Агрессивный ребенок: особенности педагогического взаимодействия |
Педагогика | |||||||||||||||
Автор: Мишинова Евгения Борисовна | |||||||||||||||
27.10.2019 06:35 | |||||||||||||||
Агрессивный ребенок: особенности педагогического взаимодействия Проблема агрессии и насилия является одной из наиболее острых проблем современного общества. Дети ежедневно наблюдают сцены насилия с экранов телевизоров и мониторов компьютеров. Неудивительно, что родители нередко жалуются педагогам и психологам на повышенную агрессивность, раздражительность своих детей, а педагоги в свою очередь обращаются к психологам с запросами о выборе средств педагогического воздействия на данную категорию детей. В зарубежной детской психологической науке нет единого четкого определения детской агрессивности. Чаще всего под этим понятием подразумевается такое состояние ребенка, при котором он силой стремится получить то, что хочет, или при помощи силы реагирует на угрозу благополучию. Можно предположить, что, прибегая к агрессивному поведению, дети борются за свое психологическое, а порой и физическое выживание и, вырастая, своим асоциальным поведением мстят этому миру за то, что он не принимал, не любил, не понимал их.
По мнению специалистов, обычно агрессивные действия выступают у детей в качестве:
Исследователи считают наиболее распространенными проявлениями агрессии в детском возрасте упрямство, драчливость, приступы гнева, ярости, негодования, желание обидеть, унизить, оскорбить, властность, неумение понять интересы другого, завышенную самооценку, разрушительные действия Отечественные специалисты выделили следующие психологические особенности, провоцирующие агрессивное поведение детей:
Американский психолог М. Раттер (специалист по работе с трудными детьми) установил у детей тесную связь между расстройствами поведения и серьезными отставаниями в усвоении школьных знаний. Среди мальчиков с асоциальной направленностью около трети имеют специфическую задержку чтения, причины которой тесно связаны с причинами проявления агрессии. Это особенности темперамента, способствующие возникновению нарушений поведения; неблагоприятная обстановка в семье; сам факт неуспеха школьного обучения, вследствие чего возникают разочарование и обида, которые могут повлечь протест, агрессию, асоциальное поведение В отечественных исследованиях отмечается также взаимосвязь между уровнем квалификации педагога и уровнем агрессивности у детей. Так, низкий уровень квалификации и высокие амбиции педагога способны дать наиболее высокий процент импульсивных детей с высокой агрессией Неправильно выбранный педагогом стиль взаимоотношений может закреплять агрессивное поведение у детей, посещающих образовательные учреждения:
Положительную оценку В.А. Рахматшаева и В. Элисеос дают демократическому стилю. Несмотря на то что при таком типе воспитания 26, 5 % детей проявляют скрытую агрессию, этот стиль общения дает самое низкое количество детей с асоциальным поведением. Авторитарно-принимающий стиль, выделенный В. Элисеосом, эффективен в отношении рефлексивных и тревожных детей, но не подходит импульсивным. Для него характерны жесткие оценки поведения ребенка, сочетание строгости и справедливости, но в то же время педагог проявляет высокий уровень эмпа-тии, чувство долга и ответственность. Отечественными исследователями отмечен и недостаток педагогической культуры общения с агрессивными детьми. Стандартные реакции на таких детей скорее усиливают их особенности, нежели способствуют их перевоспитанию. Большинство учащихся с нарушениями в поведении считают, что постоянно и незаслуженно подвергаются вербальной агрессии (интонация, содержание речи) со стороны педагогов, которая унижает их личностное достоинство [9]. Один из ведущих отечественных психологов, Д.И. Фельдштейн (2005), много внимания уделявший вопросам психологии воспитания трудных подростков, проблемам формирования нравственных основ личности в этом возрасте, также считает проблему ятрогении одной из наиболее актуальных в настоящее время. Данный термин, означающий негативное действие слова на состояние здоровья человека, существует в медицине и психологии. Суть проб-лемы заключена в том, что эмоциональная неустойчивость самих педагогов-практиков оказывает психотравмирующее воздействие на школьников. Таким образом, негативные аспекты речевого поведения учителей провоцируют новые вспышки гнева и необузданное поведение агрессивных учащихся и формируют комплексы неполноценности у застенчивых, тревожных, мни-тельных детей. Однако выявление причин и сути проблем развития агрессивного поведения ребенка не может само по себе решить проблему агрессивности, здесь необходимо целенаправленное педагогическое воздействие. Еще В.П. Кащенко, выдающийся русский врач и педагог, обративший внимание на возможность исправления недостатков характера детей и подростков, показал необходимость использования достижений педагогических и психологических наук для коррекции характера. Ему принадлежит мысль об интеграции усилий врачей и педагогов в лечебно-педагогическом воздействии на детей с недостатками в характере. Ученый выделял две большие группы педагогических методов для проведения коррекционной работы с детьми: общепедагогические и специально педагогические. В качестве группы общепедагогических методов им были выделены: коррекция активно-волевых дефектов; коррекция страхов; метод игнорирования; метод культуры здоро-вого смеха; действия при сильном возбуждении, в основе которых лежит образец взрослого человека, силой своей личности помогающего ребенку справиться с аффектом, и многие другие. Апробация отдельных методов, предложенных В.П. Кащенко, на практике привела современных исследователей к выводу, что метод игнорирования дает эффективный результат по отношению к детям, которые проявляют чаще всего вербальную агрессию. Трудотерапия дает возможность выработать усидчивость, работоспособность, выдержку, которых часто не хватает детям с агрессивными тенденциями. Так, в зарубежных исследованиях (Бэрон Р., 1997) была выдвинута гипотеза несовместимых реакций, согласно которой у детей можно вызывать чувства, несовместимые с гневом и агрессией. Это, прежде всего:
Уменьшить уровень открытой агрессии можно также, создав условия для эмоциональной разрядки (катарсиса). Можно предложить метод «поглаживания» спровоцированного агрессора, который вызовет у него позитивные состояния и реакции, несовместимые с гневом и агрессией. В качестве таких «поглаживаний» педа-гоги-психологи предлагают использовать извинения, признание вины, комплименты, скромные, но неожиданные подарки, доброжелательный юмор, ненавязчивую похвалу. В момент особенно интенсивного агрессивного состояния ребенка педагоги могут использовать следующие приемы:
Отечественные исследователи разработали для педагогов и родителей ряд специальных рекомендаций и правил экстренного вмешательства, обеспечивающих конструктивное воздействие на агрессивные реакции детей:
Наиболее часто встречающиеся виды агрессивности у детей
7. Демонстрация модели неагрессивного поведения. Альтернативное агрессивному поведение педагога можно построить, используя следующие приемы: выдержать паузу, молча заинтересованно выслушать ребенка, прояснить ситуацию наводящими вопросами, признать интересы маленького агрессора и сообщить ему свои, апеллировать к правилам и т.д.
|