Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Технология интеллектуальной карты в воспитательно –образовательном процессе с дошкольниками» |
Педагогика | |||
Автор: Булгакова Наталья Александровна | |||
17.09.2018 17:50 | |||
Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Технология интеллектуальной карты в воспитательно –образовательном процессе с дошкольниками» БУЛГАКОВА Наталья Александровна старший воспитатель МБДОУ № 8 «Алёнушка» г. Тихорецка Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через поиск и внедрение наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми. Применение в образовательной деятельности метода интеллектуальных карт Тони Бьюзена. Задачи:
Планируемый результат:
Заинтересованность педагогов в необходимости применения технологии интеллектуальной картины в вопитательно – образовательном процессе ДОУ. Ход: (Педагоги рассаживаются в зале на заранее подготовленные 5 подгрупп) Старший воспитатель: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я очень рада Вас видеть на сегодняшнем семинаре –практикуме. Сегодня мы с вами будем говорить о новых подходах по организации воспитательно –образовательного процесса с детьми в ДОУ, которых требует современное общество и которые будут давать максимальный положительный результат, но вот о чем именно мы свами постараемся определить вместе. Я предлагаю вашему вниманию для просмотра две открытых образовательных деятельности по познавательному развитию для детей младшего и старшего дошкольного возраста. Вам необходимо внимательно просмотреть их и проанализировать. Обратите внимание на педагогов их активность, применение методов и приемов в работе с детьми, проанализируйте поведение детей: сохранялся ли у них интерес к деятельности на протяжении всего образовательного процесса, какова их была речевая активность. (просмотр образовательной деятельности) Старший воспитатель: уважаемые коллеги! Что вы можете сказать об этих двух образовательных ситуациях? Как на ваш взгляд, удалось ли решить педагогам поставленные задачи? Какова эффективность данных видов деятельности? (Ответы педагогов) Старший воспитатель: В первой образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Мальчики и девочки» педагог использовала репродуктивные методы (самостоятельный показ, самостоятельное составление образца рассказа, самостоятельный выбор подвижной и пальчиковой игры). Максимальная речевая активность педагога, вопросы к детям направлены на получение простых ответов (да, нет). В качестве заинтересовывающего момента приход двух игрушек –кукол «Кати» и «Вани», но которыми манипулировала сама, не давая в руки детям. На протяжении всей образовательной деятельности отсутствие наглядности. Быстрое угасание интереса воспитанников к содержанию деятельности. В старшем возрасте образовательная деятельность по теме «Собираемся в поход» была направлена на уточнение и углубление знаний детей о туристической деятельности и конкретно о вещах и предметах, которые могут пригодиться в походе. Педагог начала образовательную деятельность с постановки проблемной ситуации «Как вы думаете, что необходимо людям в походе?». Здесь на протяжении всей деятельности преобладала речевая активность воспитанников, задаваемые вопросы были направлены на активизацию мыслительных процессов, на установление причино –следственных отношений, умения делать логические выводы и умозаключения. Познавательный интерес детей сохранялся на протяжении всей деятельности. С помощью наглядности выступал индивидуально у каждого ребенка собранный рюкзачок с вещами. (Педагогами делается вывод что поиск новых форм работы с воспитанниками и внедрение их в воспитательно –образовательный процесс позволяет максимально сделать обучение и развитие эффективным и добиваться решения всех поставленных задач. Большую роль с детьми любого дошкольного возраста оказывает использование наглядных методов и приемов). Старший воспитатель: Уважаемые коллеги! Обратите внимание перед вами лежат (по одному на подгруппу) белые листы бумаги и различные наборы цветных картинок, карточки по определенным темам. Давайте вместе с вами определим как же можно использовать эту наглядность в работе с детьми? (Педагоги рассматривают картинки, формулируют свои предложения: «Приклеить картинки по теме «Овощи» и использовать как обобщающие понятия», «Можно использовать картинки постепенно наклеивая при составлении рассказов», «Можно делать накопительные карты и постепенно их усложнять доклеивая все новые и новые картинки по теме, возвращаясь к этим картам через определенное время») Старший воспитатель: Уважаемые коллеги! А можно ли на одном листе бумаги одновременно разместить картинки нескольких тем? Зачем? И Как? (педагоги пытаются объединить темы «Мой город», «Транспорт», «Архитектура», «Растительный мир», «Достопримечательности нашего города» на одном листе бумаги. Педагоги делаю вывод, что с помощью объединения различных тем на одном листе бумаги можно создать условия для изучения воспитанниками целых систем, успешно формировать знания по целым областям одновременно и по каждой конкретной теме. Воспитанники учатся самостоятельно логически мыслить, рассуждать, устанавливать причинно –следственные связи.) Старший воспитатель: В соответствии с ФГОС предметно –пространственная среда групп должна быть максимально насыщена макетами, схемами, алгоритмами которая максимально сказывается на познавательном, речевом, социально –коммуникативном развитии. Вся информация изображается в графическом виде на большом формате бумаги. Она отражает смысловые связи, причинно –следственные отношения, ассоциативные связи между понятиями и частями. Основателем представленного метода интеллектуальных карт или картин является Тони Бьюзен в 60-70г. 20 века это английский психолог, известный лектор, писатель, консультант специалист по вопросам развития интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. Мыслительная карта (от англ. сл. MindMap) на русский это название можно перевести как умственные или мозговые карты. Встречается также название карты ума, ментальные, интеллектуальные карты – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизируемой графической форме. Карты мышления представляют собой визуальный, целостный образ рассматриваемой проблемы. Другими словами интеллектуальная карта это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление. Первоначально этот метод использовался узкими специалистами, которые занимались вопросами развития памяти и мышления, затем метод стал распространяться. Относительно недавно он пришел в Российскую педагогику и совсем недавно в дошкольное образование. Благодаря кандидату пед. наук Валентине Михайловне Якименко которая предложила использовать этот метод для развития связной речи. В чем же полезность этих интеллектуальных карт?
Существуют определенные требования к составлению интеллектуальных карт. Для создания используются цветные карандаши, маркеры, картинки, ножницы. Главная идея (рисунки, картинки, изображения) располагается в центре страницы. Для каждого ключевого момента отходят от центра в разные стороны направления. Каждая ветвь имеет свой цвет. Её можно обозначить для старших дошкольников – словом, для младших дошкольников – картинкой схемой, ассоциацией. В процессе изучения могут добавляться новые ветви, картинки и символы в уже изученные темы и наглядность представлена в виде объектов и рисунков. Интеллектуальные карты можно использовать в 3 направлениях.
Старший воспитатель: Уважаемые коллеги! Сейчас я вам предлагаю, каждой подгруппе составить свою интеллектуальную карту и рассказать какие же задачи можно решать и для какого возраста детей данная карта предназначена. (Каждая подгруппа педагогов составляет свою интеллектуальную карту а затем рассказывает какие задачи с помощью нее можно решить). В заключении нашего семинара –практикума я хочу сделать вывод: От нашего мастерства, уважаемые коллеги, зависит каким «выпорхнет» ребенок из детского сада: и я верю, он будет творческим, любознательным, мыслящим человеком, готовым осознано делать выбор и нести ответственность за него. Все в наших руках! Спасибо за внимание и сотрудничество!
|