Амельченко Ольга Дмитриевна воспитатель МБДОУ "Новологиновский детский сад", с. Новологиново, Колосовского района, Омской области 1. ВВЕДЕНИЕ 2 Прекрасно и справедливо высказывание Ивана Александровича Ильина, известного философа и публициста:»…Семья – первичное лоно человеческой культуры…Здесь пробуждаются и начинают развёртываться дремлющие силы личной души; здесь ребёнок научается любить ( кого и как?), верить (во что?) и жертвовать (чему и чем?); здесь слагаются первые основы его характера; здесь открываются в душе ребёнка главные источники его будущего счастья и несчастья; здесь ребёнок становится маленьким человеком, из которого впоследствии развивается великая личность или, может быть, низкий проходимец». Актуальность темы:
Особенности моего проекта, на мой взгляд, в том, что вместе с семьёй мы не только познаём, осваиваем новое, но и трудимся и активно отдыхаем. Работаем в одной команде « Воспитатель – дети – родители», где родители являются участниками жизни детей в детском саду. К сожалению, в настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание. Этот процесс могут и должны остановить дошкольные педагоги-люди, которые наиболее тесно общаются с детьми и их родителями. Цель проекта Содействие возрождению традиций семейного воспитания. Задачи проекта • Выявление готовности семьи к активному взаимодействию с ДОУ на основе социально- педагогической диагностики; • Повышение педагогической культуры родителей путём их просвещения; • Включение семьи в образовательный процесс с учётом социальных запросов родителей; • Создание в семье атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки, взаимозаинтересованности и взаимопроникновения в проблемы друг друга; • Поддержка у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях; • Установление партнёрских отношений с семьёй каждого ребёнка. Участники проекта Дети старшего дошкольного возраста, родители и педагоги ДОУ. Предполагаемые итоги реализации проекта • Возрождение традиций семейного воспитания; • Применение родителями педагогических знаний о воспитании детей в семье; • Развитие партнёрских отношений в семье. 2. СТРУКТУРА ПРОЕКТА Проект состоит из пяти блоков, куда входят виды деятельности, формы и методы, позволяющие решать поставленные задачи. Аналитический блок. • Анкетирование; • Диагностика; • Тестирование; Информационный ( просветительный ) • Подбор наглядной информации; • Оформление фотовитрин, стендов, папок, стенгазет; • Проведение выставок; • Оформление уголков родителей; • Составление памяток для родителей; • Выпуск газет; • Использование СМИ;
Практический блок ( Традиционные формы и методы работы) • Родительские собрания; • Тематические часы; • Семинары – практикумы; • Круглый стол; • Вечер вопросов и ответов; • Пятнадцатиминутки (консультации); • Дни открытых дверей; • Оформление семейных фотогазет; • Почтовый ящик»Традиция нашей семьи» • Домашнее задание для родителей на определённую тему (составление портфолио дошкольника, сочинение «Один день моего ребёнка в детском саду» и др. Досуговый блок • Творческие конкурсы и выставки; • Семейные спортивные и интеллектуальные состязания; • Детские утренники; • Посещение праздника всей семьёй; • Вечер отдыха; Оценочный блок • Заполнение книги отзывов « От счастья ключи в семье ищи «;
3.ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ЯНВАРЬ (2012г.) Тема « Искусство воспитания в семье « ЦЕЛЬ: Повысить педагогическое мастерство родителей и определить роль семьи в воспитании ребёнка • Анкетирование «Какой вы родитель?» • Тестирование «Я и мой ребёнок». • Диагностика детей «Кинетический рисунок семьи». • Анкетирование «Выявление уровня педагогических возможностей родителей». • Составление памятки «Права и обязанности родителей». • Оформление стенда « Тридцать золотых правил воспитания ребёнка «. • Почтовый ящик для родителей « Семейные традиции «. • Подбор литературы и оформление выставки « Воспитательный потенциал семьи». • Выпуск семейной фотогазеты «Бабушка рядышком с дедушкой». • Родительское собрание «Роль семьи в воспитании ребёнка «. Предполагаемый результат: • Выявить уровень педагогической грамотности родителей, их запросов, потребностей. • Развить интерес к совместной деятельности. ФЕВРАЛЬ Тема « Роли членов семьи и их взаимодействие «. ЦЕЛЬ: Осознание роли матери, отца, ребёнка. • Анкета для отцов. • Памятка « Советы по воспитанию внуков «. • Проведение