Опыт работы по созданию тактильного пособия «Семейный альбом» |
Педагогика | |||
Автор: Мякишева Наталья Александровна | |||
25.11.2019 05:59 | |||
Опыт работы по созданию тактильного пособия «Семейный альбом» Воспитатель МАДОУ «Радость» СП дс 66 Мякишева Наталья Александровна Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром. С первых дней жизни информацию о нем младенец получает от ухаживающего за ним взрослого, мамы. Ощущения, получаемые малышом от общения с матерью, накапливает опыт тактильной чувствительности, развивает тактильное восприятие, что, в свою очередь, стимулирует его умственную деятельность. Мир ребенка начинается с семьи, поэтому большое внимание в своей работе мы уделяем воспитанию любви к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Используем беседы, различные игры по данной теме, привлекаем детей к продуктивной деятельности, рассматриваем семейные альбомы, что позволяет формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, представление о ее жизни. Воспитывать внимательное отношение и любовь к близким людям.
Поэтому для развития познавательных способностей у детей раннего возраста нами было создано тактильное пособие «Семейный альбом». Данное пособие – это несколько разноцветных панно, каждое из которых рассказывает о члене семьи: мама, папа, сестренка, братик, бабушка, дедушка. Каждый лист особенный по цвету, фактуре, имеет визуальный образ члена семьи и наполнен атрибутами, свойственными только для данного члена семьи. Например, на страницы мамы присутствуют кружева и рюши, небольшие застежки, бусы, колокольчик – что позволяет охарактеризовать члена семьи, подчеркнув его особенности. Листы альбома наполнены аппликациями, вышитыми или вложенными игрушками, аксессуарами и различными мелочами домашнего обихода, выполненных из различных материалов природного и рукотворного мира. Яркие цвета, четкие цветовые контрасты привлекают ребенка упражнять совместную работу рук и глаз. Застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, завязывать шнуровки, косички – все это полезно для развития мелкой моторики. Помимо воспитательных нравственных задач, решаются образовательные задачи: формирование элементарных математических представлений, с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Вариативность проведения небольших дидактических упражнений расширяет спектр использования тактильного пособия. Кроме того, с помощью такого тактильного альбома обогащается словарь ребенка, он с удовольствием проговаривает или повторяет за взрослым названия предметов, действия, которые совершает член семьи. Его пальчики способны «увидеть» то, о чем повествует ему каждая страничка альбома. Например, работая с воспитанником в альбоме со страницей посвященной маме, можно проговаривать, какая мама – добрая, ласковая, так как основа страницы мягкая ткань. Или, например, рассматривая страницу о папе, можно рассказывать о том, какой папа мастер на все руки, и все может отремонтировать дома, и перечислять чем, а ребенку в этот момент дать возможность обследовать предметы, закрепленные на панно. Такой альбом – и игра элемент познания. Его можно использовать как в индивидуальной работе, так в подгрупповой и групповой работе с детьми раннего возраста. Самое главное, такой альбом может служить средством к облегчению процесса адаптации ребенка к условиям детского сада. Работая с родителями воспитанников, мы проводили семейные встречи, в рамках которых мамы и папы вместе со своими детьми создавали свой тактильный семейный альбом, показывая заинтересованность в воспитании своего ребенка в новых для него условиях. Альбомы получились разные, интересные, а главное, сделаны вместе с ребенком, с любовью и заботой. Список литературы: Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2005. — 424с. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. — М.; Мозаика-Синтез, 2009. — 72 с. Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета // Первые шаги: (Модель воспитания детей раннего возраста). — М.: 2002 — с. 303-310.
|