Исследование педагогической компетентности родителей в условиях дошкольной организации |
Педагогика | |||
Автор: Шипачева Екатерина Юрьевна | |||
23.03.2019 20:42 | |||
Исследование педагогической компетентности родителей в условиях дошкольной организации Шипачева Екатерина Юрьевна МАДОУ детский сад комбинированного вида №53 г. Томска, воспитатель Одно из главных направлений политики современного государства — социальная поддержка семьи и признание ее первостепенной роли в физическом, нравственном и интеллектуальном становлении личности ребенка. Одним из принципов ФГОС является сотрудничество организации с семьей, которое обеспечит консультативную поддержку родителей, а так же позволит создать условия для участия родителей в образовательной деятельности. Готовы ли родители к такой важной и ответственной миссии, на сколько современные родители обладают достаточными знаниями и умениями в воспитании? Стаж родителей как педагогов равен возрасту их ребёнка. Несомненно, что все семьи и все родители разные. Эффективность деятельности родителей как воспитателей зависит от уровня педагогической грамотности, культуры, образованности, личностной зрелости, а также компетентности родителей. Педагогическая компетентность родителей в воспитании детей дошкольного возраста, который признается психологами и педагогами наиболее сенситивным в формировании личности ребенка, приобретает особую актуальность.
В структуре педагогической компетентности родителей выделяют такие компоненты: мотивационный, личностный, гностический (когнитивный), организаторский, конструктивный, коммуникативный, эмоционально-ценностный, рефлексивный, ориентированный (Е. П. Арнаутова, Т. В. Бахуташвили, О. С. Нестерова, М. А. Орлова С. С. Пиюкова, В. В. Селина и др.). На сегодняшний день существует множество трактовок педагогической компетентности и ее структуры, однако в содержании компонентов констатируется непременное наличие мотивационной составляющей, личностных качеств, знаний, умений и навыков, в том числе коммуникативных. По этой причине мы объединяем данное содержание в три основные группы, выделив мотивационно-личностный, гностический и коммуникативно-деятельностный компоненты. Помимо указанных, в структуру педагогической компетентности родителей включен компетентностный опыт, который, является наиболее важным в данной структуре, по мнению А. В. Хуторского [5]. Заинтересованность родителей в успешном результате воспитания детей, совокупность психологических позиций по отношению к ребенку и самому себе (эмпатия, педагогическая рефлексия), личный опыт воспитания, подразумевает мотивационно-личностный компонент. Гностический связан со сферой знаний родителя, поиском, восприятием и отбором информации. Коммуникативно-деятельностный содержит коммуникативные, организаторские, практические навыки и умения. Компетентностный опыт является основным и предполагает наличие у родителя педагогических знаний, умений, навыков воспитания, апробированных в действии, приобретенных через решение спонтанных или специально организованных компетентностных задач-ситуаций, освоенных родителем и применяемых в практике семейного воспитания. Объективная потребность в повышении педагогической компетентности родителей и недостаточная разработанность в педагогической науке условий ее развития определили проблему нашего исследования. Результаты мониторинга показывают наличие ряда проблем в организации поддержки семьи: можно говорить об отсутствии системности в работе с родителями; недостаточной практике организации родительских встреч по вопросам формирования и развития педагогической компетентности; редком использовании в работе эффективных форм повышения педагогической компетентности родителей и методов активизации родительского опыта. Одной из причин низкой эффективности работы с родителями в дошкольном учреждении является то, что педагоги в своей работе не учитывают уровень педагогической компетентности родителей. Анализ педагогической документации педагогов не обнаружил в годовых, календарных и ежедневных планах воспитательно-образовательной работы, протоколах родительских собраний ни одной темы, посвященной родительской компетентности формированию рефлексии родителей, умения налаживать партнерские взаимоотношения с детьми и т. п. Полученные данные подтверждены результатами анкетирования и наблюдений: 80% педагогов имеют недостаточные знания о структуре педагогических компетентностей родителей и их