Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Песок, песочница, малыш…
Педагогика
Автор: Сизова Ирина Евгеньевна   
21.06.2023 13:25

Песок, песочница, малыш…Песок, песочница, малыш…

Песок…песочница…малыш… Казалось, что могло бы связывать эти слова? Я думаю, это – «Малыш, играющий с песком в песочнице». Эти три замечательных слова неразрывно связаны с ранним детством ребенка. Мы все привыкли к этому и нам очевидна картина детей, лепящих куличики в песочнице, возводящих замки из песка, украшенных веточками и цветами, дороги, тоннели для машинок, оформленные камушками и мосты над ними из палочек.

Малыш, играющий с песком, даже не подозревает, как этот процесс важен для его развития.

Песок – материал органический, любезно предоставленный нам самой природой, обладает рядом свойств: сыплется, когда сухой и лепится, когда сырой. Этим он и становится интересен нам, интересен детям. Это – подвижный материал и созданные из него формы можно легко изменить или любоваться какое-то время получившимся шедевром. Песок не горюч, не огнеопасен и, лишь смочив его водой, уже можно создавать неповторимые или известные фигуры. А также заполнять емкости, выкрасив в разные цвета, декорируя интерьер. Он уникален еще и тем, что даже из одной небольшой кучки песка можно создать много различных картин на стекле – песочная анимация, меняющаяся со скоростью кадра кинофильма. И еще картины из цветного песка в бутылках и, конечно же, огромного размера песочные скульптуры на городских выставках и конкурсах.

 

Скачать конспект

Однако, нашему малышу еще далеко до таких грандиозных масштабов. Он только знакомится с этим материалом, исследует его свойства и, открывая каждый день что-то новое для себя, незаметно продвигается в своем развитии.

Так как игровая деятельность является ведущей в раннем детстве и через игру ребенок познает мир, социализируется в обществе, интеллектуально и физически развивается, совершенствует речь и нравственные качества, то игра с песком не является исключением, а способствует развитию малыша во всех областях развития.

Нельзя переоценить важность в раннем детстве социализировать малышей, то есть научить общаться со сверстниками, со взрослыми как знакомыми, так и незнакомыми, усвоить нормы поведения, принятые в обществе. А достигается это у детей раннего возраста через близкое, тесное сотрудничество в игре: необходимость договариваться, уступать, делиться, подбирать атрибуты к игре. Это из области «Социально-коммуникативное развитие».

Играя с песком, ребенок развивает свои познавательные способности, исследует объекты, их свойства, учится взаимодействовать с ними, развивает память, воображение, любознательность и познавательную мотивацию. Все это из образовательной области «Познавательное развитие».

Дети в этом возрасте имеют разный уровень развития речи. Это зависит он многих причин. Но, как и любая другая, игра с песком имеет дидактическое обучающее значение. В данном случае ребенок, выполняя большое количество движений руками и пальчиками, развивает мелкую моторику, что является доказанным фактом влияния на речевую сферу ребенка. Также воспитывается звуковая культура речи малыша, происходит овладение речью, как средством общения, обогащается активный и пассивный словарь. Ребенок учиться озвучивать ход своих действий – монологическая речь, вступать в диалог с окружающими детьми и взрослыми – диалогическая речь. Иными словами, формируется связная речь.

Следовательно, игра с песком имеет большое значение и для образовательной области «Речевое развитие».

Как уже мною было упомянуто, игра с песком развивает мелкую моторику рук и пальцев малыша, а это образовательная область «Физическое развитие».

А уж то, что ребенок развивается и художественно, и эстетически и говорить не приходится. Очевидно, что, создавая какой-либо объект, украшая его на свой вкус, дополняя какими-то атрибутами, ребенок любуется результатом, получает удовольствие от того, что видит, то, что у него получилось. У малыша становится приподнятое настроение, он радуется, ликует, хлопает в ладоши – а, значит, и повышается у него эмоциональный фон, а это важно и с психологической точки зрения.

