Формирование предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста. |
Педагогика | |||
Автор: Тайдонова Светлана Анатольевна Кирбижекова Светлана Петровна | |||
22.02.2019 16:40 | |||
Формирование предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста.
МБДОУ «ЦРР – д/с «Василек» (г. Абакан) В статье анализируются особенности формирования предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста, и на основе теоретического анализа литературы обосновывается ее актуальность. Ключевые слова: регулятивные универсальные учебные действия, дети старшего дошкольного возраста, педагогический процесс, дошкольное образовательное учреждение.
В настоящее время важной задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые обеспечивают каждому ребенку «умение учиться». В.О. Пунский дает такое определение умению учиться: «Усвоенные способы учебной познавательной деятельности становятся умениями (к ним относятся также автоматизированные умения — навыки), которые и составляют синтезированное понятие умение учиться» [3]. В более широком значение, универсальные учебные действия – это способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. Концепция развития универсальных учебных действий разработана группой авторов под руководством А.Г. Асмолова (Г. В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым). В основе этой концепции лежат теоретические положения системно-деятельностного подхода к образованию (Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности детей независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей ребенка [2]. Такая способность детей самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, открывают возможность широкой ориентации, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание детьми ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение детьми в дальнейшем всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). В составе основных видов универсальных учебных действий, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный. Важное место занимают регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию деятельности. Остановимся на них более подробно. Регулятивные действия обеспечивают детям организацию их деятельности. К ним относятся:
Старший дошкольный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. На ступени предшкольного образования развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребенком своей деятельностью и поведением. Произвольность выступает как умение ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилом, осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства [1]. Предпосылками регулятивных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста являются:
Для формирования предпосылок регулятивных УУД возможны следующие виды заданий: — «преднамеренные ошибки» – детям предлагаются задания с заранее обдуманными ошибками, которые они должны найти, назвать и обосновать;
Показателями развития регулятивных универсальных учебных действий могут служить параметры структурно-функционального анализа деятельности, включая ориентировочную, контрольную и исполнительную части действия (П. Я. Гальперин, 2002). Критериями оценки ориентировочной части являются:
Критериями оценки исполнительной части являются:
Критериями оценки контрольной части являются:
Перечисленные функциональные и структурные компоненты деятельности, а также вид помощи, необходимой детям для успешного выполнения действия, являются показателями сформированности общей структуры регуляции деятельности (Н. Г. Салмина, О.Г. Филимонова, 2006). Учебное действие оценки становится основой для развития самооценки ребенка, которая также немаловажна в формировании регулятивных универсальных учебных действий. Оценка как компонент учебной деятельности может быть охарактеризована такими свойствами как адекватность, надежность, полнота (А. В. Захарова, Л.В. Берцфаи). Выделяют шесть уровней сформированности действия оценки как компонента учебной деятельности (Г. В. Репкин, Е.В. Заика, 1993):
В отношении деятельности необходимо выделить следующие уровни сформированности учебных действий (Репкин Г.В., Заика Е.В., 1993): 1)отсутствие учебных действий как целостных «единиц» деятельности. Поведенческими индикаторами здесь являются выполнение ребенком лишь отдельных операций, отсутствие планирование и контроля, выполнение действия путем копирования действий воспитателя, подмена учебной задачи задачей буквального заучивания и воспроизведения; 2) выполнение учебных действий в сотрудничестве с воспитателем. Ребенку необходимы разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи, самостоятельное выполнение действий возможно только по уже усвоенному алгоритму; 3) неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач; 4)адекватный перенос учебных действий в сотрудничестве с воспитателем. К концу обучения старшего дошкольника определяются следующие планируемые результаты формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Таким образом, успешность процесса формирования предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у старших дошкольников зависит от учета возрастных особенностей развития каждого из составляющих их компонентов. Литература:
|