Опыт работы "Технология волонтерства как одно из средств развития навыков общения детей раннего и дошкольного возраста". |
Педагогика | |||
Автор: Никонова Ксения Ильинична | |||
02.04.2017 19:41 | |||
Опыт работы "Технология волонтерства как одно из средств развития навыков общения детей раннего и дошкольного возраста" В соответствии с приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Привлечение к участию в добровольческой деятельности и возрождение духовности одно из ведущих направлений системы гражданского образования будущих школьников. Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие в обществе и мире, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием.
К тому же, что в наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях, как только ребенок начинает сидеть, его усаживают перед экраном телевизора, который все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом, а экран становится главным воспитателем ребенка. Однако это, казалось бы, безопасное занятие может повлечь за собой печальные последствия не только для здоровья ребенка, но и для его речевого развития. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом общении, когда малыш вступает в диалог. В последние годы отмечают у детей неспособность к самоуглублению, отсутствие заинтересованности делом. Появилось новое заболевание — дефицит концентрации внимания, которое особенно ярко проявляется в процессе обучения и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью, рассеянностью. Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция. Многим детям трудно воспринимать информацию на слух. Короткие предложения они не способны удержать в памяти, поэтому детям не интересно читать даже самые интересные книги. Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании такой формы работы, при которой бы дети учились общаться и взаимодействовать между собой, так появилось волонтерское движение в нашем детском саду. Технология волонтерства — это активная форма общения в детской среде — от сверстника к сверстнику, способствующая ранней позитивной социализации ребенка через активную деятельность, где дети выступают инициаторами деятельности, дает возможность помочь малышу раскрепоститься, пойти на общение со сверстниками и детьми более старшего возраста, доставить эмоциональную радость. Технология волонтерства решает следующие задачи:
Важным моментом в организации волонтерского движения считаю обучение волонтеров, ведь ребенок не может сразу взять и пойти учить других, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков. Поэтому, была разработана программа по обучению волонтеров, построенная на интерактивных методах обучения и проведена консультация для педагогов по их применению в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Прежде всего, это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие воспитателя и ребенка, а также детей между собой. Для того, чтобы вызвать у детей ощущение «взрослости», а на его основе стремление к решению новых, более сложных задач общения и деятельности: мы поможем научить малышей тому, что умеем сами; мы – помощники; мы хотим узнать новое и многому научиться; мы готовимся к школе. Такие мотивы охотно приняли старшие дошкольники. Набралась группа детей, желающая быть волонтерами. Мной проводились игры, направленные на сплочение коллектива и развитие коммуникативных способностей детей «Давайте познакомимся», «Что такое здоровье», «Мой цветок волшебства», «Снежный ком» и др. Вначале готовили волонтеров к работе с младшими дошкольниками и детьми раннего возраста. Первый поход был во вторую ясельную группу с беседой о вкусной и здоровой пище. Ребята были скованы, все время посматривали на воспитателя. Но придя в группу, начали спрашивать: «А когда мы еще пойдем?» Волонтеры стали регулярно ходить к малышам, где помогали раздеваться, одеваться, играли с ними. Посещая малышей, проводили беседы, занятия, игры, театрализованные представления. Создавали ситуации, которые побуждали детей активно применять свои знания и умения, ставили перед ними все более сложные задачи, поддерживали желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Побуждали ребят замечать состояние человека (обижен, огорчен, скучает, не хочет общаться) и проявлять сочувствие, готовность помочь. На занятиях с волонтерами организовывали индивидуальную, парную и групповую работу, использовали творческие работы. Важным фактором является просвещение и обучение педагогов и специалистов, работающих с детьми, оказание им методической и консультативной помощи. Мной была организована деятельность по обучению, методическому и информационному обеспечению образовательного процесса. С этой целью с педагогами проводила семинары, консультации. В рамках нашего ДОУ работа по данной технологии ведется по следующим направлениям:
По возможности, я старалась заниматься с малышами во всех режимных моментах, в течение всего дня. Утреннее проведение и разучивание пальчиковых игр, стихотворений. Днем — оказание помощи при одевании детей на прогулку. Совместные игры на прогулке, оказание помощи на участке. После прогулки – умывание и укладывание спать, для этого дети старшей группы показывают как правильно мыть руки и умывать лицо водой, объясняют важность и нужность выполнения каждого действия — нельзя сильно открывать кран, чтобы вода не полилась на пол; показывают, как пользоваться мылом, как намылить руки, чтобы образовалась пена, какие места нужно получше потереть – тогда она лучше смоет грязь. Старшие дети используют художественное слово — вместе с показом рассказывают потешки «Водичка – водичка..», «Ладушки ладушки с мылом моем ладушки..» и др. Во второй половине дня – оказание помощи в заправке кроватей, совместная продуктивная деятельность, совместные сюжетно-ролевые игры, оказание помощи в мытье игрушек. Пальчиковые игры являются важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, поэтому старшие дети обучают малышей пальчиковым гимнастикам «Солнышко», «Моя семья», «Капуста», «Прятки», «Пальчик — мальчик» и т.д. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей. В ходе работы я отметила, что и старшие, и младшие дети с удовольствием вместе играют. Так старшие дети проводят с детьми ясельного возраста подвижные игры и упражнения имитационного характера: «Пузырь», «Снежок», «Маленькие ножки бежали по дорожке» и др. Малышам импонирует эмоциональная вовлеченность в игру с другими детьми, им передается их эмоциональный настрой, а значит, у них возникает желание активно участвовать в речевом общении. Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка: стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). За период с октября по февраль детям ясельной группы дети старшей группы показали следующие сказки: «Колобок»; «Репка»; «Теремок»; поставили кукольные спектакли «Курочка ряба», «Маша и медведь», «Три медведя». В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Дети старшей группы охотно участвовали в театрализованных постановках, а дети ясельной группы с удовольствием смотрели спектакли. После показа сказки артисты спрашивали, кто же детям больше понравился, какой герой. Малыши начинают делать первые самостоятельные выводы. Итак, работа над развитием коммуникативно – речевых навыков детей раннего возраста с помощью технологии волонтерства дает положительные результаты: У детей старшей группы: сформированы позитивные установки на добровольческую деятельность. На 1 марта 2017 г. 50% детей из группы являются волонтерами. Дети научились вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию; стали готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. У них отмечены более развитые коммуникативно — речевые умения и навыки. У них развивается уверенность в себе, начинают чувствовать себя нужными и ценными для других людей. Наши дети уже понимают, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым, ответственным. Для детей раннего возраста: дети стали больше говорить, охотнее общаются со старшими детьми; с удовольствием слушают потешки, сказки, песни и т.д.; проявляют словотворчество, стали употреблять в речи больше сложных предложений, задают много вопросов «Где?», «Почему?». Выходя из стен детского сада, наши дети, в отличие от других, не только узнали о таком благородном и нужном движении как волонтерство, но и сами в нем поучаствовали. Надеюсь, что в будущем это оставит отпечаток в сознании у детей, как желание помогать другим людям безвозмездно.
|