Педагогическое партнерство ДОО и семьи в формировании ценностей ЗОЖ детей старшего дошкольного возраста |
Педагогика | |||
Автор: Лобанова Дарья Юрьевна | |||
19.07.2018 18:01 | |||
Педагогическое партнерство ДОО и семьи в формировании ценностей ЗОЖ детей старшего дошкольного возраста Исследуя данную тему, мною была выделена актуальность проблемы, она связана с ухудшением здоровья страны на современном этапе социогенеза. Возникает насущная необходимость в глубоком переосмыслении сложившихся ранее представлений о методологических подходах к укреплению здоровья людей. Возникают противоречия между потребностью общества в воспитании здоровой личности, с одной стороны, и резким ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения с другой. Так же между имеющимися потенциальными возможностями формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников в процессе педагогического партнерства ДОО и семьи и отсутствием моделей педагогического партнерства ДОО и семьи в данном аспекте. Сегодня в сфере дошкольного образования происходят большие изменения, направленные, прежде всего, на улучшение его качества.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утверждает, в качестве основных, следующие принципы:
ФГОС ДОО является основой для реализации Программы, которая направлена на создание форм партнерства и общения, ролевых и межличностных отношений всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию. Выполнение этих требований во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОО. Одним из требований к реализации программы дошкольного образования является построение партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников в целях осуществления развития каждого ребенка, вовлечения семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс. Работа с семьей – один из самых трудных видов профессиональной деятельности. Сказанному существует целый ряд причин, в том числе проблемы современной семьи, которые, как показывает практика, невозможно решить традиционными методами. А они существенно влияют на самочувствие и благополучие и ребенка, и взрослого. Эта работа требует больших личностных усилий от педагогов, постоянного творческого поиска, пополнения имеющегося багажа знаний. Педагогическое партнерство предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений. Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОО и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о необходимости нововведений в партнерские взаимоотношения ДОО с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОО по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей, нчиная со старшего дошкольного возраста. Все это позволяет рассматривать методическую работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДОО на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим встает вопрос поиска и осуществления современных форм партнерских взаимоотношений ДОО с семьей по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у дошкольников. Партнерство предполагает более активное участие семьи в процессе ДОО. Чтобы можно было доб݅ить݅ся поставленных целей, необходимо решить ряд задач:
В связи с этим, следует выделить принципы организации взаимодействия с родителями: 1. Открытость детского сада для семьи. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие. 2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня, вряд ли, принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях. 3. Создание единой развивающей сре݅ды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в сем݅ье и детском коллективе. 4. Индивидуальный подход. Он необходим не тол݅ько в работе с детьми, но и в раб݅оте с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чув݅ств݅ова݅ть ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и при݅год݅итс݅я человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, пос݅очу݅вст݅вов݅ать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации. 5. Динамичность. Детский сад сегодня должен нах݅оди݅тьс݅я в режиме развития, а не функционирования, представлять соб݅ой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального сос݅тав݅а родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и нап݅рав݅лен݅ия работы детского сада с семьей. Деятельность в рамках предложенной модели взаимодействия детского сада и семьи предполагает:
Для сближения родителей с ДОО по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни реализуется ряд программ, предусматривающих общение в семейных клубах, родительских гостиных, проведение совместных праздников, встреч с известными спортсменами. Большую роль играют практические формы участия родителей в деятельности учреждения совместно с детьми, например проекты, направленные на формирование ценностного отношения к ЗОЖ. Реализация модели педагогического партнерства позволяет добиться следующих результатов:
Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка-дошкольника. В силу этого возникает потребность в создании гибких социально-педагогических технологий здоровье сберегающего обучения и воспитания личности в условиях государственных воспитательно-образовательных учреждений. Использование педагогами наиболее эффективных технологий позволит сформировать основы здорового образа жизни, развить у ребенка чувство сопереживания другим людям, определенные навыки саморегуляции. Одновременно с использованием инновационных технологий важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию. Одинаковые формы взаимодействия с родителями не эффективны. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО. Необходимо разработать такие новые формы и методы работы с родителями, которые могли бы отвечать задачам ДОО, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов. Целью работы с родителями, является не передача им научных психолого-педагогических знаний, а формирование у них «педагогической компетенции» и коррекция их педагогической позиции, позволяющая понимать своего ребенка, строить правильно общение с ним и совместную деятельность. Для этого педагогам дошкольных образовательных организаций необходимо выстраивать свою оригинальную модель взаимодействия с родителями, направленную на формирование ценностей здорового образа жизни у дошкольников. Основой модели должно быть не только воспитание физически крепкого ребёнка, но и цельной личности с устойчивой нервной системой, готовой к успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, к интеграции в обществе. Для этого необходимо решить следующие задачи:
родителей реализуются следующие формы работы: дни открытых дверей, презентация спортивных достижений членов семьи, совместное участие в спортивных состязаниях, праздниках, оформление информационных стендов, консультационная служба «Семья», туристические походы, прогулки. Таким образом, в результате работы по формированию потребности здорового образа жизни воспитанников и их семей повышается интерес родителей к двигательной активности своих детей, прослеживается динамика роста физических качеств. Снижается процент простудных заболеваний. Становится реальностью готовность родителей к конструктивным партнерским взаимоотношениям с сотрудниками ДОО, осознанное отношение к многообразию своих воспитательных функций в семье. У детей появляется устойчивый интерес к постоянным физическим упражнениям, семейным традициям в сфере физического воспитания, формируется понятие о вредных привычках и негативное отношение к ним. Изучение психолого-педагогической литературы по исследуемой мной проблеме позволило сделать вывод, что без активного взаимодействия в системе «ребенок — родитель — педагог» невозможно эффективное развитие здорового ребенка.
|