Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Особенности психологической адаптации молодых специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения
Педагогика
Автор: Русалинова Олеся Александровна   
16.08.2019 22:50

Особенности психологической адаптации молодых специалистов в условиях дошкольного образовательного учрежденияОсобенности психологической адаптации молодых специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения

Русалинова О.А. ГБДОУ детский сад №18 Невского района г. Санкт-Петербурга

Анализ психологической адаптации молодых специалистов достаточно актуален и представляет научный и практический интерес. В настоящее время возрос интерес к личности профессионала, его особенностям и качественным характеристикам. Особую важность имеют проблемы профессионального становления молодых специалистов, особенности их адаптации, профессиональной социализации.

В дошкольном образовательном учреждении анализ кадровой ситуации свидетельствует о недостаточной эффективности процесса адаптации. Как правило этот процесс отсутствует или сводится к формальному набору мер, который не соответствует современным требованиям и не подкрепляется необходимыми теоретическими знаниями. Руководители и коллеги порой не учитывают особенности молодых специалистов как особой статусной и возрастной группы. Между тем процесс адаптации является ключевым в вопросе закрепления и дальнейшего развития молодых кадров в учреждениях образования.

 

Сам термин «адаптация»; (от лат. adapto – приспособлять) впервые появился в физиологии и использовался изначально в биологических науках. В научный оборот он был введен немецким физиологом Г. Аубертом. Впоследствии, в самом общем виде, в естественных науках под адаптацией понималась вся совокупность реакций живой системы, поддерживающих ее целостность и функциональную устойчивость при изменении условий окружающей среды.

В зарубежной социологии вопросы, связанные с адаптацией личности, разрабатывались такими известными учеными как М.Вебер, Т.Парсонс, Р.Мертон, Дж. Мид и др.

Адаптация представляет объективно необходимый процесс вхождения индивида (группы) в новую социальную среду и ее освоения, такого их взаимодействия и взаимного приспособления, в результате которого создаются условия не только для осуществления личностью ее потребностей и жизненных целей, но и для прогрессивного изменения самой адаптирующей среды. Из такого понимания следует, что приспособление общества к интересам людей создает условия для более глубокой адаптации личности и ее самореализации, а адаптированность личности, в свою очередь, способствует интеграции общества; его стабильному развитию. В противном случае можно говорить об односторонней, а значит, неполной адаптации. По существу, это состояние дезадаптации.

Под социально-психологической дезадатаптацией исследователи понимают процесс нарушения равновесия между личностью и средой, нарушение способности к приспособлению индивида к внешним условиям, в силу действия тех или иных причин.

Дезадаптация проявляется в различных нарушениях деятельности: в снижении производительности труда и его качества, в нарушениях дисциплины труда, в повышении аварийности и травматизма.

Выделяют следующие показатели профессиональной дезадаптации:

  • усталость, утомление, истощение,
  • психосоматические недомогания,
  • бессонница,
  • негативное отношение к работе,
  • скудость репертуара рабочих действий,
  • злоупотребление химическими агентами: табаком, кофе, алкоголем
  • отсутствие аппетита или переедание,
  • негативная профессиональная «Я-концепция»,
  • агрессивные чувства (раздражительность, тревожность, беспокойство, перевозбуждение),
  • упаднические настроения и связанные с ним эмоции: цинизм, пессимизм, чувство беспомощности, безнадежности, апатия, депрессия,
  • переживание чувства вины.

В своем профессиональном становлении начинающий воспитатель проходит несколько этапов:

1 этап – первый год работы, период адаптации: самый сложный период, как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег. Задача — предупредить разочарование, конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя. Адаптационная работа на этом этапе включает в себя:

  • беседа заведующего при приеме на работу молодого педагога, знакомство его с должностной инструкцией, правилами внутреннего трудового распорядка, уставом учреждения дошкольного образования, традициями;
  • изучение нормативно-правовой базы, ведение документации;
  • проведение предварительной работы, которая включает беседу с коллективом, для того, чтобы новичка хорошо встретили и провели проверку состояния рабочего места.
  • знакомство с учреждением дошкольного образования, представление молодого воспитателя коллективу.

2 этап – второй и третий годы, процесс развития профессиональных умений, накопление опыта, поиск лучших методов и приемов работы с детьми, формирование своего стиля в работе.

