Модифицированная программа «Школа мяча» (6 – 7 лет) |
Педагогика | |||
Автор: Сильченок Светлана Ивановна | |||
05.07.2018 23:33 | |||
Модифицированная программа «Школа мяча» (6 – 7 лет) Образовательная область: физическое развитие. Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа (ДОП) «Школа мяча» разработана в соответствии: — ФГОС ДО №1155 от 17 октября 2013г.; — ФЗ «Об образовании в РФ» №273 от 29. 12. 2012 г.; — Конвенцией ООН о правах ребёнка; — Законом РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»; — Приказом МО РФ и МЗ РФ «Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту №2715/227/166/19 от 16. 07. 2002 г. «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ». Данная программа написана на основании программы «Физическая культура дошкольникам» Л.И. Пензулаевой и элементами программы «Школа мяча» Н.И. Николаевой. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в работе по развитию двигательных качеств, формированию элементов бега, прыжков, подаче мяча, его ловле и т.д., развитию морально-волевых качеств и эмоционального состояния.
Актуальность: Данные статистики, факты из медицинской практики говорят о том, что многие дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к выраженным функциональным нарушениям в организме: снижение силы и работоспособности скелетной мускулатуры влечёт за собой нарушение осанки, координации движений, выносливости, гибкости и силы, плоскостопие, вызывает задержку возрастного развития. Чтобы удовлетворить потребность детей в двигательной активности в детском саду необходимо проводить дополнительные кружки по физическому развитию. Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячом различного объёма развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработки хорошей осанки. Поэтому работа с мячом занимает одно из главных мест в физкультурно-оздоровительной работе с детьми. Проблема: Поверхностный интерес родителей и детей к играм с мячом; дефицит движений у детей дошкольного возраста. Цель: Вовлечение детей дошкольного возраста и родителей в активную физическую и спортивную деятельность. Обогащение двигательного опыта детей 6-7 года жизни Задачи: Оздоровительные:
Образовательные:
Воспитательные:
Правила техники безопасности:
Форма обучения: специально организованные занятия; игровые упражнения, групповые, подгрупповые и индивидуальные упражнения по овладению техникой игры с мячом. Количество занятий: 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц, 36 занятий в учебном году (с 1 недели сентября по май). Итогом детской деятельности могут служить физкультурные досуги, праздники, развлечения. Срок реализации: 1 год. Форма подведения итогов: 1. Диагностическое обследование детей по усвоению программы 2. Итоговое занятие с участием родителей игры Пионербол. Организационно-методические указания к проведению занятий с мячом Занятия рассчитаны на детей 6-7 лет, продолжительность занятий 30 минут, проводятся 1 раз в неделю в спортивном зале или на спортивной площадке, состоят из 3 частей. Этапы освоения работы с мячом: 1 этап – подготовительный. Основной его задачей является формирование координированности движений, умения видеть мяч и быстро реагировать на его полёт. Для решения этой задачи включаются следующие упражнения:
Работа с родителями:
Наглядная информация для родителей:
Непосредственно образовательная деятельность Занятие 1 — 4. Знакомство с мячом. (Сентябрь) Задачи:
