Мастер — класс для воспитателей «Кейс-технология в работе педагога ДОУ» |
Педагогика | |||
Автор: Осадчая Светлана Александровна | |||
20.03.2019 17:08 | |||
Мастер — класс для воспитателей «Кейс-технология в работе педагога ДОУ» Цель: знакомство с кейс-технологией педагогов ДОО. Задачи:
повысить профессиональное мастерство и квалификацию участников мастер-класса. Ожидаемый результат: повышение коммуникативных компетенций педагогов, внедрение в практику работы самих педагогов интерактивных форм работы. Оснащение: мультимедийное оборудование, раздаточный материал на каждую группу (текст кейса, таблицы анализа). План проведения: Приветствие. Упражнение «Снежинка». Вхождение в тему. Актуальность выбранной темы. Знакомство с понятием кейс-технология. Особенности работы с кейсом. Практическая поэтапная демонстрация кейс-метода.
Подведение итогов. Рефлексия. Упражнение: «Подарок». Вывод. Ход работы: Приветствие. Добрый день, уважаемые коллеги! Современный мир диктует свои правила. Динамичный ритм жизни задает тон и мы вынуждены действовать, чтобы все успеть и не остановиться в развитии. «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Джордж Бернард Шоу. Упражнение «Снежинка». У каждого педагога лист бумаги одинаковой формы, размера, качества, цвета. Предлагается закрыть глаза и сложить лист пополам, оторвать правый верхний угол, опять сложить пополам, оторвите нижний угол и т. д. Затем раскрыть снежинку и постараться найти среди остальных снежинок точно такую же. Но снежинки все индивидуальны. Точно так нет и одинаковых детей, взрослых. Вывод: все мы разные, с различными способности, возможностями и личностными качествами. Прошу помнить это при работе на нашем мастер-классе. Вхождение в тему. Актуальность выбранной темы. В рамках мастер-класса я хотела бы познакомить вас с опытом использования кейс-метода и продемонстрировать эффективные приемы работы с кейсом. Огромную роль в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОУ играет методическая работа образовательного учреждения, а именно организация форм методической работы, эффективность использования в сочетании традиционных форм методической работы и активных. Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с педагогами. Любое мероприятие, проводимое с педагогами, родителями, коллегами можно сделать интересным и содержательным, используя интерактивные игры. Проводить их можно на встречах со своими педагогами, предлагаю их применять воспитателям в общении с родителями. В упрощенном варианте их можно провести с детьми. В организации такого рода деятельности одной из перспективных технологий обучении становится кейс-технология (case-study). Эта технология представляет собой синтез проблемного обучения, информационно-коммуникативных технологий, метода проектов. Знакомство с понятием кейс-технология. Родиной метода case-study являются Соединенные Штаты Америки, а именно Школа бизнеса Гарвардского университета. На сегодняшний день этот метод активно развивается в России. Кроме того, открываются тематические кейс-клубы. Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Задачей этого метода является максимальное вовлечение каждого участника в самостоятельную работу по решению поставленной проблемы или задачи. В зависимости от целей обучения кейсы могут отличаться по содержанию и организации представленного в них материала: а) кейсы, обучающие анализу и оценке. В этом случае в основе кейса максимально детальная информация, которую необходимо проанализировать и сделать соответствующие выводы, обосновав и предъявив их педагогам; б) кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений. Прежде всего, такие кейсы предусматривают, что решение должно быть найдено на основе недостаточной или избыточной информации, фактов, данных и событий, описанных в кейсах. Материал в таких кейсах должен содержать признаки конфликтности, многовариантности методов принятия решений и альтернативности самих решений, субъективности и ролевого поведения, динамики событий и возможности реализации предложенного решения. в) кейсы, иллюстрирующие проблему и ее решение. Этот вид кейсов может быть использован на первом этапе знакомства с данной технологией. Он носит именно подготовительный обучающий, ознакомительный характер. Поэтому кейсы данного вида должны быть достаточно простыми. Вместе с тем, при этой простоте и доступности, данный вид кейсов должен содержать все основные признаки этой технологии, и решать главные задачи при ее использовании. Кейсы также классифицируются по разным признакам и параметрам. Отмечу главное, что должен содержать в себе кейс: Сюжетная часть (совокупность действий, событий); Информационная часть (вспомогательная информация, необходимая для анализа ситуации: научные, методические, статистические, нормативные материалы для решения кейса); Методическая часть (вопросы, задания по анализу кейса). Особенности работы с кейс-технологией. Работа