Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи
Педагогика
Автор: Сухих Светлана Сергеевна   
22.07.2014 00:00

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьиС. С. Сухих, воспитатель МБДОУ №64 «Искорка» - центр развития ребенка  г. Старый Оскол Белгородской области
В основе новой философии взаимодействия семьи и ДОУ лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. [1, 128]
В течение долгих лет складывалось уничижительное отношение к семье и домашнему воспитанию, под влиянием которого у профессиональных педагогов укоренилось убеждение в педагогической некомпетентности родителей, их нежелании ее преодолевать («Они ничего не хотят знать, не умеют воспитывать»). Между тем педагоги не стремились познакомить «некомпетентных» родителей с содержанием, методикой воспитания детей, носителями которых были они – профессионалы. В детский сад родители допускались, когда требовалась их помощь в уборке, благоустройстве помещения, озеленении участка, ремонте, их приглашали на праздники, собрания. А в остальные дни двери детского сада для них закрыты. Педагоги искренне считали, что их миссия поучать, контролировать семью, указывать ей на ошибки и недостатки. В результате сложились весьма живучие способы и формы работы с семьей  с доминированием монолога педагога (инструктивные сообщения на собрании, консультации, информационные стенды и т.д.). Это  повлекло за собой многие ошибки в общении педагога с родителями (безразличные обращения, торопливость в оценке ребенка с акцентом на негативные проявления, пренебрежение к собеседнику, игнорирование его настроения, состояния, жизненного опыта и др.). Указанные ошибки, небрежность – свидетельство коммуникативной некомпетентности педагога, которая практически сводит на нет его педагогическую компетентность: недостаточно много знать, надо уметь так сказать, чтобы тебя услышали. А педагог как профессионал отличается тем, что ему как «дано предугадать», как его «слово отзовется» в сознании, поведении других участников воспитательного процесса.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных линий отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».[3, 118]
«Сотрудничество» – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Сотрудничество не совместимо с монологом, тем более поучением, морализированием, к чему, увы, тяготеют и современные педагоги, и многие родители, особенно критически относящиеся к дошкольным учреждениям. Сотрудничество - это диалог, а диалог постоянно обогащает всех партнеров, всех участников. Овладеть искусством вести диалог предстоит обеим сторонам: и родителям, и педагогам. И, прежде всего, необходим своевременный выбор роли – говорящего или слушающего.[2, 80]
«Взаимодействие» представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих. Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений. Когда же взаимодействие протекает в условиях подавления одного человека другим, оно способно маскировать истинные отношения (В.Н. Мясищев). [9, 56]
Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей,  успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.
Традиционные формы сотрудничества ДОУ с семьей
Родительские собрания (групповые и общие)
Посещение семьи ребенка, места работы родителей;
День открытых дверей
Беседы (индивидуальные и групповые)
Консультации (индивидуальные и групповые)
Родительские конференции
Лекции
Семинары-практикумы
Наглядная информация для родителей
Нетрадиционные формы сотрудничества ДОУ с семьей
Организация деятельности попечительского совета
Оформление фотовыставок
Диспуты между родителями
Круглые столы
Демонстрация и обсуждение видео- и DVD-фильмов по вопросам воспитания
Родительская почта
Телефон доверия
Ярмарки-продажи поделок детей и родителей
Проведение Декады семьи
Библиотека и видеотека для родителей
Кинолектории
Тренинги конструктивного взаимодействия
Семейные клубы и семейные посиделки
Семейный консультационный пункт
Семейные праздники выходного дня
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой.  Открытость дошкольного учреждения характеризуется двумя компонентами: «открытость внутрь» и «открытость наружу».[5, 96]
Придать дошкольному учреждению открытость внутрь значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникла личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д. Пример открытости демонстрирует педагог (можно рассказать после выходного дня где он был, что видел, а не допрашивать об этом в беседе членов семьи, показать после отпуска свои фотографии, после окончания университета показать детям свой диплом и т.д.). Личной готовностью открыть себя педагог «заражает» ею детей и родителей. Своим примером он вызывает родителей на доверительное общение, и они делятся своими тревогами, трудностями, просят помощи и предлагают свои услуги, свободно высказывают свои претензии и т.д.
Открытость детского сада внутрь – это вовлечение родителей в образовательный процесс. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье (одни организовывают экскурсию, поход в лес, на речку, другие – помогут в оснащении педагогического процесса, третьи – чему-то научат детей (связать, фотографировать,  врач проведет беседу о здоровье детей и т.д.). Родители или прародители могут вести различные кружки, секции, студии, обучая детей и др. родителей некоторым ремеслам, рукоделию и т.д. 
Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса, и прежде всего – дети.
Основная литература
1.    Горшенина, В.В. Система работы детского сада по предупреждению трудностей семейного воспитания [Текст] / В.В. Горшенина, И.В. Самошкина, Н.П. Черкасова. – М.: Панорама, 2006. – 128 с.
2.    Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом [Текст]: пособие для практических работников ДОУ / авт.-сост. Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2005. – 80 с.
3.    Давыдова, О.И. Работа с родителями в ДОУ: этнопедагогический подход [Текст] / О.И. Давыдова, Л.Г. Богословец, А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
4.    Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития [Текст]: методическое руководство для работников ДОУ / Т.Н.Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. – 224 с.
5.    Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника [Текст] / Е.С.Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
6.    Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект [Текст] / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
7.    Зверева, О.Л. Родительские собрания в ДОУ  [Текст]: методическое пособие  / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 128 с.
8.    Микляева, Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей [Текст]: методическое пособие для воспитателей ДОУ / Н.В. Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 144 с.
9.    Пастухова, И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи  [Текст] / И.О. Пастухова. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
10.    Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей  [Текст]: пособие для работников ДОУ / О.В.Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2004. – 80 с.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год