пятнадцатиминутки для родителей «Творческая мастерская «. • Выставка рисунков детей и родителей « Моя удивительная семья «. • Проведение праздника, посвящённого Дню защитника Отечества. • Консультация с родителями по оформлению визитки семьи. • Беседы с детьми « Папа – лучший друг «, » Моя дружная семья « • Дидактическая игра: Кто старше? Кто ты для бабушки? Кем ты приходишься родителям? Как тебя называют дома? и тд. • Развлечение «Папа может всё что угодно «. Предполагаемый результат: • Установить эмоциональные контакты и взаимоотношения между педагогами и всеми членами семьи. МАРТ Тема « Эмоциональное благополучие ребёнка в семье. ЦЕЛЬ: Психолого – педагогическая поддержка семьи при формировании взаимоотношений родителей с детьми. • Тестирование детей «Нарисуй дом « • Консультация « Основные причины эмоционального неблагополучия детей «. • Оформление папки-передвижки «Знаете ли вы темперамент своего ребёнка?» • Выставка рисунков « Моя мама – лучшая на свете «. • Пословицы и поговорки русского народа о семье и семейном воспитании (знакомим детей и родителей ). • Круглый стол «Мы родом из детства» (рассказы родителей о своём детстве, школьных годах, своей профессии). • Развлекаемся всей семьёй « Широкая Масленица «. • Консультация специалиста «Секреты эмоционального здоровья «. • Утренник «Милая мама моя «.
Предполагаемый результат: • Повышение имиджа семьи и авторитета родителей в глазах ребёнка. АПРЕЛЬ Тема « Азбука общения « ЦЕЛЬ: Выявление наиболее эффективных способов создания благоприятной атмосферы в семье . • Развлечение для детей и родителей « Смеяться разрешается «. • Анкета « Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребёнку?» • Оформление ширмы « Словесные способы поощрения и поддержки ребёнка «. • Практикум « Умеем ли мы общаться?”. • Составление памятки « 55 способов сказать» Я тебя люблю ! « • Оформление уголка родителей « Игротерапия для детей и взрослых «. • Выставка работ родителей « Дети - цветы жизни «. Предполагаемый результат: • Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Май Тема « Нравственные ценности семьи» ЦЕЛЬ:Способствовать осмыслению основных нравственных ценностей семьи . • Проведение консультации « Зачем вашему ребёнку четвероногий друг?» • Домашнее задание родителям и детям « Дневник добрых дел». • Составление памятки « Искусство наказывать и поощрять «. • Вечер вопросов и ответов « Искусство хвалить «. • Выставка праздничной открытки к празднику 9 Мая. • Совместный поход семьи на митинг к памятнику погибшим воинам-землякам. • Изготовление книжки – малышки, отражающей быт, традиции, моральный облик семьи в пословицах и поговорках русского народа о семье и семейном воспитании. • Привлечение родителей к участию в проекте « Благоустраиваем участок детского сада «. Предполагаемый результат: • Формирование коммуникативного умения и навыков ( умение устанавливать контакт, понимать, сопереживать, проявлять внимание ). • Способность осмысливать нравственные ценности семьи. ИЮНЬ Тема « Все мы родом из детства « ЦЕЛЬ: Вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей. Вооружение их знаниями и умениями по вопросу игровой деятельности . • Праздник, посвященный Международному дню детей « Маленькая страна «. • Анкетирование « Во что играют ваши дети?» • Интервью с детьми « В какую игру ты мечтаешь поиграть с родителями?» • Выставка пособий и литературы « Игры и их особенности «. • Консультация « Как влияют детские забавы на формирование личности ребёнка?» • Оформление папок-ширм « Чем заняться в выходной?», «Свободная минутка». • Стенгазета воспитателя « Детские игры – дело серьёзное «. • Фотовыставка « МЫ ИГРАЕМ « Предполагаемый результат: • Оказание помощи родителям в решении задач интеллектуального развития детей. 4.КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА • Позитивная динамика в изменении отношений « педагог – ребёнок – родитель « • Повышение педагогического мастерства родителей. • Создание в семье атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки, взаимопонимания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зверева О.Л., Кротова Т.В.Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект.- М.:2009. 2. Давыдова О.И., Майер А.А.Работа в группе по подготовке к школе с родителями детей, не посещающих ДОУ. Методическое пособие.-М.:2009. 3. Прохорова Г.А. Взаимодействие с родителями в детском саду. Практическое пособие. М.: 2010.