по этой технологии, как и по многим другим, предполагает два этапа: подготовительный и этап проведения. Первый этап — это этап подготовки кейса. Здесь формулируется задание, то есть, записывается сама учебная ситуация, или берется реальная ситуация и немного упрощается. Затем определяются вопросы, на которые, после анализа всех материалов, надо будет дать ответ. После того, как кейс написан, педагогу требуется продумать и спланировать свою деятельность на методическом мероприятии, а также распределить педагогов по группам. В основе кейс-метода лежит принцип командной работы, поэтому необходимо тщательно подбирать состав групп, включая в каждую группу опытных педагогов наравне с начинающими. В этом случае в процессе активного взаимодействия участников малых групп происходит важный обмен педагогическим опытом, «взаимообучение». Второй этап — работа с кейсом это его решение. Решение кейсов рекомендуется проводить в следующем порядке:
Практическая поэтапная демонстрация кейс-метода. Для успешного внедрения кейс-метода в практику необходимо освоить методику работы. Для понимания кейс-метода каждому из вас я приготовила файл с документами. Предлагаю заглянуть внутрь и познакомиться с содержимым файла. Основу кейс-метода составляет сам кейс — описание конкретной ситуации, техническое задание и источник информации. Педагоги делятся на 3-4 группы. В группе не более 6 участников. Шаг 1. Знакомство с ситуацией. (Например: месяц назад, у нас в детском саду, случилась такая ситуация”). Требования к случаю: должен быть основан на реальной ситуации; четко определена задача (проблема), вокруг которой строится анализ. Случай должен содержать следующие пункты: места, позиции и роли основных действующих лиц (например: педагог, родитель, и т.п.); краткое описание — только факты — основных этапов развития событий и действий действующих лиц. Шаг 2.Анализ ситуации и организация обсуждения кейса. Шаг 3. Процесс моделирования с использованием метода SWOT-анализа. В ходе обсуждения в таблицу заносятся ответы на вопросы, поставленные в кейсе: Восстановите последовательность событий. Проанализируйте ситуацию (состояние участников, мотивационную оценку характера взаимоотношений). Выделите сильные стороны ситуации. Выделите слабые стороны ситуации. Определите угрозы (возможность возникновения конфликта) и возможности. Выделите педагогическую проблему, которая вырисовывается в данной ситуации. Шаг 4. Решение проблемы мини группой. Задание: Продумайте решение данной ситуации, напишите варианты решения данной ситуации и аргументируйте выбранные действия. Шаг 5. Презентация решений и оценка решений по группам. Шаг 6. «Обратная связь» и рефлексия: оценка участниками собственного вклада в работу всей группы. Дискуссия занимает центральное место в кейс-технологии. При этом большая нагрузка ложится на плечи педагога-ведущего, который должен быть достаточно эмоциональным в течение всей дискуссии, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и, самое главное, обеспечивать соблюдение личностных прав всех участников группы. Продуктивный ход дискуссии снижает: непонятная инструкция, наличие правильного ответа и его поиск, «подстегивание» временем», сравнение с другими, неправильно выбранное время для кейса (когда нет лидера), тема далека или не понятна, острая тема, мало времени, недостаток информации; повышает: знакомая тема, подсказки, шутки, снятие рамок, множественность решений. Подведение итогов. Рефлексия. Упражнение: «Подарок» Цель: положительное завершение встречи, рефлексия. Передаем по кругу волшебную палочку. - Давайте подумаем, что Вы могли бы подарить нашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие. Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами! Рефлексия «солнышко» — мне всё удалось, «солнышко и тучка» — мне не всё удалось, «тучка» — у меня ничего не получилось. - Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Спасибо всем за участие! Вывод. Можно сделать вывод: во-первых, кейс-метод позволяет погрузить группу в проблемную ситуацию и путем подбора решений найти выход. При этом результатом работы является не только наиболее хорошее решение проблемы, но и сам процесс выработки решения. Во-вторых, использование кейс-метода обеспечивает высокую активность и личную включенность педагогов при работе с кейсом за счет широкого использования методов активного обучения. В-третьих, очень важна ориентация на практическое использование полученных знаний, тесная связь содержания кейса с практикой. Этой цели служат и групповые обсуждения и задания, которые педагоги прорабатывают в малых группах. В-четвертых, кейс-метод позволяет изучить эмоционально сложные ситуации в безопасных условиях, а не в реальной жизни. Участники могут учиться без чувства тревоги за неприятные последствия, которые могут возникнуть при принятии неправильного решения. Список используемой литературы и электронных источников:
|