Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – СРЕДА УСПЕШНОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Педагогика
Автор: Рыжкова Ирина Константиновна   
08.09.2019 20:17

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – СРЕДА УСПЕШНОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – СРЕДА УСПЕШНОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Рыжкова И.К.

В современной социокультурной и экономической ситуации в России всё более значимым становится формирование активной, мобильной, креа-тивной личности, способной к преобразующей деятельности.

Учреждения дополнительного образования сегодня по праву рассматриваются как важнейшая составляющая образовательного пространства, необходимые для полноценного личностного и индивидуального развития каждого ребёнка.

 

За последнее время увеличился процент детей, не посещающих, по разным обстоятельствам, дошкольные образовательные учреждения. Функции по воспитанию, обучению ребёнка и подготовке его к выходу во взрослый мир успешно реализуют учреждения дополнительного образования.

Особая роль принадлежит школам раннего развития, действующих на базе учреждений дополнительного образования, где закладываются творческие и образовательные траектории личности, психологическая база для проектирования жизненной стратегии будущего гражданина.

Белгородским областным Дворцом детского творчества накоплен богатый опыт работы с детьми дошкольного возраста и программно-методическое обеспечение, формирующее принципиально новый взгляд на содержание, структуру, организацию и результат дошкольного образования. Более 20 лет в учреждении действует Школа раннего развития «Радуга» (творческое объединение), в которой занимаются дети в возрасте от трёх до шести лет.

Основными направлениями работы Школы раннего развития «Радуга» являются: развитие творческих способностей детей с учётом индивидуальных особенностей и специфики возраста, создание оптимальных условий охраны здоровья, полноценного психического развития, оказание коррекционной помощи, освоение правил и норм социального общения со сверстниками и старшими, обеспечение преемственности и непрерывности в содержании образовательного и воспитательного процесса.

Образовательная среда Школы раннего развития «Радуга» представляет собой целостную педагогическую систему условий, в которых осуществляется социализация и развитие дошкольника и отличается гибкостью, возможностью трансформировать предметное пространство педагогически ценным коммуникативным содержанием, адекватными возрасту методами и приёмами развивающего обучения, гуманистическими отношениями всех участников образовательного процесса.

Обучение осуществляется на основе авторских дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по следующим направлениям: вокал, иностранный язык (английский), изобразительная деятельность, актерское мастерство, развивающая игра, хореография.

Вариативность программного обеспечения и разнообразие видов деятельности на занятиях в школе раннего развития позволяет обучающимся не только развить свои творческие способности, но и получить социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие, приобщиться к социокультурным нормам, доступным их возрасту.

Занятия по вокалу формируют интерес к вокальному искусству, развивают способности к воображению как основе творческой деятельности и эмоциональному восприятию окружающего мира. Эмоционально-выразительное исполнение песен, способствует становлению певческого дыхания, правильного звукообразования, чёткости дикции. При обучении вокалу в увлекательной игровой форме, с включением импровизированных ритмических упражнений, у дошкольников стимулируется мыслительная деятельность, развивается и укрепляется память.

Занятия по хореографии способствуют укреплению здоровья детей, развитию координации движений и пластичности, воспитанию нравственных и волевых качеств, культуры поведения, расширению кругозора, формированию потребности в личном физическом совершенствовании, здоровом образе жизни.

На занятиях по изобразительной деятельности у детей формируется эстетическое отношение к окружающей действительности, развивается об-разное мышление, фантазия, творчество, способность воспринимать пре-красное в природе, расширяются представления о связях человека и общества с миром искусства. Рисование, лепка, аппликация развивают мелкую моторику ребёнка и зрительное восприятие, подготавливая его психические процессы к дальнейшему обучению (письму и чтению).

В процессе освоения иностранного языка (английского) основное внимание уделяется развитию у детей навыков восприятия на слух и говорения, формированию гармонической личности, развитию психических процессов, познавательных и языковых способностей, активной и пассивной речи, правильному звукопроизношению на осознанном уровне. Дидактические игры, вызывают интерес, развивают креативность мышления у дошкольников, дают возможность проявить себя.

