«Метод проектов как средство познавательного развития детей дошкольного возраста». |
Педагогика | |||
Автор: Захарова Ирина Сергеевна | |||
09.05.2019 12:35 | |||
«Метод проектов как средство познавательного развития детей дошкольного возраста». Педагоги дошкольных учреждений активно осваивают современные программы и педагогические технологии и осознают тот факт, что современные дети должны знать и уметь намного больше, чем их сверстники 15 – 20 лет тому назад. Поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания детей. Одним из таких средств, на мой взгляд, является метод проектов – интегрированный метод обучения дошкольников. Педагогическая практика показала, что метод проектов позволяет педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы и дает возможность развития творческого, познавательного, двигательного, коммуникативного и исследовательского развития детей.
В нашем дошкольном учреждении метод проектов реализуется уже много лет. Педагогами создано много интересных, познавательных образовательных проектов различной направленности. В группе, в которой работаю я, были созданы и реализованы такие проекты, как: «Правила дорожные не такие сложные!», «Зеленый, желтый, красный!», «Будь здоров малыш!», «Белый медвежонок в гостях у малышей!», «Ах, Матрёшечка – краса, до чего ж ты хороша!», «В мире животных!». Итоги работы над каждым проектом свидетельствовали о том, что у педагогов появляется возможность углубленно работать с детьми по определенной тематике, а у воспитанников возникает интерес к предстоящей работе. В качестве примера хочу остановиться на одном из проектов, который позволит продемонстрировать, как метод проектов влияет на познавательную деятельность детей. Проект называется «Правила дорожные, не такие сложные!» и направлен на формирование у детей старшего дошкольного возраста правил безопасного поведения на дорогах. Каждый образовательный проект имеет определенную структуру, которой я стараюсь четко следовать. При составлении паспорта данного проекта я сформулировала проблему и определила цель. Мне хотелось узнать, какая же система работы будет способствовать накоплению ребенком опыта безопасного поведения на улицах и дорогах города, и какие необходимо создать условия для старших дошкольников для формирования навыков безопасного поведения. Задачи, сформулированные в проекте, на мой, взгляд, позволил построить работу четко и последовательно и в то же время спрогнозировать результаты проекта. Обучение детей правилам безопасного поведения проходило через все доступные формы и методы работы. Это – тематические беседы, встречи в областной детско-юношеской библиотеке со сказочными героями, которые не знали правил дорожного движения; обсуждение дорожных ситуаций, наблюдения за дорогой, проезжающими машинами, заучивание стихотворений, чтение художественных произведений. В группе были собраны настольно-печатные, дидактические игры по безопасности, приобретен набор дорожных знаков; организованы с детьми сюжетно — ролевые игры, а также игры на подиуме. Известно, что совместная работа педагогов, детей и родителей способствует сплочению группового коллектива и семьи. Поэтому в проекте непосредственное участие принимали и родители воспитанников. Совместная продуктивная деятельность детей и взрослых – отличный способ хорошо выучить правила дорожного движения. Учение проходит с увлечением, а процесс усвоения знаний – творческий. Результатом тесного сотрудничества стала рукописная книга «Безопасные дороги», каждая страница которой сопровождалась интересной поучительной историей, рисунками, исполненными той или иной семьей. Кроме этого мамы воспитанников были участниками КВН «Знатоки дорожных правил!», и благодаря родителям в рамках проекта был изготовлен макет «Улицы нашего города», на котором расположены: перекрестки, светофоры, дорожные знаки, указатели для пешеходов, а также есть свой «транспорт». С помощью такого макета процесс освоения правил дорожного движения проходил более успешно. Я считаю, что единые требования, предъявляемые к детям со стороны взрослых, положительный личный пример родителей способствуют успешному овладению детьми дорожной азбуки! Проект «Правила дорожные не такие сложные!» позволил мне интегрировано подойти к решению данной проблемы. Работа над проектом способствовала формированию у детей модели грамотного и дисциплинированного поведения на дороге. Дети хорошо могли объяснить проблемные дорожные ситуации, назвать и показать элементарные дорожные знаки, рассказать, почему нельзя играть на проезжей части дороги и мн. др. Мои воспитанники, участвуя в проекте, стали более любознательными, с интересом наблюдали за происходящим на дорогах, часто задавали вопросы познавательного характера, с удовольствием участвовали в групповых мероприятиях. Можно с определенной долей уверенности сказать том, что дети освоили элементарные правила безопасного поведения и получили достаточные знания о том, как должен вести себя человек на улице, во дворе и на дорогах. Я еще раз убедилась, что благодаря такому методу у детей стали развиваться познавательные качества такие, как любознательность, интерес ко всему новому, интерес к окружающему, активность, желание участвовать в образовательной деятельности. Таким образом, можно утверждать, что метод проектов действительно эффективный и современный способ развития познавательных способностей детей дошкольного возраста.
|