И надо сказать, имеет большое значение для малышей, которые поступают в ясли и у них начинается адаптационный период, когда запускается стрессовый механизм. Как воспитатель, проработавшей на ясельной группе много лет, могу сказать, что мы, конечно, создаем в группе условия для того, чтобы период адаптации прошел у детей более комфортно и закончился как можно скорее: через интересные игры и забавы, занимательные игрушки и работу с родителями (анкеты, беседы, консультации), более внимательное и ласковое отношение к малышам. Каждый ребенок в силу своих индивидуальных особенностей и уровню подготовки к яслям проходит этот сложный период по-разному и накопленную, тревогу, отрицательное настроение очень полезно разрядить. Игра с песком – один из способов осуществить это. В такой период мы, играя в песочнице с детьми, снимаем накопленный стресс, и переключаем внимание, и занимаемся с детьми их знакомым любимым делом.

Известно, что прогулка в детском дошкольном учреждении состоит из пяти частей: наблюдение, подвижные игры, труд на участке и самостоятельная игровая деятельность детей. Прогулку мы начинаем с наблюдения в природе, где беседуем с детьми о сезонных изменениях, птицах, животных, погоде и т.д., гуляя вокруг детского сада. И когда малыши приходят на свой участок, то с нетерпением разбирают игрушки и атрибуты для игры в песочнице. Я с удовольствием присоединяюсь к ним и мы, иногда с моего предложения, иногда после обсуждения с детьми, приступаем либо к обыгрыванию известной детям сказки, например, «Репка», либо к нашему любимому жанру – импровизированной «Песочной истории». У нее никогда не бывает одинакового начала, знакомого сюжета и известного конца. Это всегда новая история. Для которой мы используем наборы различных формочек, резиновые и иные игрушки, природный материал.

Во время рассказывания и выстраивания из песка такой «Песочной истории -сказки» каждый мой воспитанник имеет возможность высказаться, что-то предложить свое, добавить какой-либо персонаж, атрибут и история меняет свой сюжет. Это очень полезно застенчивым и неговорящим детям для социализации в детском коллективе почувствовать себя смелее и увереннее. В течение учебного года такие игры приобретают все более сложный сюжет, ведь кругозор детей расширяется, увеличивается словарный запас, начинают проявляться ростки воображения и фантазии. В ход идут предметы-заместители, некоторые дети специально приносят из дома какую-либо игрушку или предмет с целью внесения его в общую «Песочную историю».

Надо сказать, что такие игры все же требуют определенной подготовки от взрослого, так как детки в этом возрасте еще не могут управлять игрой самостоятельно. К тому же им доставляет огромное удовольствие играть с воспитателем. Педагог через интересное занятие становится тоже для детей значимым взрослым, укрепляется доверие к нему. А, следовательно, воспитателю легче проявить интерес у детей к чему-либо, направить игровой процесс в обучающее русло. Так наша прогулка становится либо частью общей темы прогулки (например, тему прогулки «Птицы» провожу через наблюдение, беседу о птицах, переходя плавно к созданию «Песочной истории», используя сюжет о птицах далее провожу подвижную игру «Воробушки и автомобиль», индивидуальную работу – «Саша, Ваня, попрыгаем, как воробушки» и т.д.), либо носит самостоятельный характер. Но всегда на такой прогулке все без исключения дети задействованы, не обделены вниманием, имеют возможность выбрать, в чем им поучаствовать, где проявить себя, получают удовольствие от прогулки. А детки еще и вечером рассказывают родителям о новой «Песочной истории» -- вот она и рефлексия!

Из всего вышесказанного, конечно, очевидно, что каждому воспитателю необходимо продумывать компоненты прогулки, ее тему, включая игру в песочнице, выполнять предварительную работу, чтобы получить качественный обучающий, эмоциональный и смысловой эффект у детей. Для этого необходимо знать особенности возраста деток, их возможности, методики и приемы, творческий подход и очень любить малышей. И поставленные задачи обязательно решаться!

А я и детки опять будем с нетерпением ждать очередной прогулки, чтобы построить из песка новую «Песочную историю».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год