В ходе занятий по актёрскому мастерству дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, музыку. У обучающихся развиваются артистические способности, речь, координация движений, формируются коммуникативные навыки. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи.

Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. На занятиях развивающей игры этот вид деятельности помогает сделать процесс обучения интересным и увлекательным, раскрывает способности детей, активизирует их творческие наклонности. Используемые на занятиях психогимнастика, арт-терапевтические упражнения, ролевые и пальчиковые игры, релаксационные, психологические, дидактические, подвижные, русские народные игры способствуют развитию интеллектуальной, физической, эмоционально-нравственной, волевой, социально-личностной сферы ребёнка.

Образовательный процесс в Школе раннего развития «Радуга» осуществляется в атмосфере сотрудничества и сотворчества педагогов, обучающихся и родителей. Наряду с традиционными занятиями, используются интегрированные, например, английский язык сочетается с музыкой или с изобразительным творчеством, с театральным искусством, что позволяет формировать коммуникативно-речевые навыки.

Особое внимание уделяется совместным мероприятиям, таким как праздники, утренники, посвящённые Дню защитника Отечества, Междуна-родному женскому Дню 8 Марта, спортивные соревнования, познавательные программы, выставки декоративно-прикладного творчества, экскурсионные программы «Храмы Белогорья», «Люби и знай, свой Белгородский край», посещение театра и другие. В ходе мероприятий дети участвуют в торжественных шествиях, беседах, встречах с интересными людьми, в рамках конкурсов и фестивалей пробуют свои силы в проектной и исследовательской деятельности, выступают с концертными программами.

Грамотно спланированная совместная деятельность педагогов, родителей и обучающихся способствует интеллектуальному развитию, расширению кругозора дошкольников, духовно- нравственному воспитанию, формированию навыков общения в различных социальных ситуациях, росту психоэмоционального благополучия и здоровья.

Мониторинговые исследования, проведённые психологической служ-бой Дворца среди обучающихся и родителей по итогам 2014- 2015 учебного года свидетельствуют о достаточно высоком уровне образовательного процесса в Школе раннего развития «Радуга» и качестве оказания образовательных услуг. Большинство родителей (97%) положительно оценивают качество предоставляемых образовательных услуг, 95% — готовы принимать участие в совместной деятельности и новых формах работы.

Результаты мониторингового исследования «Уровень усвоения образовательных программ» по итогам 2014 – 2015 учебного года в творческом объединении составляет 95%.

Положительная результативность познавательных свойств личности обучающихся также показывает достаточно высокий уровень (уровень внимания – 68%, уровень развития речи – 72%, музыкальный слух – 65%, координация движении- 79%, развитая мелкая моторика- 68%), уровень сформированности социально-коммуникативной компетентности составляет -68%, положительное отношение к занятиям соответствует – 85%.

Таким образом, целесообразно организованное образовательное пространство Школы раннего развития «Радуга» Белгородского областного Дворца детского творчества обеспечивает развитие индивидуальности дошкольника, подготавливает его к новому социальному качеству, удовлетворяя запросы родителей, модернизируя образовательное пространство.

Литература

  1. Баряева, Л.Б. и др. Программа социокультурного развития детей до-школьного и младшего школьного возраста. / Л.Б. Баряева – СПб., 1997.
  2. Дайлидене, В. С. Развитие познавательной активности дошкольников в учреждении дополнительного образования детей / В.С. Дайлидене: Дис.... канд. пед. Наук. – Оренбург, 2004 – С. 3-4
  3. Ерошенков, И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /И. Н. Ерошенков. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 221 с.
  4. Касаткина, Е.И. Игра в жизни дошкольника: учебно-методическое пособие / Е.И. Касаткина. – М.: Дрофа, 2010. — 174 с.
  5. Трубайчук, Л.В. Дошкольное детство как развивающийся социокуль-турный феномен: Монография / Л.В. Трйбайчук. – Челябинск, 2009. – 153 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год