Консультация для педагогов ДОУ «Игра — школа детского общения» |
Педагогика | |||
Автор: Писарева Людмила Викторовна | |||
25.11.2018 14:28 | |||
Консультация для педагогов ДОУ «Игра — школа детского общения» Воспитатель: Писарева Л.В. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» Г. НАДЫМА» (МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА») Объединению детей в коллектив способствуют игры. В игре ребенок имеет возможность по собственной инициативе вступать в разнообразные контакты с детьми. Сталкиваясь с интересами других детей, он приучается считаться с ними, соотносить свои желания с желаниями других, приобретает опыт самостоятельного налаживания взаимоотношений между детьми. В игре ребенок приобретает опыт общения, столь необходимый для жизни в обществе, в коллективе. Это социальная практика жизни в коллективе. Во время игры происходит формирование общественных качеств детской личности: доброжелательность, чуткость, отзывчивость, взаимопомощь, умение учитывать интересы другого, считаться с ними. Появляется чувство долга и ответственность перед сверстниками.
Игра является важным средством овладения правилами взаимоотношений со сверстниками, школой морали в действии, так как в ней ребенок активно воссоздает отношения между людьми. Таким образом создаются необходимые условия для осознания ребенком этих отношений. Игра имеет столь важное значение потому, что в игре, подражая взрослым, их отношениям к другим людям, ребенок усваивает мораль общества, в котором он живет. Выполняя игровую роль, ребенок воспроизводит взаимоотношения людей в трудовой и общественной деятельности, моральные нормы, лежащие в основе этих взаимоотношений. К примеру, для того, чтобы выполнить роль водителя автобуса, ребенок не только продает талоны, объявляет остановки, а и старается быть внимательным и заботливым к пассажирам. Поджидает на остановке бегущих к автобусу пассажиров, предполагая, что они куда-то опаздывают. Объясняет пассажирам на какой остановке лучше выйти, т. е. проявляет заботу о пассажирах в соответствии с правилами добро-желательных взаимоотношений, принятых в нашем обществе. Играющая медсестра не только делает больному, но и общается с ним определенным образом Часто в практике работы педагога с детьми наблюдается преобладание сюжетной стороны игры. Полагют, что воспроизведение действий людей, обладающих положительными нравственными качествами, само по себе сформирует у малышей поведение, отвечающее нормам морали. Несомненно, сюжет — важная сторона игры и через него педагог может оказать существенное влияние на взаимоотношение играющих. Однако сюжетное содержание игры не может обеспечивать нравственное развитие ребенка, усвоение правил взаимоотношений, которые разыгрываются детьми в соответствии с сюжетом и принятой на себя ролью. В игре и по поводу игры у детей возникают другого рода отношения — не изображаемые, а реальные взаимоотношения их как товарищей по игре. Они могут быть дружескими, соответствующими правилам, и конфликтными. Иногда, изображая гуманные отношения при исполнении роли, выходя «а время из нее, дошкольники делают своим партнерам по игре резкие замечания, не уступают кому-то игрушку, ссорятся. Воспитателя особенно должно беспокоить то, что при благоприятном течении сюжетных игр, проявляются скрытые негативные реальные взаимоотношения. Они сигнализируют о плохом овладении моральными правилами положительных взаимоотношений. Таким детям надо уделять пристальное внимание. Случается и так: ребенок выполняет положительную роль, к примеру врача, заботливо лечит пациентов. Однако это еще не говорит о том, что реальные взаимоотношения между детьми высоконравственны. Возможно, ребенок, изображающий врача, все время стремится выполнять главную роль в игре. Он заботится о том, чтобы удовлетворить только свои интересы, не думая при этом, что другим детям, изображающим больных, неинтересно постоянно играть пассивные, малосодержательные роли. Таким образом, несмотря на моральный характер сюжета, уровень реальных взаимоотношений оказывается низким. Важно, чтобы дети