Роль родителей в дошкольном обучении детей. |
Педагогика | |||
Автор: Кожепарова Ирина Александровна | |||
03.05.2019 07:26 | |||
Роль родителей в дошкольном обучении детей. Кожепарова Ирина Александровна Учитель-логопед МБДОУ Детский сад № 165 г. Уфа Все родители хотят, чтобы их дети были жизнерадостными, здоровыми, успешными, хорошо учились в школе. Для того, чтобы процесс овладения знаниями был доступным и увлекательным необходимо подготовить ребенка к школьному обучению. Основным периодом формирования и развития способностей ребенка является дошкольный период. Способности – это свойства личности, развивающиеся и обеспечивающие успешность в каком-либо виде деятельности. Базовой основой для развития способностей являются задатки — природные предпосылки, особенности функционирования клеток головного мозга и анализаторов (зрительного, слухового, вкусового, тактильного). Чтобы задатки преобразовались в способности нужны определенные условия.
Полное количество клеток в мозгу у ребенка имеется задолго до рождения. Поэтому его «размер» в смысле увеличения количества клеток не растет. Но увеличивается количество связей между клетками мозга, которое зависит от того, насколько интенсивно мозг обучается. Через органы чувств в соответствующие зоны коры больших полушарий, непрерывно поступает информация из окружающей среды. Для нормальной деятельности организма необходимо, чтобы многочисленные раздражения, действующие на него, из окружающего мира точно и тонко анализировались. Работа наших органов чувств составляет основу восприятия. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Так называемые сенсорные процессы — т.е. обусловленные восприятием через органы чувств — имеют большое значение для формирования индивидуальных способностей ребенка. Большинство этих способностей имеет ярко выраженную сенсорную основу. «Невостребованные» зоны мозга, т.е. не получающие своевременно сенсорной информации, задерживаются или отстают в развитии. Развитие ребенка всегда идет вслед за его обучением, а не наоборот. Обучение начинается с первых дней жизни ребенка и является его естественным состоянием. Процессы восприятия и моторная деятельность, освоение языка и другие виды научения вносят вклад в образование и усиление межнейронных связей мозга. Восприятие-целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств. Например, перед нами лимон. С помощью зрительного анализатора мы воспринимает такие свойства, как форма, цвет; с помощью вкусового анализатора определяем, кислый он или сладкий; с помощью обонятельного анализатора можем обнаружить определенный фруктовый запах; если взять в руки, то тактильный анализатор определит гладкий он или шершавый. В результате создается целостное отражение предмета. Лимона перед нами в настоящее время может и не быть, но мы может себе его представить, описать его свойства. Чем больше будет задействовано органов чувств при восприятии предмета, тем более точно и тонко осуществляется анализ. Ребенок развивается с потрясающей скоростью и физически и умственно. Поэтому так важно, чтобы его развитие правильно стимулировалось на каждой стадии. Чтобы добиться этого, родители должны очень внимательно наблюдать за тем, что и когда необходимо ребенку, что ему интересно, потому что именно родители ближе всех к нему. Лучший стимулятор в воспитании и обучении это — интерес. Но есть одна проблема. Интерес ребенка к чему-то одному быстро пропадает, поскольку любопытство его безгранично. Если предоставить его самому себе, его внимание будет перескакивать с одного предмета на другой. Это свойственно его возрасту, и попытки насильно удержать его внимание на чем-то одном может иметь обратный эффект. Любопытство ребенка важное условие познания мира и совершенно необходимо для его умственного и интеллектуального развития. И все-таки предоставлять ребенку полную свободу не стоит. Для него одинаково опасно замыкаться на одном предмете (крайняя форма этого состояния называется аутизм) и разбрасываться из-за неспособности на чем-либо сосредоточиться. Часто от того, как быстро взрослый заметит и отреагирует на возникший у ребенка интерес, зависит — сохранится он или нет, разовьется во что-то серьезное или быстро угаснет. Поэтому очень важно не упустить его. Мы не знаем, какие интересы ребенка могут превратиться в способности, но у него должна быть возможность развить их. Период дошкольного детства очень важен для ребенка. На родителях лежит большая ответственность, которые, к сожалению, очень часто к рекомендациям педагогов относятся крайне поверхностно. Распространенная ошибка — дитя еще маленькое, вот пойдет в школу, тогда и начнем заниматься вплотную. Конечно, ребенок должен оставаться ребенком, живым и любопытным. Но живость и неусидчивость – это не одно и тоже. Кто не способен сосредотачиваться на чем-то одном, тратит в пустую массу времени и энергии на каждое задание. Тот, кто выработал в себе способность концентрировать внимание, обладает явными преимуществами. К примеру — считается, что ученики музыкальных школ дисциплинированы и хорошо воспитаны. Музыкальные занятия требуют регулярных репетиций, которые, в свою очередь, воспитывают способность к концентрации внимания. Ученые-психологи считают, что появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью. Чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, чем выше уровень развития восприятия, тем раньше формируется произвольное внимание. Произвольность – это умение ребенка заставить себя делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что от него требуют. Именно это умение в первую очередь понадобится первокласснику в школе. Для того чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Если ребенка 4-5 летнего возраста просить постоянно называть в слух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то ребенок будет в состоянии произвольно и в течение довольно длительного времени удерживать свое внимание на тех или иных предметах и их отдельных деталях, свойствах. Говоря о умственно развитии, мы имеем в виду умение ребенка решать различные интеллектуальные задачи как без использования речи, так и с ее использованием (невербальный и вербальный уровень). Различные словесные задачки с подтекстом, со скрытым смыслом, поиском аналогий, сравнениями, выбором слов по значимости можно найти в многочисленных книгах и детских журналах. На детских страничках в семейных журналах часто печатают интересные задания на поиск различий, ребусы, детские кроссворды, математические головоломки. Родителям относиться к таким заданиям надо ответственно. Процесс обучения не должен сводиться к тому, чтобы посадить ребенка за стол и сказать: надо заниматься подготовкой к школе. Развитие ребенка родителями часто сводят к тому, чтобы напичкать информацией или научить читать и писать в раннем возрасте. Но что гораздо важнее — это развить умение рассуждать, оценивать, воспринимать. Получать знания можно везде: на прогулке, дома на кухне, по дороге из детского сада домой, в магазине. Надо только четко знать, чего родители хотят от ребенка в конкретной ситуации. Родители могут помочь своему ребенку развить мышление и выработать в нем привычку учиться, что в свою очередь поможет его мозгу стать сложной структурой, как в физическом, так и в умственном плане. Развивая ребенка до школы, родители закладывают фундамент, на котором потом будет строиться вся его школьная жизнь. Итак, 6 лет, но как много они дают ребенку для его будущей жизни. Разбудить воображение, творческие способности, научить общаться со окружающими, дать основы человеческой морали, развивать речь, память, внимание, не забывая и о физическом здоровье, и в конечном итоге, подготовить ребенка к важному шагу в школьный мир – вот чем необходимо заниматься в дошкольном детстве.
|