ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО |
Педагогика | |||
Автор: Зайцева Ю.В., Бурмицкая Н.Н., Патокина Т.Н. | |||
13.07.2018 17:31 | |||
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО Авторы: Зайцева Ю.В., Бурмицкая Н.Н., Патокина Т.Н. МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 19 п. Разумное Белгородского района Белгородской области" Дошкольное воспитание играет важную роль в развитии ребенка. Основы воспитания закладываются в семье. И очень важно, насколько будут едины основы воспитания семьи и дошкольного учреждения. За многовековую историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Современная наука единодушна в том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность не сравнимы ни с каким воспитанием.
Семейное воспитание не обеспечивает всей полноты условий для гармоничного и разностороннего развития личности. Поэтому сегодня речь идет не о замене домашнего воспитания общественным или наоборот, а об их взаимодополняемости в созидании личности ребенка, о сотрудничестве родителей и профессиональных педагогов. Условием достижения качества дошкольного образования является консолидация родительской и образовательной общественности. Одной из главных задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Семейный кодекс РФ гласит: «Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами». Поэтому основные принципы дошкольного учреждения должны быть направлены на содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; сотрудничество с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Некоторые основные принципы ДО:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены следующие принципы:
В основе единства взглядов семьи и коллектива дошкольного учреждения у ребенка вырабатывается активное поведение на занятиях, тщательное выполнение заданий, поставленных воспитателем. Чтобы у детей не пропал интерес к познанию нового, необходимо поддерживать это желание. Развивать его мыслительные процессы с раннего детства, интересоваться, что нового он узнал сегодня в детском садике. Практика показывает, что дети с желанием стараются выполнять все задания, рисунки и поделки, когда родители ежедневно интересуются, чем они занимались в детском садике, что делали, что слышали. Дети хотят показать свои первые достижения, даже похвастаться своими умениями. И важно выслушать их в этот момент. Родители способны поддержать и даже развить интерес ребенка к познанию нового. Как семья, так и детский сад, по-своему дают ребенку социальный опыт и их согласованная работа, взаимопонимание, взаимопомощь создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Целью педагогического коллектива является заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад – семья». Данная цель реализуется через установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника; на уважении каждого ребенка и его родителей; поддержании уверенности родителей в собственных педагогических возможностях; активизации и обогащении воспитательных умений родителей. Важно создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, объединить усилия для развития и воспитания детей. Для эффективного взаимодействия воспитателя с родителями необходимо выстраивать свое общение с родителями как с единомышленниками в вопросах воспитания и образования детей, относится к детям и родителям искренне и доброжелательно. У педагога должна быть заинтересованность в решении проблем дошкольников. Работы должна вестись систематически. Различные формы и методы работы:
Семейные праздники. Направлены на решение различных задач. Это развитие у взрослых способности различать эмоциональные состояния детей, облегчение общения между детьми и взрослыми. Приобретение опыта родителями для проведения праздников семейных, учитывая рекомендации специалистов и педагогов. Семейный театр, как творческое объединение нескольких семей и педагогов (воспитателя, музыкального руководителя) может быть создан при поддержке работников культуры. Традиции. В первую очередь в сознании маленького ребенка откладываются традиции отношений, которые существуют в семье между родителями, у ребенка формируются вкусы, привычки, подобные взрослым задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь поведение детей идет по принципу копирования. Информация для родителей. Чтобы родители проявляли больший интерес к воспитательной работе педагогов, они должны иметь возможность приобщиться к деятельности детского сада, видеть результаты творчества своих детей. Эффективной информационно — просветительской формой работы коллектива считается создание сайта дошкольного учреждения. У родителей формируется представление о сфере деятельности детского сада:
Взаимоконсультирование — это сотрудничество родителей друг с другом: помощь более опытных родителей начинающим. Обмен литературой — можно организовать библиотеку внутри детского сада, и предложить родителям использовать семейные библиотеки друг друга. Ящик для предложений – коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениям, что позволяет им делиться своими мыслями с воспитателями, а вам узнать новое о них самих и их детях. Дошкольная организация оказывает помощь, осуществляя педагогическое просвещение родителей и проводя систематическую индивидуальную работу по вопросам развития, обучения и воспитания детей. Такая система работы дает возможность повысить педагогическую компетентность родителей. У них формируется понимание того, что для благоприятного развития ребенка надо пробовать, искать, учиться, меняться самим. Включение семьи в жизнь детского сада позволяет родителям посмотреть на других детей, на своего ребенка со стороны, найти интересное для ребенка содержание и адекватные для его развития формы обучения. Это позволяет родителям взглянуть на мир глазами ребенка, лучше понимать его, надлежащим образом общаться и взаимодействовать с ним.
|