приобщались к этическим нормам поведения. Социалистический образ жизни характеризуется гуманным отношением людей друг к другу. Наша жизнь насыщена примерами доброжелательных отношений между людьми. Чтобы эти отношения нашли отражение в детских играх, воспитатель должен сделать их предметом внимания и наблюдения детей, руководить процессом обогащения детских впечатлений. Ознакамливая ребенка с окружающей действительностью, воспитатель обращает внимание не только на то, что делают взрослые, но и на то, как они относятся друг к другу, вычленяя, раскрывая и объясняя детям доброжелательные отношения, побуждает подражать им. Например, знакомя со станцией, вокзалом можно заметить: «Посмотрите, какая внимательная дежурная. Женщине трудно было подняться по ступенькам, а она помогла ей, поддержала ее. Женщина поблагодарила дежурную. Обе улыбнулись друг другу». Попав на почту, покажите детям отзывчивое отношение работников почты к посетителям: «Видите, бабушка забыла дома очки и работник почты подписывает ей посылку. Бабушка поблагодарила: «Спасибо, доченька», «Пожалуйста, — ответила приемщица, — люди друг другу всегда должны помогать». Бабушка довольна, что ее выру-чили, и работнику почты приятно, что бабушка ласково назвала ее доченькой, поблагодарила. У обеих хорошее настроение», — отмечает воспитатель. Игровые взаимоотношения ребенка с окружающими людьми переживаются им, как реальные. Возникающие в игре моральные конфликты никогда не оставляют ребенка равнодушным, безучастным. Заложенные в игре нравственные коллизии вызывают яркие образные переживания. Как отмечает известный советский психолог Д. Б. Эльконин, в игре интеллект следует за эмоционально-действенным переживанием, функции взрослого понимаются прежде всего эмоционально, осуществляется эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности. Руководство процессом общения в игровой деятельности должно существенно отличаться от руководства другими видами деятельности. Нельзя обучать правилам взаимоотношений так, как обучают счету, грамоте. Педагог выступает здесь не столько в роли обучающего, сколько в роли организатора детской деятельности. Направляя детскую игру, разрешая справедливо детские ссоры, педагог добивается, чтобы эти правила поведения выполнялись не только под давлением авторитета взрослого и использовались не только в качестве аргумента при решении конфликтов и ссор, a стали внутренними мотивами поведения, побуждающими детей к моральным поступкам. Большие воспитательные возможности для овладения правилами взаимоотношений содержат ролевые игры на бытовые темы. Тематика игр, отображающих отношения людей вне производственной сферы, различна. Это могут быть игры «Детский сад», «Матери и дочки», «Поведем кукол гости», «Путешествие», «Мамин праздник», «Новоселье», «Наша семья на отдыхе (в лесу, на концерт) на речке, в парке и т. д.)» и др. Дети легче овладевают нормами поведения в коллективе сверстников, если воспитатель относится к детской игре серьезно, с искренним интересом, понимает игровые замыслы детей, их переживания. К пример; педагогу необходимо начать занятие, но девочки не могут оставить игру, так как купают куклу. Воспитатель вместо требования прекратить игру должен включиться в нее, чтобы довести до логической паузы. Взрослы помогает детям завернуть куклу после купанья в простынку и уложить в постель. И только тогда вместе девочками на цыпочках уходит из игрового уголка. Такое поведение воспитателя рождает в детской душе признательность к взрослым, что они оказались добрыми и всепонимающими, и способно пробудить у детей аналогичное отношение к сверстникам. Эффективным средством нравственного развития ребенка с помощью игры является воспитание эмоционального отношения к игрушке, растению, сказочном; существу, животному. Например, дети играют в «шоферов» больших грузовых автомобилей, которые принимают участие в строительстве плотины. Шоферы возят на грузовиках камни и сбрасывают их в реку. Согласие условиям игры победителем будет тот, кто успеет сделать больше рейсов. На дороге, ведущей от каменного