ПРИЛОЖЕНИЕ (11-16) АНКЕТА для выявления уровня педагогических возможностей родителей Уважаемые родители! Просим вас заполнить анонимную анкету. 1. Где вы черпаете педагогические знания: а) используете собственный жизненный опыт, советы знакомых; б) читаете педагогическую литературу; в) используете советы воспитателей; г) слушаете радиопередачи и смотрите телевизионные передачи; 2. Какие методы воспитания вы считаете наиболее результативными: а) убеждение ; б) принуждение ; в) требование; г) поощрение ; д) наказание; е) обучение и личный пример; 3. Какие виды поощрения вы используете чаще: а) словесные; б) подарки; в) развлечение; 4. Какие виды наказания, на ваш взгляд, наиболее эффективны в воспитании: а) запугивание; б) физическое наказание; в) проявление неодобрения ( словесно или мимикой, жестами); г) лишение развлечений или обещанных подарков; д) словесная угроза; 5. Единодушны ли члены вашей семьи в своих требованиях к ребёнку: а) единодушны всегда; б) иногда расходятся во мнениях; в) единодушия не бывает никогда. Спасибо!
СОВЕТЫ по воспитанию внуков ( по Ш.А.Амонашвили )
1. Свою любовь и преданность детям не превращайте на деле в услужливость и рабское повиновение. 2. Не берите на себя детские заботы, которые нужны детям для самовоспитания. 3. Не балуйте их бессмысленным множеством подарков и доставлением удовольствий. 4. Не проявляйте по отношению к ним мелочной опеки. 5. Рассказывайте им почаще о себе, о своём детстве, о своей работе. 6. Раскройте детям свою душу, доверяйте им свои сомнения, горести, переживания. 7. Секретничайте с ними, играйте и гуляйте вместе с ними. 8. Показывайте им примеры смелости, отзывчивости, трудолюбия. 9. Давайте им трудиться рядом с вами. 10. Говорите с ними как со взрослыми. 11. Не напоминайте им, что они ещё маленькие. 12. Старайтесь вовлекать их в дела, в которых они почувствуют себя взрослыми. 13. Заботьтесь о том, чтобы у них создавалось яркое представление о вас как о современном человеке. 14. Не забывайте, что ваш образ жизни должен воспитывать их после того, как вас уже не будет в жизни в живых.
Домашнее АРТ – ЗАДАНИЕ Восточная мудрость гласит: « Картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов «. Арт-задание позволит сделать видимым невидимое, поможет в сплочении и укреплении семьи. Взрослый и ребёнок вместе выполняют дома задания ( у каждого лист бумаги формата А4). 1. Нарисуйте то, что вы любите делать больше всего. * Расскажите друг другу, что вы нарисовали. * Сравните ваши рисунки. * Взрослые, подумайте, что вам больше всего понравилось в рисунке ребёнка? 2. Представьте, что на рисунке вы вместе со своим ребёнком. ( Представь, что на рисунке ты вместе со своим папой или со своей мамой.)