уровне у родителей воспитанников своей группы; 65% в недостаточной степени организуют нетрадиционные формы общения с семьей, не используют методы активизации родительского опыта для взаимного повышения педагогической компетентности родителей. Исследование проводилось на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №53 города Томска. Детский сад посещают дети в возрасте от 1,6 до 7 лет. В дошкольном образовательном учреждении функционируют 15 групп: 13 общеобразовательных и 2 разновозрастных коррекционных. В эксперименте принимали участие 150 родителей 2-х подготовительных и 2–х старших групп. Возрастная категория участников эксперимента от 28 до 49 лет. Для решения задачи по подбору диагностического инструментария по определению педагогической компетентности родителей был выбран ряд методик: Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин. Методика ОРО. Опросник родительской любви и симпатии Милюкова Е.В. Тест- опросник «Стратегии семейного воспитания» Тест – опросник «Лики родительской любви» Методика идентификации детей с родителям опросник А.И. Зарова Интервью с педагогами по вопросам формирования и развития педагогической компетентности родителей В результате были получены следующие данные. По результатам теста – опросника «Родительского отношения» определены следующие типы отношений: принятие-отвержение, кооперация, симбиоз, контроль, инфантилизация. Результаты приведены в таблице 1. Опросник родительской любви и симпатии выявляет преобладающее у родителя чувство по отношению к ребенку (симпатия или любовь). Чувство любви преобладает у 87% участников, у 13 % было выявлено чувство симпатии. Тест – опросник «Стратегии семейного воспитания» позволяет выявить стиль воспитания, которого придерживаются родители. Выделяют 4 стиля: авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный. Авторитетный стиль выявлен у 43% участников эксперимента. Авторитарный стиль – выявлен у 18% родителей. Либеральный стиль выявлен у 37% участников эксперимента. Индифферентный стиль выявлен у 2 % испытуемых. Тест – опросник «Лики родительской любви» позволяет оценить на каких основаниях строится воспитание ребенка. По результатам теста 67% отцов набрали высокую сумму баллов, остальные, 33% — среднее количество. 79% матерей набрали высокое количество баллов и 21 % — среднее. Совокупный анализ полученного фактического материала позволил составить обобщенный портрет современного родителя, который отражает его недостаточную компетентность в воспитании ребенка дошкольного возраста. При высокой заинтересованности в успешном результате воспитания, понимании роли самостоятельности для самореализации ребенка и осознании значимости совершенствования своих воспитательных умений, он имеет следующие проблемы в структуре педагогической компетентности: не всегда стремится понять мотивы поступков ребенка, поддержать его интересы, способности; проявить рефлексию и эмпатию. не обладает знаниями теоретических основ воспитания ребенка; психологических особенностей его личности; не знает эффективных методов воспитания ребенка в семье; не владеет методами воспитания ребенка, привлечения внимания ребенка к различным видам деятельности; не придает значения созданию благоприятной среды; не уделяет внимание появлению у ребенка эмоционального предвосхищения результатов деятельности; не умеет строить взаимоотношения с ребенком на принципах гуманистической педагогики (часто оценивает деятельность ребенка неадекватно, не поддерживает его самооценку, с трудом определяет эмоциональное состояние ребенка, часто выбирает неадекватные способы общения с ним, имеет проблемы в установлении партнерских взаимоотношений с ребенком). Таким образом, определение уровня педагогических компетентностей у родителей, дает возможность руководителям и педагогическому коллективу дошкольного учреждения повысить эффективность общения ДОУ и семьи, на основе дифференцированного подхода, обратить внимание на актуальные для родителей вопросы, а так же установлению успешного общения с родителями. При работе с семьями на основе диагностики педагогической компетентности родителей, используя различные формы и методы формирования и активации опыта родителей, реализуя комплекс эффективных мероприятий для повышения заинтересованности родителей в успешном воспитании ребёнка в семье можно содействовать успешному формированию педагогической компетентности у родителей детей дошкольного возраста. Литература.
|