Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Исследование педагогической компетентности родителей в условиях дошкольной организации
Педагогика
Автор: Шипачева Екатерина Юрьевна   
23.03.2019 20:42

Исследование педагогической компетентности родителей в условиях дошкольной организацииИсследование педагогической компетентности родителей в условиях дошкольной организации

Шипачева Екатерина Юрьевна МАДОУ детский сад комбинированного вида №53 г. Томска, воспитатель

Одно из главных направлений политики современного государства — социальная поддержка семьи и признание ее первостепенной роли в физическом, нравственном и интеллектуальном становлении личности ребенка. Одним из принципов ФГОС является сотрудничество организации с семьей, которое обеспечит консультативную поддержку родителей, а так же позволит создать условия для участия родителей в образовательной деятельности. Готовы ли родители к такой важной и ответственной миссии, на сколько современные родители обладают достаточными знаниями и умениями в воспитании? Стаж родителей как педагогов равен возрасту их ребёнка. Несомненно, что все семьи и все родители разные. Эффективность деятельности родителей как воспитателей зависит от уровня педагогической грамотности, культуры, образованности, личностной зрелости, а также компетентности родителей. Педагогическая компетентность родителей в воспитании детей дошкольного возраста, который признается психологами и педагогами наиболее сенситивным в формировании личности ребенка, приобретает особую актуальность.

 

В структуре педагогической компетентности родителей выделяют такие компоненты: мотивационный, личностный, гностический (когнитивный), организаторский, конструктивный, коммуникативный, эмоционально-ценностный, рефлексивный, ориентированный (Е. П. Арнаутова, Т. В. Бахуташвили, О. С. Нестерова, М. А. Орлова С. С. Пиюкова, В. В. Селина и др.). На сегодняшний день существует множество трактовок педагогической компетентности и ее структуры, однако в содержании компонентов констатируется непременное наличие мотивационной составляющей, личностных качеств, знаний, умений и навыков, в том числе коммуникативных. По этой причине мы объединяем данное содержание в три основные группы, выделив мотивационно-личностный, гностический и коммуникативно-деятельностный компоненты. Помимо указанных, в структуру педагогической компетентности родителей включен компетентностный опыт, который, является наиболее важным в данной структуре, по мнению А. В. Хуторского [5].

Заинтересованность родителей в успешном результате воспитания детей, совокупность психологических позиций по отношению к ребенку и самому себе (эмпатия, педагогическая рефлексия), личный опыт воспитания, подразумевает мотивационно-личностный компонент.

Гностический связан со сферой знаний родителя, поиском, восприятием и отбором информации.

Коммуникативно-деятельностный содержит коммуникативные, организаторские, практические навыки и умения.

Компетентностный опыт является основным и предполагает наличие у родителя педагогических знаний, умений, навыков воспитания, апробированных в действии, приобретенных через решение спонтанных или специально организованных компетентностных задач-ситуаций, освоенных родителем и применяемых в практике семейного воспитания.

Объективная потребность в повышении педагогической компетентности родителей и недостаточная разработанность в педагогической науке условий ее развития определили проблему нашего исследования.

Результаты мониторинга показывают наличие ряда проблем в организации поддержки семьи: можно говорить об отсутствии системности в работе с родителями; недостаточной практике организации родительских встреч по вопросам формирования и развития педагогической компетентности; редком использовании в работе эффективных форм повышения педагогической компетентности родителей и методов активизации родительского опыта.

Одной из причин низкой эффективности работы с родителями в дошкольном учреждении является то, что педагоги в своей работе не учитывают уровень педагогической компетентности родителей. Анализ педагогической документации педагогов не обнаружил в годовых, календарных и ежедневных планах воспитательно-образовательной работы, протоколах родительских собраний ни одной темы, посвященной родительской компетентности формированию рефлексии родителей, умения налаживать партнерские взаимоотношения с детьми и т. п.

Полученные данные подтверждены результатами анкетирования и наблюдений:

80% педагогов имеют недостаточные знания о структуре педагогических компетентностей родителей и их уровне у родителей воспитанников своей группы;

65% в недостаточной степени организуют нетрадиционные формы общения с семьей, не используют методы активизации родительского опыта для взаимного повышения педагогической компетентности родителей.

