Развитие детской инициативы как необходимое условие реализации ФГОС ДО. |
Педагогика | |||
Автор: Мамбетова Анна Владимировна | |||
21.01.2020 15:03 | |||
Развитие детской инициативы как необходимое условие реализации ФГОС ДО. В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей: проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности; выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; проявлять способность к волевым условиям; самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей; проявлять способность к принятию собственных решений.
Однако, в педагогической практике есть ряд моментов, мешающих обеспечивать детям возможность проявления инициативы и самостоятельности. Среди них загруженность плана и заорганизованность педагогического процесса; жесткая регламентация деятельности; недостаточная компетентность педагогов в вопросах использования разнообразных средств, методов, технологий поддержки детской инициативы; отсутствие запроса на развитие детской инициативы со стороны родителей; несогласованность требований проверяющих органов; идеологический настрой учреждения; отсутствие условий для инклюзии. Современные социологические исследования выделили такое характерную черту современных дошкольников, которая получила название "выученная беспомощность". Истоки ее кроются в высоком уровне тревожности родителей, вследствие чего они предпринимают попытки максимально оградить своих детей от окружающего мира и лишают их возможности самостоятельно выполнять какие-либо действия; как следствие, дети перестают хотеть проявлять инициативу и самостоятельность. Каков он, инициативный ребенок? Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов. Важно научить ребёнка делать самому, пусть неправильно, не идеально, но самостоятельно. Инициативность достаточно легко формируется, если не злоупотреблять указаниями ребёнку – что-то сделать, а создавать проблемные ситуации. Инициативный ребенок дошкольного возраста — что это значит? Программы дошкольного образования достаточно точно очерчивают это личностное качество ребенка, например, по Программе дошкольного образования «Истоки» в младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) инициативность проявляется в выборе ребенком тематики игр, постановке и разрешении новых игровых проблемных ситуаций, вопросах и предложениях, с которыми ребенок обращается к взрослому и сверстникам, в организации и осуществлении самостоятельной продуктивной деятельности. В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка — общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Он может выбрать дело по своему желанию, включиться в разговор, предложить интересное занятие для всех. Ребенок легко включается в игровые ситуации и инициирует их сам, творчески развивает игровой сюжет, используя для этого разнообразные знания, полученные из разных источников. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, индивидуальными возможностями детей, поддержкой свободы их поведения и самостоятельности. При этом свобода и самостоятельность — не вседозволенность и анархия, а раскованность, открытость, не обыденность неразрывно связаны с культурой поведения. Как пройти путь от первичных представлений до творческой деятельности, т.е. до проявления детской инициативы? Опираясь на учение Л,С. Выготского о зонах потенциального, ближайшего и актуального развития, формирование детской инициативы можно представить как взаимосвязь следующих этапов.
Важно помнить, о том, что в основе любой инициативы лежат первичные представления, ни одно умение, ни один вид деятельности не может быть организован и воспроизведен без каких-либо знаний. В зависимости от степени вовлеченности ребенка можно выделить следующие уровни проявления детской инициативы:
В заключение хотелось бы напомнить, что «если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином». "
|