Образовательная программа «Чудеса на ладошке» |
Педагогика | |||
Автор: Белоусова Наталья Владимировна | |||
01.01.2020 19:52 | |||
Образовательная программа «Чудеса на ладошке» Руководитель: Белоусова Н. В. с. Александровское Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Малышок» с. Александровское» I Целевой раздел 1. 1 Пояснительная записка: Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которая способна обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования и качества образования в целом. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую дошкольного образования. Дополнительное образование детей создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства.
В свете Федерального государственного образовательного стандарта образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни человека. ФГОС поддерживает точку зрения на ребенка, как на «человека играющего», нацеливает на создание благоприятной ситуации для детского развития и его обогащения. Предполагается, что деятельность ребенка должна быть максимально разнообразной. Ученые утверждают, что дошкольный период развития человека один из наиболее важных и ответственных. Уже в этот период жизни у детей возникает потребность и стремление постигать мир и себя в этом мире. В младшем возрасте это предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками, экспериментирование с материалами и веществами: песок, вода, тесто и другое. Под дополнительным образованием в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от непосредственной образовательной деятельности, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ДОО Согласно ФГОС дополнительное образование является, одним из инструментов достижения планируемых результатов образования дошкольников. Рабочая программа «Чудеса на ладошке – развивающая деятельность по тестопластике в рамках реализации ФГОС» составлена на основе нормативно-правовой базы:
Одним из основных приоритетных направлений МАДОУ детского сада «Малышок» является художественно эстетическое развитие детей. Среди многообразия видов творческой деятельности особое место занимает лепка. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В лепке проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко — творческое воображение и мышление. Лепка — одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания — помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. В связи с этим актуальной является разработка программы для детей младшего возраста, направленной на развитие мелкой моторики рук, тактильных ощущений, развитие речи, всех психических процессов, развитие способностей и возможностей ребёнка в художественно-творческой деятельности. Этому виду творчества придумали современное название — Тестопластика. Тестопластика достаточно новый вид прикладного искусства:
Обычные материалы для лепки – это глина и пластилин, но интереснее детям лепить из соленого теста. Соленое тесто – удивительно пластичный материал, использовавшийся для лепки еще в Древнем Египте, где считалось, что фигурки из соленого теста приносят удачу. Оно имеет ряд преимуществ:
Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы, а значит, развивает детскую фантазию, творчество детей. Занятия с мягким тестом успокаивают ребенка, раскрепощают его, учат быть сосредоточенным в работе, заряжают положительными эмоциями. Развитие ребенка происходит незаметно, ненавязчиво в процессе «творения» ребенком своей поделки; при работе с тестом у детей происходит массаж активных точек пальцев рук, благодаря чему улучшается работа всех внутренних органов, нормализуется психологическое состояние. В программе соблюдается преемственность работы с родителями. Организация работы с семьёй строится на принципах сотрудничества, взаимопонимания и взаимопомощи. С целью расширения информационного поля и компетентности родителей по вопросам обучения приёмам тестопластики организуются следующие формы сотрудничества:
В части программы, формируемые участниками образовательных отношений, представлены образовательные проекты, разработанные педагогами: Белоусова Н.В, Калинина И.В «Мамы есть у всех!», «Елочка- красавицавсем нам очень нравится» 1. 1. Цели и задачи Цель: Создание условий для психологического комфорта детей дошкольного возраста, для эффективного освоения ими методов работы с новым материалом – тестом с учетом индивидуальных особенностей и их интересов, а также для привлечения семьи к процессу воспитания и обучения детей. Задачи: Воспитательные:
Развивающие:
Образовательные:
1. 2. Планируемые результаты освоения вариативной части программы Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые отражают социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. В работе используются: следующие принципы
II Содержательный раздел Содержание образовательной деятельности по реализации вариативной части программы Условия реализации программы: Программа рассчитана на 1 год обучения для детей 3-4 лет. Этапы работы: Первый этап – знакомство с изобразительным материалом. Второй этап – действия по показу и по началу воспитателя. Третий этап – создание изобразительных образов по показу и в самостоятельных действиях по желанию. Формы: Индивидуальные, подгрупповые. Образовательная деятельность проводится 1 раз в две недели в форме совместной игровой, продуктивной деятельности, экспериментирования с материалами и веществами, по 10-15 минут (в зависимости от возраста детей). Обучение проводится по подгруппам по 6 человек. Этапы реализации программы: I этап: ознакомительный: Начинаем со знакомства с новым материалом — солёное тесто. Знакомим с самыми доступными приёмами, которые необходимо знать каждому: Учимся делить единый кусок на части. Существует несколько способов:
II этап: основной: Учимся придавать форму: - формование
Учимся соединять детали:
Учимся оформлять и декорировать изделие:
- дополнение образа различными элементами их других материалов (бисер, пуговицы, семечки) III этап: презентационный: - выставки детских работ - мастер-класс - изготовление сувениров для родителей - итоговая непосредственно образовательная деятельность Методы и приемы обучения: Последовательное знакомство с различными видами лепки: 1 Конструктивный — при этом способе лепки образ создается из отдельных частей. - Скульптурный (пластический) — изделие лепится из целого куска. - Комбинированный — этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный - Рельефная лепка — поделки, изготовленные этим способом, представляют собой объемное лепное изображение на плоскости. - Модульная лепка — этот способ напоминает составление объемной мозаики или конструирование из одинаковых деталей. В зависимости от формы модуля различается несколько видов модульной лепки: из бесформенных кусочков, из шариков, из валиков. - Лепка из колец. 2 Словесный метод:
- Словесная инструкция 3 Наглядный метод: - Рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, игрушки, скульптурные изделия)
Структура деятельности: 1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры). Рассматривание и обследование предметов и явлений окружающего мира. 2. Объяснение, показ приемов лепки. 3. Продуктивная деятельность детей 4. Динамическая пауза. 5. «Оживление» изделия (доработка изделия из дополнительного материала). 6. Рассматривание и обыгрывание готовых работ. 7. Положительный анализ
|