карьера к речке, появляется девочка со щенком на руках. Она просит шоферов отвезти ее к ветеринару, по-тому что щенку очень плохо. Дорога к врачу — в сторону от плотины. Тот водитель, который согласится помочь животному, может проиграть соревнование. Как поступят дети? Важно не только то, какое каждый из них примет решение, но и оценка действий партнера по игре. Кто будет назван настоящим победителем? Умение сделать выбор, правильно решить конфликтную ситуацию способствует формированию нравственных мотивов поведения. Организуйте в группе игру в «магазин» или «кассу» по продаже автобусных или железнодорожных билетов. В любой из подобных игр легко моделируется конфликтная ситуация, связанная с очередностью. Ребенок знает, что надо пропускать вперед всех тех, кто пришел раньше, чем он, и не пропускать тех, кто появился позднее. Однако бывают случаи, когда важнее этой нормы оказывается неравнодушное отношение к человеку, умение войти в его положение. Умение считаться с другими людьми требует не только способности видеть состояние окружающих и откликаться на него, но и стремления преодолеть личное же-лание поступиться своими интересами ради сверстника. Для большинства дошкольников такая саморегуляция поведения еще очень сложна. В игре более безболезненно, чем в реальной жизни, личные интересы подчиняются социально значимым, поскольку моральные требования, вплетенные в сюжет, не абстрактны, эмоционально окрашены. Воспитателю очень важно уметь тактично вмешиваться в игру и отношения, которые возникают в ее процессе. Педагог должен вникать в их игры, взаимоотношения, анализируя, как дети выполняют усвоенные правила. К примеру, Марина возит в колясочке куклу. Подъехав к игровому уголку и увидев красивую куклу, одетую в воздушно-кружевное платьице, она тут же быстро высаживает из коляски предыдущую куклу, бросая ее на пол, а на ее место усаживает приглянувшуюся и весело шагает дальше. Воспитателю следует вмешаться: «Чья это дочка так плачет? Бедненькая, она лежит одна на дороге, совсем продрогла». Гладит, ласково приговаривая: «Ой, какая холодная! Не плачь, мы тебе поможем». Брошенная кукла в центре внимания всей группы. Многие дети пытаются погладить, успокоить ее. Таня говорит: «Дайте мне, я ее заверну в одеяло». Де-вочка, которая только что весело шагала с новой куклой, тоже остановилась. Кто-то предлагает вскипятить чай, чтобы согреть куклу. Куклу поят чаем, укладывают спать в постель, тепло укрывают одеяло Мальчик, изображая наездника, скачет верхом на «лошадке» — палке. Так весело он скачет долгое время. Затем он бросает лошадку и устремляется к детям, которые привлекли его внимание. Здесь мальчик, взяв на себя роль всадника, проявил безразличное отношение к лошади. Конечно, не стоит делать замечание ребенку окриком: «Поставь лошадку на место!» Если воспитатель поступит так то ребенок выполнит распоряжение взрослого, однако не переменит своего отношения к животному. Уместнее воспитателю предложить ребенку игру: «Лошадка устала, давай ее напоим водой и накормим». Просит ребенка принести воды. Когда мальчик приносит ведерко, воспитатель говорит: «На, попей воды, ты хорошо поработала», а затем предлагает мальчику накормить ее сеном. Мальчик с охотой выполняет это поручение, подставляя кубики, изображающие сено. Он входит в роль заботливого хозяина и уже сам ласково гладит лошадку, приговаривая: «Устала, бедненькая, ничего, сейчас отдохнешь. Я тебя поставлю в конюшню, там отдохнешь». Ставит лошадку в стойло. Обращается к девочке, которая громко разговаривает: «Не шуми, лошадка отдыхает». После того, как лошадка накормлена и не брошена, а поставлена на место, ребенок идет играть к детям. Здесь важно, что взрослый учит малыша заботиться о животном. Еще одна ситуация. Предлагая детям игру «Путешествие на корабле», воспитатель берет на себя роль капитана корабля. Он не только руководит кораблем, но и проявляет внимание и заботу о пассажирах. Затем, чтобы закрепить усвоенное в игре «Путешествие на корабле», педагог организовывает аналогичные игры, в которых дети самостоятельно отображают