С. С. Сухих, воспитатель МБДОУ №64 «Искорка» - центр развития ребенка г. Старый Оскол Белгородской области В основе новой философии взаимодействия семьи и ДОУ лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. [1, 128] В течение долгих лет складывалось уничижительное отношение к семье и домашнему воспитанию, под влиянием которого у профессиональных педагогов укоренилось убеждение в педагогической некомпетентности родителей, их нежелании ее преодолевать («Они ничего не хотят знать, не умеют воспитывать»). Между тем педагоги не стремились познакомить «некомпетентных» родителей с содержанием, методикой воспитания детей, носителями которых были они – профессионалы. В детский сад родители допускались, когда требовалась их помощь в уборке, благоустройстве помещения, озеленении участка, ремонте, их приглашали на праздники, собрания. А в остальные дни двери детского сада для них закрыты.
Педагоги искренне считали, что их миссия поучать, контролировать семью, указывать ей на ошибки и недостатки. В результате сложились весьма живучие способы и формы работы с семьей с доминированием монолога педагога (инструктивные сообщения на собрании, консультации, информационные стенды и т.д.). Это повлекло за собой многие ошибки в общении педагога с родителями (безразличные обращения, торопливость в оценке ребенка с акцентом на негативные проявления, пренебрежение к собеседнику, игнорирование его настроения, состояния, жизненного опыта и др.). Указанные ошибки, небрежность – свидетельство коммуникативной некомпетентности педагога, которая практически сводит на нет его педагогическую компетентность: недостаточно много знать, надо уметь так сказать, чтобы тебя услышали. А педагог как профессионал отличается тем, что ему как «дано предугадать», как его «слово отзовется» в сознании, поведении других участников воспитательного процесса. Признание приоритета семейного воспитания требует иных линий отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».[3, 118] «Сотрудничество» – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Сотрудничество не совместимо с монологом, тем более поучением, морализированием, к чему, увы, тяготеют и современные педагоги, и многие родители, особенно критически относящиеся к дошкольным учреждениям. Сотрудничество - это диалог, а диалог постоянно обогащает всех партнеров, всех участников. Овладеть искусством вести диалог предстоит обеим сторонам: и родителям, и педагогам. И, прежде всего, необходим своевременный выбор роли – говорящего или слушающего.[2, 80] «Взаимодействие» представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих. Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений. Когда же взаимодействие протекает в условиях подавления одного человека другим, оно способно маскировать истинные отношения (В.Н. Мясищев). [9, 56] Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития. Традиционные формы сотрудничества ДОУ с семьей Родительские собрания (групповые и общие) Посещение семьи ребенка, места работы родителей; День открытых дверей Беседы (индивидуальные и групповые) Консультации (индивидуальные и групповые) Родительские конференции Лекции Семинары-практикумы Наглядная информация для родителей Нетрадиционные формы сотрудничества ДОУ с семьей Организация деятельности попечительского совета Оформление фотовыставок Диспуты между родителями Круглые столы Демонстрация и обсуждение видео- и DVD-фильмов по вопросам воспитания Родительская почта Телефон доверия Ярмарки-продажи поделок детей и родителей Проведение Декады семьи Библиотека и видеотека для родителей Кинолектории Тренинги конструктивного взаимодействия Семейные клубы и семейные посиделки Семейный консультационный пункт Семейные праздники выходного дня Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Открытость дошкольного учреждения характеризуется двумя компонентами: «открытость внутрь» и «открытость наружу».[5, 96] Придать дошкольному учреждению открытость внутрь значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникла личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д. Пример открытости демонстрирует педагог (можно рассказать после выходного дня где он был, что видел, а не допрашивать об этом в беседе членов семьи, показать после отпуска свои фотографии, после окончания университета показать детям свой диплом и т.д.). Личной готовностью открыть себя педагог «заражает» ею детей и родителей. Своим примером он вызывает родителей на доверительное общение, и они делятся своими тревогами, трудностями, просят помощи и предлагают свои услуги, свободно высказывают свои претензии и т.д. Открытость детского сада внутрь – это вовлечение родителей в образовательный процесс. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье (одни организовывают экскурсию, поход в лес, на речку, другие – помогут в оснащении педагогического процесса, третьи – чему-то научат детей (связать, фотографировать, врач проведет беседу о здоровье детей и т.д.). Родители или прародители могут вести различные кружки, секции, студии, обучая детей и др. родителей некоторым ремеслам, рукоделию и т.д. Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса, и прежде всего – дети. Основная литература 1. Горшенина, В.В. Система работы детского сада по предупреждению трудностей семейного воспитания [Текст] / В.В. Горшенина, И.В. Самошкина, Н.П. Черкасова. – М.: Панорама, 2006. – 128 с. 2. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом [Текст]: пособие для практических работников ДОУ / авт.-сост. Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2005. – 80 с. 3. Давыдова, О.И. Работа с родителями в ДОУ: этнопедагогический подход [Текст] / О.И. Давыдова, Л.Г. Богословец, А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2006. 4. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития [Текст]: методическое руководство для работников ДОУ / Т.Н.Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. – 224 с. 5. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника [Текст] / Е.С.Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с. 6. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект [Текст] / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. 7. Зверева, О.Л. Родительские собрания в ДОУ [Текст]: методическое пособие / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 128 с. 8. Микляева, Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей [Текст]: методическое пособие для воспитателей ДОУ / Н.В. Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 144 с. 9. Пастухова, И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи [Текст] / И.О. Пастухова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. 10. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей [Текст]: пособие для работников ДОУ / О.В.Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2004. – 80 с.
|