проблем, с которыми сталкивается педагог в работе с одаренным ребенком и возможные пути решения этих проблем. Участникам нужно выбрать путь решения проблемы или придумать и предложить самим: Проблемы Пути решения Недостаточность знаний педагога Самообразование, повышение квалификации Недостаток времени для индивидуальной работы с одаренным ребенком Перераспределение времени, научная организация труда Отсутствие поддержки со стороны родителей Работа с родителями, убеждение. Поиск спонсоров Не установлен контакт с ребенком Обращение к специалистам Не может выстроить работу по индивидуальному образовательному маршруту Обращение к методистам. Освоение новых форм Исчерпан педагогический ресурс (ребенок уже освоил все, что мог дать данный педагог) Поиск новых ресурсов Отсутствие материальной базы Обращение к спонсорам. Работа администрации Отсутствие возможностей для самореализации ребенка Привлечение к участию в конкурсах На уровнях учреждения, муниципальном, региональном, всероссийском Эмоциональное выгорание педагога Поездки, повышение квалификации, общение с коллегами в рамках профессионального сообщества Педагог не умеет найти подход, замотивировать детей Поиск новых форм поощрения 5. Друдлы Друдлы (головоломки для развития воображения и креативности) — это незаконченная картинка, которую нужно додумать или дорисовать. Лучший ответ — тот, который сразу мало кому приходит в голову, но стоит его услышать — и решение кажется очевидным. Особенно ценится оригинальность и юмор. Часто друдлы загадываются детям для расширения их кругозора. Использовать друдлы можно не только для детей, но для взрослых для развития их навыков творческого мышления. Посмотрите на картинку и попробуйте назвать все, что может быть на ней нарисовано. Для развития воображения в рамках повышения своей креативности, попытайтесь найти такое значение картинки, которое не сразу приходит на ум. 6. Составление синквейна Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – нерифмованное стихотворение из пяти строк, краткое резюме на основе больших объемов информации, составление которого полезно для развития способности анализировать. Синквейн имеет жесткие рамки по форме изложения, его написание требует от составителя реализации интеллектуальных, творческих, образных способностей: Первая строка – ОДАРЕННОСТЬ Вторая строка — два прилагательных (какая?) Третья строка — три глагола (что делает?) Четвертая строка — афоризм (допускаются цитата, пословица, поговорка) Пятая строка — одно существительное, отражающее твое отношение к первой строке 7. Загадай загадку Следующее задание также потребует включения мышления, логики и сообразительности, что является неотъемлемыми качествами креативного педагога. Каждая команда придумывает загадку по схеме «на что похоже – чем отличается» и загадывает её команде противника. Например: Круглый, а не мяч, гремит, а не гром, с ним ходят на парад, но это не флажок (Барабан). 8. Акростих Мы предлагаем составить акростих (стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют какое-либо слово или фразу). Слова командам ТАЛАНТЛИВОСТЬ, КРЕАТИВНОСТЬ 9. Реклама Представьте себе, что вы не просто команды-соперники, а два коллектива двух детских садов и в течение 3 минут вам нужно придумать рекламу и ТАК прорекламировать свой детский сад, чтобы родители приводили детей именно к вам. Время рекламы максимально 1 минута. 10. Проверь себя Приглашается педагог из каждой команды, на доске написано по одному математическому примеру. 12+47+25+63+1+214+3+8+2+10+12=, 89+47+36+5+25+215+8+6+2+11+17=. Педагог должен самостоятельно решить пример, в то время как ведущий читает какое-либо произведение — отвлекающий момент. Побеждает та команда, чей представитель решит пример первым. 11. Составь список Подводя итог, необходимо отметить, что для того, чтобы быть эффективным педагогом и сохранить при этом профессиональное здоровье, необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии. Ведь любой педагог в первую очередь должен быть личностью творческой. Выберите из предложенного списка пять профессиональных качеств, какими, по вашему мнению, должен обладать педагог, работая с одарёнными детьми и проранжируйте их по степени значимости.
Заключительная часть: Итак, мы можем сделать итоговый вывод нашей работы — нельзя создавать новое ни в одной сфере жизни, не обладая творческими способностями. Главное, что творческие способности можно развивать не только в других, но и в себе. Рефлексия: насколько полученный здесь и сейчас опыт был для вас новым, интересным? Возникло ли у кого-нибудь желание использовать его в своей практической деятельности? Высказывание педагогов. - Спасибо вам за ваше активное участие. Будьте креативными, творческими и используйте эти качества в работе с детьми! Ведь Какие они будут, наши дети! Ведь все это зависит лишь от нас, И на пороге будущих столетий Быть может, они будут лучше нас. Итог «Рюкзак. Мясорубка. Мусорная корзина» Наша интеллектуальная игра завершается. Надеюсь, каждый из вас получил возможность проявить свои творческие способности. Итог поможет подвести упражнение «Рюкзак. Мясорубка. Мусорная корзина». Если вы считаете, что полученный опыт вам пригодится в работе, выбирайте знак «рюкзак», если этот опыт вам не пригодится, выбирайте знак «мусорная корзина», если вы готовы использовать его творчески, то ваш выбор — знак «мясорубка». Благодарим за внимание!
|