ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – СРЕДА УСПЕШНОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ |
Педагогика | |||
Автор: Рыжкова Ирина Константиновна | |||
08.09.2019 20:17 | |||
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – СРЕДА УСПЕШНОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Рыжкова И.К. В современной социокультурной и экономической ситуации в России всё более значимым становится формирование активной, мобильной, креа-тивной личности, способной к преобразующей деятельности. Учреждения дополнительного образования сегодня по праву рассматриваются как важнейшая составляющая образовательного пространства, необходимые для полноценного личностного и индивидуального развития каждого ребёнка.
За последнее время увеличился процент детей, не посещающих, по разным обстоятельствам, дошкольные образовательные учреждения. Функции по воспитанию, обучению ребёнка и подготовке его к выходу во взрослый мир успешно реализуют учреждения дополнительного образования. Особая роль принадлежит школам раннего развития, действующих на базе учреждений дополнительного образования, где закладываются творческие и образовательные траектории личности, психологическая база для проектирования жизненной стратегии будущего гражданина. Белгородским областным Дворцом детского творчества накоплен богатый опыт работы с детьми дошкольного возраста и программно-методическое обеспечение, формирующее принципиально новый взгляд на содержание, структуру, организацию и результат дошкольного образования. Более 20 лет в учреждении действует Школа раннего развития «Радуга» (творческое объединение), в которой занимаются дети в возрасте от трёх до шести лет. Основными направлениями работы Школы раннего развития «Радуга» являются: развитие творческих способностей детей с учётом индивидуальных особенностей и специфики возраста, создание оптимальных условий охраны здоровья, полноценного психического развития, оказание коррекционной помощи, освоение правил и норм социального общения со сверстниками и старшими, обеспечение преемственности и непрерывности в содержании образовательного и воспитательного процесса. Образовательная среда Школы раннего развития «Радуга» представляет собой целостную педагогическую систему условий, в которых осуществляется социализация и развитие дошкольника и отличается гибкостью, возможностью трансформировать предметное пространство педагогически ценным коммуникативным содержанием, адекватными возрасту методами и приёмами развивающего обучения, гуманистическими отношениями всех участников образовательного процесса. Обучение осуществляется на основе авторских дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по следующим направлениям: вокал, иностранный язык (английский), изобразительная деятельность, актерское мастерство, развивающая игра, хореография. Вариативность программного обеспечения и разнообразие видов деятельности на занятиях в школе раннего развития позволяет обучающимся не только развить свои творческие способности, но и получить социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие, приобщиться к социокультурным нормам, доступным их возрасту. Занятия по вокалу формируют интерес к вокальному искусству, развивают способности к воображению как основе творческой деятельности и эмоциональному восприятию окружающего мира. Эмоционально-выразительное исполнение песен, способствует становлению певческого дыхания, правильного звукообразования, чёткости дикции. При обучении вокалу в увлекательной игровой форме, с включением импровизированных ритмических упражнений, у дошкольников стимулируется мыслительная деятельность, развивается и укрепляется память. Занятия по хореографии способствуют укреплению здоровья детей, развитию координации движений и пластичности, воспитанию нравственных и волевых качеств, культуры поведения, расширению кругозора, формированию потребности в личном физическом совершенствовании, здоровом образе жизни. На занятиях по изобразительной деятельности у детей формируется эстетическое отношение к окружающей действительности, развивается об-разное мышление, фантазия, творчество, способность воспринимать пре-красное в природе, расширяются представления о связях человека и общества с миром искусства. Рисование, лепка, аппликация развивают мелкую моторику ребёнка и зрительное восприятие, подготавливая его психические процессы к дальнейшему обучению (письму и чтению). В процессе освоения иностранного языка (английского) основное внимание уделяется развитию у детей навыков восприятия на слух и говорения, формированию гармонической личности, развитию психических процессов, познавательных и языковых способностей, активной и пассивной речи, правильному звукопроизношению на осознанном уровне. Дидактические игры, вызывают интерес, развивают креативность мышления у дошкольников, дают возможность проявить себя. В ходе занятий по актёрскому мастерству дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, музыку. У обучающихся развиваются артистические способности, речь, координация движений, формируются коммуникативные навыки. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. На занятиях развивающей игры этот вид деятельности помогает сделать процесс обучения интересным и увлекательным, раскрывает способности детей, активизирует их творческие наклонности. Используемые на занятиях психогимнастика, арт-терапевтические упражнения, ролевые и пальчиковые игры, релаксационные, психологические, дидактические, подвижные, русские народные игры способствуют развитию интеллектуальной, физической, эмоционально-нравственной, волевой, социально-личностной сферы ребёнка. Образовательный процесс в Школе раннего развития «Радуга» осуществляется в атмосфере сотрудничества и сотворчества педагогов, обучающихся и родителей. Наряду с традиционными занятиями, используются интегрированные, например, английский язык сочетается с музыкой или с изобразительным творчеством, с театральным искусством, что позволяет формировать коммуникативно-речевые навыки. Особое внимание уделяется совместным мероприятиям, таким как праздники, утренники, посвящённые Дню защитника Отечества, Междуна-родному женскому Дню 8 Марта, спортивные соревнования, познавательные программы, выставки декоративно-прикладного творчества, экскурсионные программы «Храмы Белогорья», «Люби и знай, свой Белгородский край», посещение театра и другие. В ходе мероприятий дети участвуют в торжественных шествиях, беседах, встречах с интересными людьми, в рамках конкурсов и фестивалей пробуют свои силы в проектной и исследовательской деятельности, выступают с концертными программами. Грамотно спланированная совместная деятельность педагогов, родителей и обучающихся способствует интеллектуальному развитию, расширению кругозора дошкольников, духовно- нравственному воспитанию, формированию навыков общения в различных социальных ситуациях, росту психоэмоционального благополучия и здоровья. Мониторинговые исследования, проведённые психологической служ-бой Дворца среди обучающихся и родителей по итогам 2014- 2015 учебного года свидетельствуют о достаточно высоком уровне образовательного процесса в Школе раннего развития «Радуга» и качестве оказания образовательных услуг. Большинство родителей (97%) положительно оценивают качество предоставляемых образовательных услуг, 95% — готовы принимать участие в совместной деятельности и новых формах работы. Результаты мониторингового исследования «Уровень усвоения образовательных программ» по итогам 2014 – 2015 учебного года в творческом объединении составляет 95%. Положительная результативность познавательных свойств личности обучающихся также показывает достаточно высокий уровень (уровень внимания – 68%, уровень развития речи – 72%, музыкальный слух – 65%, координация движении- 79%, развитая мелкая моторика- 68%), уровень сформированности социально-коммуникативной компетентности составляет -68%, положительное отношение к занятиям соответствует – 85%. Таким образом, целесообразно организованное образовательное пространство Школы раннего развития «Радуга» Белгородского областного Дворца детского творчества обеспечивает развитие индивидуальности дошкольника, подготавливает его к новому социальному качеству, удовлетворяя запросы родителей, модернизируя образовательное пространство. Литература
|