Оборудование: мячи резиновые по количеству детей, кегли, набивные мячи. Содержание и методика проведения. Первая часть. 1. Ходьба друг за другом. Взять мячи по очереди из корзины. 2. Толкнуть лежащий мяч, догнать и поднять его. Упражнение выполняют все дети одновременно (4-6 раз). 3. Катание мяча одной рукой вокруг предметов. Построить детей в 4-6 колонн, расставить напротив каждой колонны 4-6 набивных мячей или других предметов. Катать мяч левой и правой рукой, наклонившись. Вторая часть. 1. Игра «Подбрось — поймай». Все дети бросают мячи как можно выше и ловят их. Ловить можно после отскока мяча от пола или на лету. 2. Удары мяча о землю и ловля его двумя руками. Третья часть. Игра «Сбей кеглю». Дети становятся на линию, в 2-3 м от которой находятся 3-4 кегли. Мяч можно прокатывать, бросать любым способом. Задание выполняют 3-4 ребёнка одновременно (3 мин). Игра-эстафета малой подвижности «Не урони мяч». Дети образуют два круга. У одного из детей в каждом кругу в руках находится мяч, они – водящие. По сигналу инструктора дети начинают быстро передавать мяч по кругу. Получив мяч обратно, водящий поднимает мяч вверх. Команда, у которой мяч быстрее описал круг, становится победителем. Занятие 5 – 8. (Октябрь) Задачи: -учить детей бросать мяч вверх, о землю и ловить его двумя руками; — учить перебрасывать мяч через волейбольную сетку; — воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Оборудование: мячи среднего размера по количеству детей, волейбольная сетка. Содержание и методика проведения Первая часть. Увлекательная разминка 1. Ходьба в колонне по одному на носках, руки вверх. Ходьба на пятках, руки за голову. Ходьба: одна нога на пятке, другая на носке. Бег. Боковой галоп правым и левым боком. Ходьба «Раки». Бег спиной вперёд. Ходьба Медвежата». Обычная ходьба. Вторая часть. 1. Бросать мяч вверх и ловить его двумя руками. Напоминаем детям, что мяч должен лететь прямо вверх и нужно следить за его полётом. Ловить мяч надо двумя руками и не прижимать его к груди (12-15 раз подряд). 2. Бросать мяч об пол и ловить его двумя руками. Рассчитывать силу броска (10-12 раз). 3. Перебрасывать мяч через сетку, натянутую выше головы ребёнка (по 6-8 раз). По обе стороны сетки встают по 5-6 человек. У детей, стоящих с одной стороны сетки, в руках мячи. Инструктор даёт указание, как надо бросать мяч (снизу, от груди, из-за головы). Ребята указанным способом перебрасывают мяч через сетку своим партнёрам. Стоящие на другой стороне дети ловят мяч и бросают его обратно (обязательно тем же способом). Третья часть. Игра малой подвижности «Не урони мяч». Дети образуют два круга. У одного из детей в каждом кругу в руках находится мяч, они — водящие. По сигналу инструктора дети начинают быстро дети начинают быстро передавать мяч по кругу. Получив мяч обратно, водящий поднимает мяч вверх. Команда, у которой мяч быстрее описал круг, становится победителем. Занятие 9-12 (ноябрь) Задачи:
Оборудование: мячи резиновые по количеству детей, свисток. Содержание и методика проведения. Первая часть. Разновидности ходьбы (на носках, с разным положением рук; на пятках, спиной вперёд; в полуприседе; пятки вместе, носки врозь; носки вместе, пятки врозь). Ходьба на четвереньках ( «Раки», «Слоники»). Разновидности бега (с захлёстыванием голени назад; галопом: правым и левым боком; с высоким подниманием коленей, с прямыми ногами). Вторая часть. 1-я – 2-я неделя выполняется фронтально по 10 раз. 1. Подбрасывание и ловля мяча одной рукой. 2. Забрасывание мяча в баскетбольное кольцо с места. 3. Ведение мяча и бросок в кольцо. Перестроение детей в пары. 4. Перебрасывание мяча друг другу в парах разными способами, не давать мячу упасть на пол. 3-я – 4-я неделя. 1. Бросок в кольцо в прыжке вверх. 2. Бросок в кольцо одной рукой. 3. Перебрасывание мяча друг другу в парах с совершением удара мячом об пол. Руки с мячом вверху. С силой ударить мячом об пол. Стараться, чтобы работали только кисти, а сами руки оставались вверху. 4. Перебрасывание мяча через сетку одной и двумя руками. Третья часть. Малоподвижная игра «Будь внимателен» (3-4 мин). Дети становятся в кружок, в середине его ведущий (воспитатель). Ведущий бросает мяч кому-либо из круга, применяя обманные действия, и тот должен поймать мяч. Не поймавший мяч получает штрафное очко. Напомнить детям, как надо принимать мяч. Рассчитывать силу броска. Если мяч перелетает, сделать шаг назад и поймать его. Если мяч не долетает, сделать шаг вперёд и поймать его. Если мяч летит в сторону, сделать шаг в сторону и поймать его. Занятие 13-16 (декабрь) Задачи:
Оборудование: мячи по количеству детей, сетка, свисток, скакалки по количеству детей. Содержание и методика проведения. Первая часть. 1. Ходьба на носках, руки в стороны. Ходьба на пятках, руки за голову. Подскоки. Ходьба в полуприседе, руки вверх. Бег с изменением направления. Ходьба с крестным шагом: боком. Бег с прямыми ногами вперёд. Ходьба «Раки». Бег с захлёстыванием голени назад. Ходьба: пятки вместе, носки врозь. Быстрый бег (2 круга). Ходьба «Медвежата». Обычная ходьба. Вторая часть. 1-я – 2-я неделя. Дети стоят парами и выполняют упражнения по 10 раз. 1. Бросок и ловля мяча после хлопков. 2. Бросок друг другу снизу. 3. Бросок друг другу из-за головы. 4. Бросок друг другу от груди. 5. Бросок об пол, ловля мяча после отскока. 6. Боковой галоп парами с передачей мяча друг другу от груди. 3-я – 4-я неделя. 1. Броски мяча парами через волейбольную сетку. 2. Прыжки вверх возле сетки, отталкиваясь двумя ногами, руками стараясь достать верхний край сетки (2 подхода по 10 прыжков подряд с отдыхом между подходами). 3. Броски мяча одной рукой на дальность через сетку. Третья часть. Малоподвижная игра «Необычный художник». У каждого ребёнка в руках скакалка. По сигналу дети выкладывают какую-либо фигуру из скакалки на полу. Воспитатель определяет победителя. Занятие 17-20 (январь) Задачи: - совершенствовать броски и ловлю мяча двумя руками, перебрасывание мяча через волейбольную сетку; — продолжать учить передавать мяч от груди во время движения боковым галопом и бросать мяч в кольцо. Оборудование: мячи по количеству детей, сетка, мячи малые по количеству детей, 5-6 разных предметов для игры. Содержание и методика проведения. Первая часть. Ходьба на носках. Ходьба на пятках, спиной вперёд, руки к плечам. Бег спиной вперёд. Ходьба «Пауки». Бег с захлёстыванием голени назад. Бег с прямыми ногами вперёд. Ходьба: носки вместе, пятки врозь. Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд. Ходьба: одна нога пятке, другая на носке. Галопом: правым и левым боком. Ходьба «Раки». Бег, меняя направление движения по сигналу инструктора. Обычная ходьба. Вторая часть. 1-я – 2-я неделя дети выполняют упражнения фронтально по 10 раз. 1. Бросок мяча вверх одной рукой, ловля двумя руками. 2. Бросок об пол одной рукой, ловля двумя. 3. Забрасывание мяча в кольцо. 3-я – 4-я неделя дети выполняют упражнения в парах. 1. Броски и ловля мяча в движении парами. 2. Перебрасывание мяча через волейбольную сетку разными способами. Третья часть. Малоподвижная игра «Попади в мяч». Дети становятся по кругу. В середине круга – мяч. После указания воспитателя один ребёнок закрывает глаза. Идёт к мячу и старается попасть ногой по мячу. Удар по мячу должен быть таким, чтобы не попасть в стоящих напротив детей. Занятие 21 – 24 (февраль). Задачи:
Оборудование: мячи по количеству детей, сетка, свисток. Содержание и методика проведения. Первая часть. 1. Ходьба в колонне по одному на носках, руки вверх. Ходьба на пятках, руки за голову. Ходьба: одна нога на пятке, другая на носке. Бег. Боковой галоп правым и левым боком. Ходьба «Раки». Бег спиной вперёд. Ходьба Медвежата». Обычная ходьба. Вторая часть. 1-я – 2-я неделя выполнение упражнений в парах по 10 раз. 1. Бросание и ловля мяча одной рукой в парах (1. 5 м). 2. Перебрасывание и ловля мяча стоя на коленях разными способами. 3-я – 4-я неделя. 1. Броски мяча парами игроков через волейбольную сетку. 