Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Педагогическое партнерство ДОО и семьи в формировании ценностей ЗОЖ детей старшего дошкольного возраста
Педагогика
Автор: Лобанова Дарья Юрьевна   
19.07.2018 18:01

Педагогическое партнерство дошкольной образовательной организации в формировании ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.Педагогическое партнерство ДОО и семьи в формировании ценностей ЗОЖ  детей старшего дошкольного возраста

Исследуя данную тему, мною была выделена актуальность проблемы, она связана с ухудшением здоровья страны на современном этапе социогенеза. Возникает насущная необходимость в глубоком переосмыслении сложившихся ранее представлений о методологических подходах к укреплению здоровья людей. Возникают противоречия между потребностью общества в воспитании здоровой личности, с одной стороны, и резким ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения с другой. Так же между имеющимися потенциальными возможностями формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников в процессе педагогического партнерства ДОО и семьи и отсутствием моделей педагогического партнерства ДОО и семьи в данном аспекте. Сегодня в сфере дошкольного образования происходят большие изменения, направленные, прежде всего, на улучшение его качества.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утверждает, в качестве основных, следующие принципы:

  • содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития и их взаимодействия с людьми
  • приобщения детей к традициям семьи, общества и государства.

ФГОС ДОО является основой для реализации Программы, которая направлена на создание форм партнерства и общения, ролевых и межличностных отношений всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию. Выполнение этих требований во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОО.

Одним из требований к реализации программы дошкольного образования является построение партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников в целях осуществления развития каждого ребенка, вовлечения семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс. Работа с семьей – один из самых трудных видов профессиональной деятельности. Сказанному существует целый ряд причин, в том числе проблемы современной семьи, которые, как показывает практика, невозможно решить традиционными методами. А они существенно влияют на самочувствие и благополучие и ребенка, и взрослого. Эта работа требует больших личностных усилий от педагогов, постоянного творческого поиска, пополнения имеющегося багажа знаний.

Педагогическое партнерство предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОО и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о необходимости нововведений в партнерские взаимоотношения ДОО с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОО по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей, нчиная со старшего дошкольного возраста. Все это позволяет рассматривать методическую работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДОО на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим встает вопрос поиска и осуществления современных форм партнерских взаимоотношений ДОО с семьей по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у дошкольников.

Партнерство предполагает более активное участие семьи в процессе ДОО.

Чтобы можно было доб݅ить݅ся поставленных целей, необходимо решить ряд задач:

  1. Совершенствовать стиль партнёрских отношений.
  2. Создать условия для благоприятного климата социального партнерства с родителями.
  3. Активизировать и обогащать воспитательные уме݅ния родителей.
  4. Реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе ФГОС ДОО.

В связи с этим, следует выделить принципы организации взаимодействия с родителями:

1. Открытость детского сада для семьи.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня, вряд ли, принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

3. Создание единой развивающей сре݅ды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в сем݅ье и детском коллективе.

4. Индивидуальный подход.

Он необходим не тол݅ько в работе с детьми, но и в раб݅оте с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чув݅ств݅ова݅ть ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и при݅год݅итс݅я человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, пос݅очу݅вст݅вов݅ать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

5. Динамичность.

Детский сад сегодня должен нах݅оди݅тьс݅я в режиме развития, а не функционирования, представлять соб݅ой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального сос݅тав݅а родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и нап݅рав݅лен݅ия работы детского сада с семьей.

Деятельность в рамках предложенной модели взаимодействия детского сада и семьи предполагает:

  • изучение семьи (ее структуры, психологического климата, принципов семейных отношений, стиля жизни, социального статуса отца и матери, особенностей домашней педагогической системы)
  • изучение (посредством анк݅ети݅ров݅ани݅я) потребностей родителей в участии жизнедеятельности дошкольной организации
  • систематическое проведение дней открытых дверей для семей воспитанников (мамы, папы, бабушки, дедушки)
  • обобщение опыта участия родителей в жизнедеятельности дошкольной организации.

