«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» |
Педагогика | |||
Автор: Таушева Клариса Сагабетдиновна | |||
18.11.2018 09:26 | |||
«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Воспитатель Средней группы Таушева К.С г.Когалым 2018 г. МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОГАЛЫМА "КОЛОКОЛЬЧИК" Ключевая установка ФГОС ДО — поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Познавательно –исследовательская деятельность – это один из ведущих видов игровой деятельности дошкольника, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. Главная наша задача – развить и поддержать в каждом ребёнке интерес к открытиям, новым знаниям, исследовательской деятельности и создать для этого все необходимые условия.
Одним из важных условий познавательно – исследовательской деятельности является правильная организация развивающей предметной среды. Основной целью создания уголка познавательно-исследовательской деятельности является: Обогащение опыта познавательно — исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста, развитие умений и навыков взаимодействия с различными объектами исследования. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Предметно –развивающая среда создает условия для:
Основными требованиями, предъявляемыми к среде и к оборудованию уголка это:
Уголок по познавательно – исследовательской деятельности разделен на центры: С целью ознакомления детей с явлениями природы, развитию любознательности в процессе наблюдений за реальными природными объектами создан Центр «Уголок природы». Для того, чтобы наглядно проследить изменения в живой и неживой природе, происходящие в течение всех сезонов года, мы отмечаем в календаре наблюдений, Календарь наблюдений помогают закрепить у детей знания о явлениях природы, обобщить и сохранить информацию о приметах времен года, о состоянии погоды (температура воздуха, облачность, осадки, ветер), о днях недели и т. д. Есть необходимый методический и дидактический материал: Познавательные книги, энциклопедии, Оформлены тематические альбомы; «Времена года», иллюстрации, дидактические пособия, «Дикие животные», «Домашние животные», насекомых, птиц, грибов, ягод, цветов. Оформлен уголок для знакомства, изучения особенностей природы нашего края: Растения, птицы и животные обитающие в наших краях. Для закрепления знаний детей собраны различные игры: (Игры не только покупные, но и сами создаем такие, как «Кому нужны деревья», «Из чего сделан предмет». и т.д.). И важный развивающий фактор познавательно – исследовательского уголка- это ЦЕНТР ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Работа в уголке положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Понимая значение познавательной активности для личностного развития ребенка дошкольного возраста, создали лабораторию «Фиксиков», которая позволяет решать важные образовательные и воспитательные задачи:
Компонент оборудования. Центр по экспериментированию требует полного наполнения различными материалами и приборами для проведения простейших опытов и экспериментов.
Проведение опытов предполагает и наличие:
Дидактический компонент: Экспериментирование в средней группе обязательно должно быть поддержано учебным материалом и различными яркими плакатами, содержание которых поясняет педагог. Здесь находятся познавательные книги и энциклопедии, подходящие для детей по возрасту. Чтобы получить результат необходимо соблюдать последовательность действий. С этой целью оставлены таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов и экспериментов, которые дети могут проводить самостоятельно, а также совместно со взрослым, разные схемы, символы. С целью воспитания безопасного поведения, умение организовать свое рабочее место, убирать за собой, расположены здесь правила в картинках. В уголке есть наборы для игр с песком и водой:
Исследовать воду (сделать вывод о том, что она жидкая, прозрачная, не имеет запах, не имеет вкуса. Какое огромное значение вода имеет для человека, животных, растений); Опыты «Тонет-не тонет», игры «Быстрые кораблики», «Рыболовы». Опыты и эксперименты со снегом, со льдом, Такие эксперименты знакомят детей со свойствами, развивают любознательность, мышление, умение сравнивать. Опыты «Жидкое – твердое», «Лед и вода». Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта. Создание развивающей предметной среды по познавательно –исследовательской деятельности дает возможность для усовершенствования совместной деятельности педагога с детьми и детей друг с другом. Все центры в уголке познавательно –исследовательской деятельности действуют не изолированно, а наоборот взаимодополняют друг друга. Дети не ограничены рамками одного аспекта исследования, а получают возможность более полной реализации познавательной активности. Таким образом, мы создали благоприятные условия для реализации творческого потенциала ребенка. Используемая методическая литература:
|