Нарисуйте, как бы вам хотелось одеть себя и своего ребёнка для роли в кино. ( Придумай и нарисуй, как бы тебе хотелось одеть для выбранной роли себя и маму или папу.) Рассмотрите рисунки друг друга и расскажите об изображённых героях.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ русского народа о семье и семейном воспитании 1. Родительское благословение на воде не тонет, в огне не горит. 2. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает. 3. Не оставляй отца и матери на старости лет, и Бог тебя не оставит. 4. Женился – на век заложился. 5. Добрая жена, да жирные щи – другого добра не ищи. 6. Одному не страшно, вдвоём веселее. 7. Дай Бог с кем венчаться, с тем и скончаться. 8. Дети – благодать Божья. 9. Живот болит, а детей родит. 10. У ребяток, что у зайчат: по два зуба . 11. Растёт, как пшеничное тесто на опаре. 12. Своё дитя и горбато, да мило. 13. Свой дурак дороже чужого умного. 14. Умел дитя родить, умей и научить. 15. Не учась и лаптя не сплетёшь. 16. Без дела жить – небо коптить. 17. Живи всяк своим умом, да своим горбом. 18. Мальчик родился - на подмогу, а девочка – на потеху. 19. С сыном дом наживёшь, а с дочкой остаток у несёшь. 20. Корми сына до поры, а : а придёт пора – сын тебя покормит.
30 золотых ПРАВИЛ воспитания ребёнка • Навсегда запомним, что у каждого ребёнка своя скорость роста, свои способности и свои неповторимые особенности. • Перестанем делать ребёнку замечания при посторонних. • Не станем обсуждать проблемы воспитания ребёнка в его присутствии. • Постараемся не кричать на ребёнка, особенно если он не сделал ничего ужасного. • Не будем лишний раз просить чужих людей посидеть с нашим малышом. Если у вас есть свободное время, значит, ребёнок имеет право хотя бы на его половину. • Перестанем говорить при ребёнке грубые слова, даже если они кажутся нам пристойными. • В минуты самых больших шалостей и проказ будем помнить, что перед нами всего лишь ребёнок, а не международный террорист. • Прибережём шлепки для самых серьёзных случаев. • Начнём приучать ребёнка к самостоятельности. • Не будем кормить ребёнка силой, а будем считаться с его вкусовыми пристрастиями. • Научимся чаще хвалить ребёнка. И делать это будем искренне, от души. • Иногда без повода, просто так возьмём ребёнка на руки, крепко обнимим и поцелуем. • Вечером вместо криков « Спать! Спать! « расскажем сказку, где главным героем будет он сам. • На день рождения ребёнка позовём не своих друзей и родственников, а его маленьких приятелей. • Начнём вместе с ребёнком делать ежедневную зарядку. • Начнём закалять ребёнка. • Будем вместе рисовать и показывать рисунки членам семьи. • Будем следить за чистотой и правильностью речи ребёнка так же, как следим за чистотой одежды.
• Перестанем отдариваться от ребёнка дорогими игрушками – будем проводить с ним больше времени. • Научимся терпеливо слушать своего ребёнка. • Заведём специальную тетрадь, в которую будем записывать смешные истории из жизни ребёнка и его забавные словечки. • Не будем идти на поводу у капризов ребёнка – научимся говорить «нет». • Запретим себе обманывать ребёнка, всегда будем выполнять то, что пообещали, и не обещать заведомо не невыполнимых вещей. • Иногда позволим себе подурачиться и поиграть с ребёнком на равных. • Перестанем пугать ребёнка Бабой-ягой, чужим дядей, милиционером и собственным уходом к другому мальчику (девочке). • Будем отвечать на любые , даже каверзные детские вопросы. • Постепенно будем приучать ребёнка к труду, поощрять любую помощь по дому, даже если от её будет мало пользы. • Создадим семейные традиции. • Не будем относиться ко времени, проведённому с ребёнком, как ко времени, потерянному для себя. • Перестанем испытывать чувство вины перед ребёнком. Лучше исправлять недоработки, чем изнывать от собственного несовершенства!
СОДЕРЖАНИЕ Стр. 1. Введение--------------------------------------------2 2. Структура проекта-------------------------------3 3. План реализации проекта---------------------5 4. Критерии оценки проекта---------------------9 5. Список литературы------------------------------10 6. Приложение------------------------------------11-16
|