Для сближения родителей с ДОО по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни реализуется ряд программ, предусматривающих общение в семейных клубах, родительских гостиных, проведение совместных праздников, встреч с известными спортсменами. Большую роль играют практические формы участия родителей в деятельности учреждения совместно с детьми, например проекты, направленные на формирование ценностного отношения к ЗОЖ.

Реализация модели педагогического партнерства позволяет добиться следующих результатов:

  • создание эмоционально-психологического комфорта содержания ребенка в детском саду в условиях максимально приближенных к семейным
  • достижение единых ценностных ориентаций у педагогов и родителей
  • снижение количества неблагополучных семей и педагогической запущенности в воспитании детей
  • признание значимости социальной и педагогической роли семьи в жизни ребенка
  • повышение педагогической, психологической и правовой грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста
  • гармонизация детско-родительских отношений
  • повышение уровня включенности родителей в деятельность ДОО
  • эмоциональная взаимоподдержка, атмосфера взаимопонимания, общность интересов
  • контроль родителей за деятельностью дошкольной организации
  • сотрудничество родителей дошкольного возраста с ДОО

Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка-дошкольника.

В силу этого возникает потребность в создании гибких социально-педагогических технологий здоровье сберегающего обучения и воспитания личности в условиях государственных воспитательно-образовательных учреждений. Использование педагогами наиболее эффективных технологий позволит сформировать основы здорового образа жизни, развить у ребенка чувство сопереживания другим людям, определенные навыки саморегуляции.

Одновременно с использованием инновационных технологий важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает

детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию.

Одинаковые формы взаимодействия с родителями не эффективны. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО. Необходимо разработать такие новые формы и методы работы с родителями, которые могли бы отвечать задачам ДОО, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов. Целью работы с родителями, является не передача им научных психолого-педагогических знаний, а формирование у них «педагогической компетенции» и коррекция их педагогической позиции, позволяющая понимать своего ребенка, строить правильно общение с ним и совместную деятельность. Для этого педагогам дошкольных образовательных организаций необходимо выстраивать свою оригинальную модель взаимодействия с родителями, направленную на формирование ценностей здорового образа жизни у дошкольников. Основой модели должно быть не только воспитание физически крепкого ребёнка, но и цельной личности с устойчивой нервной системой, готовой к успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, к интеграции в обществе.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

  1. создать развивающую среду — пространство самореализации;
  2. помочь ребёнку накопить необходимый опыт и знания для успешного выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы по укреплению его физического и психического здоровья;
  3. сформировать через активную деятельность здоровый организм ребенка его динамическое и устойчивое состояние к экстремальным ситуациям;
  4. стимулировать дошкольника включиться в процесс физического развития и двигательной активности, побуждать его к самопознанию и одновременно создавать условия для внутренней активности личности;
  5. направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на развитие и закаливание организма ребенка;
  6. формировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья. Организуя педагогическое партнерство педагогов и родителей в формировании здорового образа жизни, необходимо найти ответы на вопросы: «Как заинтересовать родителей?», «Какие формы взаимодействия необходимо разработать?» Для достижения поставленной цели, формирования потребности здорового образа жизни воспитанников и их

родителей реализуются следующие формы работы: дни открытых дверей, презентация спортивных достижений членов семьи, совместное участие в спортивных состязаниях, праздниках, оформление информационных стендов, консультационная служба «Семья», туристические походы, прогулки. Таким образом, в результате работы по формированию потребности здорового образа жизни воспитанников и их семей повышается интерес родителей к двигательной активности своих детей, прослеживается динамика роста физических качеств. Снижается процент простудных заболеваний. Становится реальностью готовность родителей к конструктивным партнерским взаимоотношениям с сотрудниками ДОО, осознанное отношение к многообразию своих воспитательных функций в семье. У детей появляется устойчивый интерес к постоянным физическим упражнениям, семейным традициям в сфере физического воспитания, формируется понятие о вредных привычках и негативное отношение к ним. Изучение психолого-педагогической литературы по исследуемой мной проблеме позволило сделать вывод, что без активного взаимодействия в системе «ребенок — родитель — педагог» невозможно эффективное развитие здорового ребенка.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год