Система комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации |
Педагогика | |||
Автор: Аккуратнова Татьяна Николаевна | |||
31.07.2019 19:32 | |||
Система комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации УКД 373. 2 Аккуратнова Т.Н., старший воспитатель МБДОУ «Россиянка» «ЦРР» г. Калуги НСП «Антошка» Akkuratova T. N., senior educator MBPEI «Rossiyanka» «CDC» Kaluga NSU «Antoshka» Integrated support system for children with disabilities in pre-school educational institutions Аннотация: в статье рассматривается модель сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) в условиях дошкольной организации (далее- ДОО), целью которой является создание оптимальной системы комплексного воздействия на детей и которая направленна на коррекцию нарушений и успешное развитие ребёнка с ОВЗ. Annotation: the article discusses the model of support for children with disabilities in pre-school organizations the aim of which is to create an optimal system of complex impact on children and which is aimed at correcting violations and successful development of the child with disabilities in pre-school organizations
Ключевые слова: психолого- педагогическое сопровождение, комплексное воздействие, модель сопровождения, коррекция нарушений, социализация, современные технологии. Key words: psychological and pedagogical support, complex influence, model of support, correction of violations, socialization, modern technologies. В настоящее время в Конституции РФ и законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) закреплены права на получение равного со всеми образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (категория лиц с недостатками в физическом и/или психологическом развитии) [5]. В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях необходимо учитывать индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей. В том числе с ограниченными возможностями здоровья. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и образования детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения неуклонно растет. Одной из актуальных проблем современной педагогической практики является проблема инклюзивного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Важнейшим условием эффективности инклюзивного образования является психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ. Психолого-педагогическое сопровождение, в соответствии с подходом М. Р. Битяновой (1998), определяется как целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного воспитания и обучения и психологического развития ребенка в образовательной среде [4]. Эффективное психолого- педагогическое сопровождение реализуется через следующие направления деятельности: диагностическое, профилактическое, коррекционно- развивающее, образовательное, поддерживающее, просветительское. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в инклюзивной среде – это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов, педагогов и семьи ребенка. Воспитание и обучение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах деятельности. В комплексном сопровождении ребёнка с ОВЗ педагог-психолог является одним из главных «сопровождающих», так как именно от него во многом зависит эффективность коррекционной работы. Именно терпение и старание педагогов и специалистов ДОО, работающих с детьми с ОВЗ, их профессионализм, применение методов психологической и коррекционно-педагогической помощи, поддержки семьи такого ребёнка позволит принципиально изменить всю дальнейшую жизненную траекторию развития ребёнка с ОВЗ, улучшить качество жизни его семьи, предотвратить ограничение деятельности ребёнка в дальнейшем. Сопровождение ребёнка с ОВЗ в условиях ДОО особенно актуально и необходимо, так как это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребёнка и его родителей, это система комплексной деятельности всех специалистов, направленная на коррекцию нарушений и успешное развитие ребёнка. Целью модели сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОО является создание оптимальной системы комплексного воздействия на детей. Модель направлена на всестороннее развитие ребёнка с учётом его возможностей:
Алгоритм системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ включает в себя:
Данная модель сопровождения детей с ОВЗ эффективно применяется в дошкольных организациях. Вся работа с детьми строится на основе тесного взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений (педагогом-психологом, учителем-логопедом, воспитателями, ребенком и его родителями), с использованием разнообразных современных технологий, таких как: игровая терапия (развивает воображение, мышление и речь детей, вызывает положительные эмоции, развивает у детей познавательный интерес, активность и расширяют кругозор); песочная терапия (снимает у детей тревожность, агрессию, позволяет им играть); здоровьесберегающие технологии (психогимнастика, релаксация, динамические паузы и физминутки) дают возможность снять мышечное напряжение детей, расслабиться для дальнейшего обучения); коррекционно-развивающие технологии (тренинги, игровые проблемные ситуации, логические игры) направлены на коррекцию нарушений у детей. Благодаря комплексному воздействию на ребенка при тесном взаимодействии с родителями мы получаем положительную динамику в развитии детей. И в заключение, если говорить об эффективности психолого- педагогического сопровождения, то в первую очередь показателем будет являться эмоциональное состояние и отношение детей с ОВЗ к посещению детского сада. У детей развиваются интегративные качества: любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, владение средствами общения со сверстниками и взрослыми, способность управлять своим поведением, владение необходимыми умениями и навыками для осуществления различных видов детской деятельности. И главное, система способствует полноценному развитию детей, их социализации в обществе и подготовке к дальнейшему обучению в школе. Список литературы:
|