Исследование проводилось на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №53 города Томска. Детский сад посещают дети в возрасте от 1,6 до 7 лет. В дошкольном образовательном учреждении функционируют 15 групп: 13 общеобразовательных и 2 разновозрастных коррекционных. В эксперименте принимали участие 150 родителей 2-х подготовительных и 2–х старших групп. Возрастная категория участников эксперимента от 28 до 49 лет.

Для решения задачи по подбору диагностического инструментария по определению педагогической компетентности родителей был выбран ряд методик:

Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин. Методика ОРО.

Опросник родительской любви и симпатии Милюкова Е.В.

Тест- опросник «Стратегии семейного воспитания»

Тест – опросник «Лики родительской любви»

Методика идентификации детей с родителям опросник А.И. Зарова

Интервью с педагогами по вопросам формирования и развития педагогической компетентности родителей

В результате были получены следующие данные. По результатам теста – опросника «Родительского отношения» определены следующие типы отношений: принятие-отвержение, кооперация, симбиоз, контроль, инфантилизация. Результаты приведены в таблице 1.

Опросник родительской любви и симпатии выявляет преобладающее у родителя чувство по отношению к ребенку (симпатия или любовь). Чувство любви преобладает у 87% участников, у 13 % было выявлено чувство симпатии.

Тест – опросник «Стратегии семейного воспитания» позволяет выявить стиль воспитания, которого придерживаются родители. Выделяют 4 стиля: авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный. Авторитетный стиль выявлен у 43% участников эксперимента. Авторитарный стиль – выявлен у 18% родителей. Либеральный стиль выявлен у 37% участников эксперимента. Индифферентный стиль выявлен у 2 % испытуемых.

Тест – опросник «Лики родительской любви» позволяет оценить на каких основаниях строится воспитание ребенка. По результатам теста 67% отцов набрали высокую сумму баллов, остальные, 33% — среднее количество. 79% матерей набрали высокое количество баллов и 21 % — среднее.

Совокупный анализ полученного фактического материала позволил составить обобщенный портрет современного родителя, который отражает его недостаточную компетентность в воспитании ребенка дошкольного возраста. При высокой заинтересованности в успешном результате воспитания, понимании роли самостоятельности для самореализации ребенка и осознании значимости совершенствования своих воспитательных умений, он имеет следующие проблемы в структуре педагогической компетентности:

не всегда стремится понять мотивы поступков ребенка, поддержать его интересы, способности; проявить рефлексию и эмпатию.

не обладает знаниями теоретических основ воспитания ребенка; психологических особенностей его личности; не знает эффективных методов воспитания ребенка в семье;

не владеет методами воспитания ребенка, привлечения внимания ребенка к различным видам деятельности;

не придает значения созданию благоприятной среды; не уделяет внимание появлению у ребенка эмоционального предвосхищения результатов деятельности;

не умеет строить взаимоотношения с ребенком на принципах гуманистической педагогики (часто оценивает деятельность ребенка неадекватно, не поддерживает его самооценку, с трудом определяет эмоциональное состояние ребенка, часто выбирает неадекватные способы общения с ним, имеет проблемы в установлении партнерских взаимоотношений с ребенком).

Таким образом, определение уровня педагогических компетентностей у родителей, дает возможность руководителям и педагогическому коллективу дошкольного учреждения повысить эффективность общения ДОУ и семьи, на основе дифференцированного подхода, обратить внимание на актуальные для родителей вопросы, а так же установлению успешного общения с родителями. При работе с семьями на основе диагностики педагогической компетентности родителей, используя различные формы и методы формирования и активации опыта родителей, реализуя комплекс эффективных мероприятий для повышения заинтересованности родителей в успешном воспитании ребёнка в семье можно содействовать успешному формированию педагогической компетентности у родителей детей дошкольного возраста.

Литература.

  1. Минина А.В. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания самостоятельности у детей // Наука и образование XXI века: сб. ст. Межд. науч. -практ. конф. 31 мая 2013 г. В 5 ч. Ч. 3. Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. С. 97–100.
  2. Минина А.В. Структура и содержание педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста / Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. Ростов-на-Дону: ИПО ЮФУ. 2013. № 2 (28). С. 93–98.
  3. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-о Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
  4. Практическая психология образования: учебное пособие / под ред. И.В. Дубровиной. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.
  5. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: Межвузовский сб. науч. тр. / под ред. А.А. Орлова. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008. Вып. 1. С.117–137.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год