2. Обучение игре в волейбол без подачи. Третья часть. Игра малой подвижности «Вперёд с мячом». Сесть на пол, мяч зажать между ступнями ног, руками опираться об пол сзади. Вместе с мячом продвигаться вперёд, не отпуская мяч, на расстояние примерно 3 м. Занятие 25-28 (март). Задачи: - учить детей не ловить мяч, а отбивать его; — повторить упражнения с мячом в движении; — отрабатывать подачу, бросая мяч одной рукой через сетку; — учить играть в волейбол. Оборудование: мячи по количеству детей, сетка, мешочки с песком по количеств детей. Содержание и методика проведения. Первая часть. Увлекательная разминка. Ходьба на носках, руки в стороны. Ходьба на пятках, руки на пояс. Лёгкий бег. Ходьба в полуприседе, руки за голову. Боковой галоп правым и левым боком. Ходьба: одна нога на пятке, другая на носке. Бег с высоким подниманием колен. Ходьба «Медвежата». Бег с захлёстыванием голени назад. Ходьба приставным шагом. Прыжки на левой –правой ноге. Ходьба» Раки». Бег с прямыми ногами вперёд. Обычная ходьба. Вторая часть. 1-я- 2-я неделя дети выполняют упражнения фронтально по 10 раз. 1. Броски мяча вверх и ловля его в движении по кругу. 2. Броски мяча о землю и ловля в движении по кругу. 3. Метание в вертикальную цель. 4. Обучение игре в волейбол без подачи. 3-я – 4-я неделя работа детей в парах. 1. Работа с мячом в парах. (Мяч предлагается не ловить, а отбивать его толчком двух ладоней сверху в нужном на правлении). 2. Бросок мяча на дальность одной рукой сверху через сетку (отрабатывание подачи). 3. Обучение игре в волейбол с подачей. Третья часть. Игра «Не урони мешочек». Дети стоят на одной ноге, вторую согнув в колене и положив на колено мешочек. Стараются устоять, не теряя равновесия. Мешочки кладут на колено по сигналу инструктора. Занятие 29 – 32 (апрель). Задачи: — продолжать учить детей ловить мяч двумя руками; — подавать подачу, бросая мяч одной рукой через сетку; — учить играть в пионербол. Оборудование: мячи по количеству детей, волейбольная сетка, свисток. Содержание и методика проведения. Первая часть. Увлекательная разминка. 1. Ходьба на носках, руки вверх. Ходьба на пятках, руки на пояс. Лёгкий бег. Ходьба «Пауки». Прыжки на двух ногах. Ходьба скрестным шагом вперёд. Бег с высоким подниманием колен. Ходьба «медвежата». Бег с захлёстыванием голени назад. Ходьба приставным шагом. Ходьба «Раки». Бег с прямыми ногами вперёд. Обычная ходьба. Вторая часть. Игра «Пионербол». Каждая команда состоит из пяти играющих на площадке и нескольких запасных. Воспитатель следит за выполнением правил игры: даёт сигналы при нарушениях правил игроками, засчитывает мячи, заброшенные соперникам, решает спорные мячи, контролирует время игры. Игра состоит из двух пятиминутных таймов, между которыми даётся пятиминутный перерыв. Во время перерыва и в конце игры проводится малоподвижная игра с мячом (продолжительностью 3 – 4 мин): игра «Сделай фигуру», «Будь внимателен». При попадании мяча на сторону соперников команде начисляется 2 очка. Игра может закончиться победой одной из команд или ничьей. Третья часть. Обычная ходьба. Занятие 33 – 36 (май). Игра «Футбол». Цель игры: забросить как можно больше мячей в ворота соперника, а после потери мяча, защищать свои, соблюдая при этом правила игры. Оборудование: футбольный мяч, ворота (2), свисток, отличительные знаки для игроков, которые они надевают на майки спереди и сзади. Ход игры. Первая часть. Увлекательная разминка. Ходьба на носках. Ходьба на пятках, спиной вперёд, руки к плечам. Бег спиной вперёд. Ходьба «Пауки». Бег с захлёстыванием голени назад. Бег с прямыми ногами вперёд. Ходьба: носки вместе, пятки врозь. Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд. Ходьба: одна нога пятке, другая на носке. Галопом: правым и левым боком. Ходьба «Раки». Бег, меняя направление движения по сигналу инструктора. Обычная ходьба. Вторая часть. Игра. Каждая команда состоит из 5-8 детей и нескольких запасных. Игра продолжается 30 минут. Время игры делится на две половины по 15 мин с пятиминутным перерывом. В конце игры проводится малоподвижная игра (продолжительностью 3 – 5 мин) с целью приведения организма ребёнка в более спокойное состояние. Малоподвижная игра «Попади в мяч». Игроки имеют право вести мяч ногой, передавать его ногами товарищу по игре, забивать мяч в ворота. Задача игроков противоположной команды – не пропускать противника к своим воротам и не давать забить мяч. Третья часть. Обычная ходьба. Используемая литература:
|