Программно-методическое обеспечение поддержки детской инициативы и самостоятельности в условиях реализации ФГОС |
Педагогика | |||
Автор: Жданова Ирина Николаевна | |||
12.10.2018 09:41 | |||
Программно-методическое обеспечение поддержки детской инициативы и самостоятельности в условиях реализации ФГОС В современном мире стремительных перемен и реформ для дошкольников характерно эмоциональное переутомление. Чтобы сохранилось их психическое здоровье, не утратилось чувство веры во взрослых, педагогам и специалистам ДОО необходимо оказывать педагогическую поддержку, создавать условия для проявления у дошкольников самостоятельности и инициативы. Об этом указывается в нормативных документах, регламентирующих деятельность дошкольных организаций. К таким документам относятся: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), Примерная основная программа дошкольного образования, комплексные и парциальные образовательные программы дошкольного образования.
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования раскрывает способы и направления поддержки детской инициативы. Здесь, в частности, акцентируется внимание на том, что для успешной реализации Программы должны быть обеспечены определенные психолого-педагогические условия, среди которых поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах детской деятельности. Обязательным условием взаимодействия педагога с ребенком является создание развивающей предметно-пространственной среды. Эта среда должна быть насыщена социально значимыми образцами общения и деятельности, способствовать формированию таких качеств личности, как активность, инициативность, доброжелательность, самостоятельность и др. Большое значение имеет сезонность и событийность образования дошкольников. Чем ярче и насыщенней будут события, происходящие в детской жизни, тем больше вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребенка, его эмоциональном развитии. В соответствии с ФГОС в Примерной образовательной программе дошкольного образования появляется такой раздел как «Поддержка детской инициативы», в котором прописаны приоритетная сфера проявления детской инициативы и самостоятельности в дошкольном возрасте, способы и условия взаимодействия детей и взрослых по данному направлению. В содержании некоторых примерных образовательных программ уделяется внимание формированию, развитию самостоятельности и инициативы у дошкольников. Это программы «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы), «Детство» (под ред. В. И. Логиновой), «Тропинки» (под ред. В. Т. Кудрявцева), «Радуга» (под ред. Т. Н. Дороновой) и др. Примерная образовательная программа «Тропинки» представляет основные подходы к формированию и поддержке детской самостоятельности дошкольников. Раздел программы называется «Развитие у дошкольника инициативности, самостоятельности, ответственности как основных характеристик субъекта деятельности». Развитие детской инициативы и самостоятельности необходимо начинать с раннего возраста через вовлечение детей в самостоятельное выполнение доступных им задач. К концу старшего дошкольного возраста дети смогут достичь определенного уровня проявления детской самостоятельности в различных видах деятельности. Ребенок уже сам может ставить цели в практической деятельности, играх и выполнять необходимые действия. Далее авторы программы указывают, что детская самостоятельность должна обязательно находить поддержку со стороны взрослых, участвующих в воспитании детей. Важно научить ребенка делать определенный набор необходимых и важных для него действий самому, пусть неправильно, не идеально, но самостоятельно. Степень самостоятельности у ребенка все время изменяется и повышается. Это приводит к развитию инициативности в разных видах деятельности: в игре, общении, предметной деятельности. Развитие детской самостоятельности предполагает работу и с не всегда адекватными формами ее проявления. К ним относятся: давление, излишняя напористость, навязчивость, отсутствие регуляции поведения и реакций. Работу с такими проявлениями у детей необходимо осуществлять, используя ограничение такой чрезмерной самостоятельности. Особую сложность вызывают действия, при которых ребенок настаивает на своем вопреки требованиям взрослых или других детей. С другой стороны, нельзя все время запрещать, нужно умело выводить ребенка из состояния противостояния через примеры и рассуждения, а не запреты или соглашательство.
|