взаимоотношения, предложенные педагогом для подражания. Если дети применяют усвоенные отношения в другой игре, это значит, что они запомнили правило. Если дошкольнику уже шесть лет, совсем не обязательно взрослому брать на себя основную роль в играх. Можно предлагать в игровой форме задачи на моральное творчество, развивать у ребенка потребность в моральных открытиях. Для нравственного развития ребенка важно то, что в игре он сталкивается с такими правилами, которые раньше в реальной жизни еще не встречались, поэтому ему приходится изобретать эти правила самостоятельно. Превратить усвоение моральных норм в подлинное творчество — значит создать оптимальные условия для развития внутренних механизмов нравственной саморегуляции. Рассмотрим несколько игровых ситуаций, в которых взрослый заранее создает нравственную задачу. Вот через «речку» построена «переправа». Она пока очень узкая, по ней может проехать только одна машина. Ребенок в роли регулировщика должен решить, кого пропустить через мост первым: автобус с детьми, скорую помощь или грузовик с солдатами. Или другая игровая ситуация: эвакуация полярников с зимовки. Они при-ручили случайно раненного белого медведя, кормят его, без людей он пропадет. Если взять медведя на самолет, одному полярнику придется остаться на льдине до следующего рейса. Как поступить? Или вполне житейская ситуация: дети собираются в зоопарк, и вдруг бабушка жалуется на сердце и просит проводить ее в поликлинику. Педагог сначала наблюдает, как ребенок ищет выход из острой проблемной ситуации, затем, если нужно, оказывает помощь. Он либо берет на себя ответственную роль в игре и показывает способ решения задачи, либо предлагает детям представить, как действовали бы в этом случае герои любимых книжек, детских фильмов шля спектаклей. Для лучшего осознания правил детьми педагог разъясняет не в процессе выполнения. Например, мальчик мешает сверстнику строить гараж, разрушает постройку. Воспитатель говорит: «Давай, Петя, поможем лучше Вове забор построить, у него не получается». А для детей, находившихся поблизости, продолжает: «Мешать товарищу не нужно. Это не хорошо. Правда, ребята?» Помогает найти выход из создавшейся ситуации а «Давай двери сделаем для кукол с этой стороны, тогда мы не будем ломать Вовин гараж и вам обоим Будет удобно играть». Систематические объяснения норм действия со сверстниками в играх упражняют детей в их выполнении, побуждают бережно относиться к игре сверстников, не мешать им, не ломать их построек. Объединению детей в игры часто препятствует неумение выразить словами свои намерения, отсутствие навыка применять правила поведения. Здесь очень нужна помощь взрослого, чтобы предотвратить назревающий конфликт. К примеру, мальчик играет машиной. Подходит девочка и без разрешения садит в машину куклу. «Шофер» возмущается, выбрасывает пассажира. Девочка плачет. Воспитатель выражает сочувствие «матери», разъясняет мальчику, что у мамы заболела «дочка» и ее необходимо отвезти в больницу. Вежливо просит шофера отвезти куклу в больницу. Мальчик охотно соглашается. Дети дружно играют. В данном случае воспитатель, не разрушив игровой образ, помогла детям избежать конфликта, демонстрируя поведение по правилам, давая возможность ребенку понять необходимость их применения в качестве регулятора взаимоотношений. Следовательно, в игре, через игру и при помощи игры ребенок приобщается к правилам поведения в коллективе сверстников. Здесь ребенку значительно легче пол-ниться правилу, потому что в игре правила связаны выполнением взятой на себя роли. Ребенок, добровольно подчиняя свое поведение роли, принимает и условия, вытекающие из нее- выполнение правил. Они не навязываются извне, потому что для всякой игры характерны определенные правила. Каждый ее участник должен вести себя в соответствии с той ролью, которую он играет, если он ее не придерживается, дети могут исключить его из игры. Игра для ребенка своего рода мостик в процессе усвоения правил взаимоотношений, который обеспечивает перенос приобретенных знаний в реальные отношения со сверстниками.
|