На втором этапе происходит:

  • изучение опыта работы коллег своего учреждения и других дошкольных учреждений;
  • повышение своего профессионального мастерства;
  • посещение открытых районных мероприятий: методических объединений воспитателей, конкурсов профессионального мастерства
  • приобщение педагога к подготовке и посильному участию в проведении консультаций, педагогических советов, семинаров.

3 этап – четвертый, пятый год работы, складывается система работы, имеются собственные разработки, воспитатель внедряет в свою работу новые технологии.

Прохождение определенного этапа для каждого воспитателя индивидуален. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента молодого специалиста. Поэтому администрации учреждения дошкольного образования к каждому воспитателю надо подходить дифференцированно. Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.

Говоря об адаптации молодого специалиста в дошкольном образовательном учреждении необходимо не забывать о многогранности этого процесса. Зная суть педагогического труда, специфику адаптации молодого специалиста в условиях дошкольного образовательного учреждения, можно рассматривать с точки зрения множества аспектов, от которых она находится в прямой зависимости, например:

  • профессиональный аспект рассматривает то, насколько воспитатель обладает педагогическими способностями, насколько они выражены или насколько молодой специалист стремится их развивать и т.п.;
  • личностный аспект рассматривает индивидуальный стиль деятельности воспитателя, его коммуникативные умения, характер адаптивного поведения;
  • социальный аспект рассматривает требования государства к системе образования, корпоративную культуру учебного заведения, тип адаптивного поведения коллег и т.п.;
  • ролевой аспект рассматривает молодого специалиста в различных социальных ролях (наставника, воспитателя, партнера, психолога, коллеги, делового партнера и т.п.)

Интегрированным субъективным показателем успешной адаптации можно считать общую удовлетворенность работника трудом, морально-психологическим климатом в коллективе. В процессе производственной адаптации не последнее место занимает личностный потенциал работника. Это совокупность черт и качеств человека, которые формируют определенный тип поведения: уверенность в себе, общительность, способность к самоутверждению, уравновешенность, объективность и т.д. Наряду с перечисленными характеристиками важное место занимают знания, образование, опыт.

Молодым воспитателям нужно целенаправленно помогать, создать в учреждении дошкольного образования необходимые организационные, научно-методические и мотивационные условия для профессионального роста и более

легкой адаптации молодых специалистов в коллективе.

Для оценки успешности адаптации молодых специалистов в педагогическом коллективе можно ввести оценочный лист, который помогал бы найти и усовершенствовать слабые места в данном процессе. Его заполнение желательно анонимно для получения достоверных сведений.

В качестве рекомендаций для руководства организации, можно предложить:

  1. Организовывать индивидуальную работу с молодыми специалистами, для повышения степени адаптации к профессиональной деятельности;
  2. Снижать уровень влияния психогенных факторов профессиональной деятельности и создавать благоприятные условия работы в целях улучшения процесса адаптации;
  3. Проводить профилактику дезадаптивных состояний групповыми и индивидуальными методами, а именно такими как: занятия по психорегуляции, психофизиологического снятия нервно – психического напряжения, дыхательные техники и упражнения по саморегуляции;
  4. Создавать в учреждении благоприятный психологический климат для улучшения адаптации у молодых специалистов;
  5. Привлекать молодых педагогов в активную общественную жизнь, к выполнению различных общественных поручений (выступления с докладом, информацией) для быстрой адаптации к профессиональной деятельности;
  6. Систематически анализировать психологическую обстановку в педагогическом коллективе, микрогруппах для достижения высокого уровня адаптации.

Таким образом, процесс адаптации молодых специалистов должен протекать плавно и безболезненно, проводиться системно и регулярно по мере появления в коллективе новых сотрудников с использованием активных методов и форм адаптации.

Список литературы:

  1. С. Барахсанов В.П., Асекритова Т.Г., Бурцев К.С. Педагогическое сопровождение адаптации молодого специалиста к профессиональной деятельности // Наука и образование. 2008. № 2. С. 39-43.
  2. Волина В. Адаптация нового персонала к организационной культуре // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2011 — №5 – 134 с
  3. Глозман Ж. Нарушение общения и дезадаптация // Вестник Московского университета. — 2001 — 135 с.
  4. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности – М.: ПЕР СЭ, 2007. – 382с.
  5. Ильин Е. П. Психология для педагогов. СПб.: Питер, 2012. — 640 c.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год