Рабочая программа дополнительного образования из внебюджетных средств «Радужный мир» познавательного направления для детей 3-7 лет |
Педагогика | |||
Автор: Тищенко Татьяна Дмитриевна | |||
18.09.2018 16:39 | |||
Рабочая программа дополнительного образования из внебюджетных средств «Радужный мир» познавательного направления для детей 3-7 лет Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха детский сад № 54 «Чиполлино» Срок реализации — 1 год Составитель: Педагог-психолог Тищенко Т. Д. Городской округ Балашиха Московской области, 2017 г. Пояснительная записка: Нормативно – правовая база:
В программе соблюдены положения законодательных и нормативных документов:
Направленность программы «Радужный мир»:
Программа разработана с учетом требований ФГОС ДО и методических разработок таких авторов: 1. Анна Титарь: Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. Практическое пособие для ДОУ, издательство АРКТИ 2010 г. 2. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. Г. Г. Колос. – М.: АРКТИ, 2006 г. 3. Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5-7 лет. Полифункциональная интерактивная среда тёмной сенсорной комнаты. Издательство Учитель, 2016 г. Новизной программы «Радужный мир» является использование сенсорного оборудования (сухой бассейн, воздушно – пузырьковая колонна, панно «Звездное небо», зеркальный шар, фибро- оптическое волоно, сухой душ) и арт – методов (игротерапия, сказкотерапия, цветотерапия, музыкотерапия, ароматерапия). Впервые понятие «сенсорная комната» было введено М. Монтессори. В ее педагогической системе, основанной на сенсорном воспитании, среда, в которой организуется работа с детьми, рассматривается как специально оборудованное помещение (комната). Сенсорная комната, с точки зрения М. Монтессори, это среда, насыщенная дидактическим материалом для занятий с детьми. Данная программа составлена с углубленным изучением потребностей детей детского сада. Также основой данной программы является концепция А.Н. Леонтьева, где основными критериями анализа психики являются: деятельность, сознание, личность. Актуальность проблемы обусловлена тем, что в настоящее время не все дети усваивают программу детского сада в полном объеме в связи с разным состоянием здоровья. Одним из способов решения данной проблемы является использование возможностей сенсорной комнаты и методов арт-терапии, которая представляет собой организованную особым образом окружающую среду, состоящую из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы. В процессе коррекционной работы с детьми сенсорная комната является важным элементом, т.к. на основе использования различных световых и шумовых эффектов дети расслабляются, нормализуется их мышечный тонус, снижаются проблемы эмоционально-волевой сферы. Здесь создаются условия для тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности ребенка. Данная программа развивает мотивацию здорового поведения ребёнка, становление основного типа мышления, получения знаний об окружающем мире, стимулирует творческую активность. Наиболее актуальной задачей, которую можно решать с помощью сенсорной комнаты, является развитие сенсорных ощущений и на их основе восприятия в целом. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что коррекционно–развивающий эффект занятий проявится в интересе и желании эти занятия продолжать, в стремлении поговорить с педагогом-психологом об услышанном вне занятия. В том, что поведение детей станет улучшаться – эти улучшения они заметят сами. Дети смогут использовать полученные умения в других видах деятельности: в игре, обучении, общении. Цель и задачи программы «Радужный мир»: Основная цель программы – способствование оптимизации общего состояния и поведения детей, а также способствование формированию и развитию высших психических функций (мышление, речь, память, внимание, восприятие) и эмоционально – волевой сферы. Задачи: Младшая и средняя группы (3-5 лет):
Ожидаемые результаты:
Задачи: Старшая и подготовительная (5-7лет):
Ожидаемые результаты:
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что данная программа разработана с учетом потребностей детей нашего детского сада. Сроки реализации программы 1 год. Курс имеет групповую форму работы. Режим курса: 1 раз в неделю, продолжительность: 3-5 лет – 15-20 минут; 5-7 лет — 25-30 минут. Список литературы:
|