Современный детский сад: сюжетно-ролевая игра, какая она? |
Педагогика | |||
Автор: Дмитриева Марина Викторовна Козлова Анна Юрьевна | |||
26.10.2021 19:51 | |||
Современный детский сад: сюжетно-ролевая игра, какая она? В последнее время в СМИ, в психологической и педагогической литературе все чаще поднимается тема детской игры, что в детском саду, и за его пределами, игра, особенно сюжетно-ролевая, постепенно уходит из жизни дошкольников, не достигает должного уровня, при котором ее можно назвать основным видом самостоятельной деятельность. Однажды, приняв в детском саду старшую группу, были удивлены сюжетными играми детей, их тематикой и навыками. Для своего возраста дети играли элементарно, имели простой набор игровых действий (например, «дочки-матери»: взять куклы, раздеть-одеть, покормить из ложки, передвинуть кукольную мебель), длительность игры не превышала 12-15 мин., ограниченный выбор ролей. Что же происходило с игрой? Современные психолого-педагогические исследования показывают, что сюжетная игра не возникает сама по себе, а передается теми людьми, которые ей уже владеют, как и любая другая деятельность.
Каким же образом передаётся ребёнку игра? Естественным образом, когда ребенок входит в разновозрастную группу детей — от младших дошкольников, которые еще только учатся азам игры, до детей подросткового возраста, умеющих «хорошо играть». В такой разновозрастной группе сюжетная игра проявляется во всей своей целостности и полноте. Старшие дети, развёртывая какой-то конкретный сюжет, используют все возможные способы построения игры, а младшие подключаются на доступном им уровне. Постепенно дети накапливают игровой опыт: это и игровые умения, и разнообразие тематик. Становясь старше, они уже сами становятся «носителями игры», передающими её в такой непосредственной форме другому поколению младших детей. Но современные дошкольники имеют мало возможностей общаться в неформальных разновозрастных группах: ранее существовавшие дворовые, соседские группы, группы братьев или сестер разного возраста теперь большая редкость, даже дети в составе одной семьи очень разобщены. Можно отметить негативное влияние современных гаджетов на формирование игровых детских коллективов. Если говорить о детском саде, то здесь группы сформированы по возрастному принципу, разновозрастные группы редки и специфичны. В такой ситуации именно воспитатели могут заменить дошкольнику недостающих старших друзей, помочь ребёнку овладеть игровыми умениями, научить играть в сюжетно-ролевые игры, вовлекая его в игровой процесс. В практическом плане для этого необходимо сначала заинтересовать детей. Взяв самые распространённые профессии, с которыми дети часто сталкиваются ( «Магазин», «Поликлиника»), насытить простыми атрибутами полочки магазина (бутылочки из-под йогурта, баночки и т.д.), обратить внимание детей на то, как магазины оборудованы (касса, прилавки), рассмотреть иллюстрации настоящих магазинов, какие они бывают, для чего используются конкретные предметы. Постепенно дети заинтересовываются и втягиваются в процесс. Первые несколько игр воспитатели брали на себя роль продавца, а потом брали к себе в «помощники», «ученики» детей. Следующий этап игры был, когда дети смогли самостоятельно стать продавцами, а воспитатели — покупателями. Вовлечь в игру всю группу детей – такой задачи не было, но в начале достаточно большое количество детей включились в эту игровую деятельность. Иногда в «Магазине» стояла «очередь». Иной раз приходилось «открывать» ещё несколько «отделов», т.к. многие хотели быть продавцами. На первых парах можно помочь детям организовывать игру: разделить магазин на два отдела — продуктовый и не продуктовый; продавцы работают посменно: сначала один работает, потом идёт отдыхать, а на работу выходит другой продавец. Затем, когда ажиотаж немного спал, дети стали играть спокойно по 3-4 человека. Но теперь к этой игре стали автоматически подключать другие сюжетные игры. Например: «Семья». Зачем нужны купленные в «магазине» предметы и «продукты», если их негде использовать по назначению? С помощью ненавязчивых вопросов ( «Света, ты купила шампунь, а кому ты будешь голову мыть? Дочке?» «Ксения, а кого ты будешь кормить йогуртом?») постепенно подводить детей к тому, что покупки, сделанные в магазине, можно использовать в другой игре. Параллельно с игровой деятельностью очень хорошо проводить беседы с детьми по теме игры, побуждая их к наблюдательности, запоминанию. Это способствует значительному расширению деятельности детей в сюжетно-ролевых играх. Игра «Семья» уже не сводилась к элементарному манипулированию с игрушкой. Дети стали объединяться, стали играть более расширенно. Во всех сюжетно-ролевых играх следует стараться сделать так, чтобы дети сами распределяли роли без обид, без капризов. Но, если у детей не получается, помогать им. В дальнейшем, познакомившись с другими профессиями, деятельностью взрослых, можно интегрировать новые тематики в уже знакомые сюжетные игры. Таким образом, выделяются несколько основополагающих принципов организации сюжетно-ролевой игры в детском саду:
Одним из важных компонентов, во многом определяющим успешность вовлечения детей в мир игры, является сам характер поведения воспитателя во время совместной игры, где он занимает позицию «играющего партнера». Тогда дети себя чувствуют свободными и равными в возможностях, не ощущают оценки со стороны взрослого. Воспитатель является старшим другом, который умеет хорошо и интересно играть. На каждом этапе дошкольного детства следует развертывать игру таким образом, чтобы дети могли перенять новый, более сложный способ ее построения. Все это обеспечивает формированию у детей игровых способов, умений, которые позволяют им развёртывать самостоятельную игру в соответствии с их собственными желаниями и интересами. При этом важно не допускать принуждения со стороны воспитателя, навязывание тем, игровых ролей, формы игры. У детей не должно возникать чувство, что в детском саду «надо играть, как велят, а не как хочешь». По мере взросления детей должна меняться сама форма совместной игры воспитателя с ними и увеличиваться доля самостоятельной игры в рамках всего отведённого режима времени на неё. Авторы статьи: Дмитриева М.В., Козлова А.Ю.
|