Презентация темы: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития» |
Педагогика | |||
Автор: Незнанова Галина Васильевна | |||
12.12.2016 00:29 | |||
Презентация темы: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 10 города Липецка У детей с задержкой психического развития к началу работы с ними многое для их развития уже упущено. Системный анализ личностных особенностей каждого ребёнка даёт возможность не просто выявить отдельные проявления нарушений психического развития и причины их появления, но и определить наиболее эффективные пути их коррекции. При создании системы коррекционной работы в дошкольном учреждении педагоги учитывают общую психическую незрелость детей, поэтому для достижения максимального педагогического воздействия используются различные игровые приёмы. У детей с ЗПР слабо развиты двигательные функции, в особенности – мелкие движения руки, что напрямую связано с развитием речи. Стимуляция мозга самым позитивным образом сказывается на развитии речи и на общем психическом развитии. Внимание, как важнейший вид психических процессов своего особого содержания не имеет, т.е. его своеобразие заключается в том внимание не самостоятельный вид психической деятельности, а является организатором других психических процессов. Внимание делает психические процессы полноценными, ведь смотреть и видеть, слушать и слышать – далеко не одно и то же. Только внимание даёт нам возможность видеть, слышать и в полном объёме воспринимать окружающее.
Таким образом, внимание играет основную роль при любой деятельности, что особенно важно в обучении детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. У детей выделяют 3 вида внимания:
Внимание теснейшим образом связано с деятельностью ребёнка, основой которой является игра. Именно игры на развитие внимания помогают развить другие психические процессы – восприятие, память, мышление. Смотри внимательно – найдёшь обязательно! Свойства внимания Объём внимания Объём внимания – это способность сознания ребёнка охватывать одновременно большое количество отображаемых объектов в данный момент. При маленьком объёме внимания – это невозможность сконцентрироваться одновременно на хотя бы предметах, удерживать их в уме. Объём внимания у ребёнка можно развивать при помощи таких игр и упражнений:
какого цвета книга, сколько лепестков у цветка, в какую сторону летит самолёт, вправо или влево и т.п» «Сколько птенцов у ласточки?» «Чего не стало?» «Что изменилось?» Концентрация внимания Концентрация внимания – это способность ребёнка сосредоточиться на одном или нескольких объектах. При концентрации внимания на выполнении определённого задания объём внимания ребёнка сужается и рассматриваемый объект представляется малышу более отчётливо и ярко. При недостаточной концентрации ребёнку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его. В младшем дошкольном возрасте достаточно сосредоточение на 1 или нескольких объектах. Одним из индикаторов концентрации внимания являются задания, в которых ребёнок должен правильно расставить фигурки или найти на картинке выделенные фрагменты:
Устойчивость внимания Усиление концентрации внимания проявляется в развитии устойчивости внимания, когда у ребёнка к старшему дошкольному возрасту появляется способность сохранять долгое время сосредоточенность в деятельности и умение отвлечься от всего постороннего. Возникновение послепроизвольного внимания к концу дошкольного периода – важное психическое преобразование произвольного внимания. Существенным условием поддержания устойчивости внимания является разнообразие сообщаемого материала. Упражнения для развития устойчивости внимания – усложнённые варианты игр на концентрацию внимания:
Переключаемость внимания Переключаемость, как и всё внимание в целом, не является какой-то самодовлеющей функцией. Она – сторона сложной и многообразно обусловленной сознательной деятельности. Переключение внимания – это способность ребёнка осмысленно перемещать внимание с одного объекта на другой и переходить от одного вида деятельности к другому. Малыша очень важно научить быстро переключать внимание с одного объекта на другой, так как детям делать это довольно сложно.
Распределяемость внимания Распределяемость внимания тесно связана с объёмом внимания, то есть распределение внимания между тем или иным числом разнородных объектов, одновременно сохраняющихся в центре внимания. Это даёт малышу возможность одновременно совершать разные действия и следить за несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из поля зрения. Во время выполнения заданий малыш должен уметь концентрироваться на важном объекте, при этом не обращая внимания на несущественные. Игры, помогающие развить у детей переключение внимания – это усложнённые варианты других игр, но с фиксацией внимания на выполнении определённого задания:
Усложнение игр и упражнений на развитие всех свойств внимания используется индивидуально, например, для усиления концентрации внимания – графические диктанты, для распределения внимания – развивается сложное свойство рисовать круги и одновременно слушать и считать хлопки. Психологи установили: чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения ребёнка. Именно невнимательность является главной причиной плохой успеваемости в школе.
|