Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Виды мастер-классов использующиеся в работе ДОУ
Педагогика
Автор: Славгородская Олеся Анатольевна   
17.06.2018 13:54

Виды мастер-классов использующиеся в работе ДОУВиды мастер-классов использующиеся в работе ДОУ

Во все времена в дошкольном образовании при взаимодействии с семьёй использовались мастер-классы, потому что это одна из самых эффективных форм взаимодействия с семьёй воспитанников.

На современном этапе развития образования актуальным становится выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта. Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта является такая современная форма методической работы как мастер-класс.

В первую очередь, мастер-класс – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.

 

Мастер–класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера (под Мастером подразумевается педагог ДОУ, ведущий мастер-класс).

Указанная форма методической работы является эффективным приемом передачи опыта обучения и воспитания, т.к. центральным звеном является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

Обобщая сказанное, можно выделить важнейшие особенности мастер–класса, а именно:

  1. Новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы.
  2. Метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями.
  3. Создание условий для включения всех в активную деятельность.
  4. Постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций.
  5. Приемы, раскрывающие творческий потенциал, как Мастера, так и участников мастер-класса.
  6. Формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам.
  7. Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.
  8. Форма взаимодействия – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии его проведения главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работ – одна из важнейших задач педагога ДОУ. Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию. Это достаточно технологически сложный процесс с определенными требованиями к его организации и проведению.

Примерный алгоритм проведения мастер-класса:

  • выделение проблемы
  • панель
  • объединение в группы для решения проблемы
  • работа с материалом
  • представление результатов работы
  • обсуждение и корректировка результатов работы

Мастер-классы делятся на 6 основных групп:

  1. группа: Обучающие мастер-классы – это мастер-классы, посвящённые обучению родителей и воспитанников.
  2. группа: Художественно-эстетические мастер-классы направленные на формирование эстетического вкуса, как у родителей, так и у воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста.
  3. группа: Тематические мастер-классы – этот вид работы посвящён определённой дате (например, 8 Марта, 23 Февраля и т.д.).
  4. группа: Досуговые, или развлекательные мастер-классы – это именно та форма работы, которая направлена на отдых и развлечения.
  5. группа: Крупногабаритные мастер-классы – это когда все воспитанники и их родители создают один проект на всех.
  6. группа: Анимационные мастер-классы – это когда под руководством воспитателя, родителя и дошколята создают мультфильм или творческий ролик.

Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса:

  1. Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике дошкольного образования.
  2. Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идеи). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.
  3. Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике.
  4. Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включение каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.
  5. Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).
  6. Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
  7. Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации (“разрыва”), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).
  8. Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.
  9. Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

Использование данных методических рекомендаций позволит, на наш взгляд, обеспечить качественную подготовку и эффективное проведение мастер-классов в рамках распространения педагогического опыта работников дошкольной системы образования.

При работе с каждым дошкольным возрастом педагог ДОУ сам выбирает форму взаимодействия с семьёй воспитанников, но самая эффективная форма – это форма мастер-класса на определённую тему. Как доказано многими педагогами, что именно формы мастер-классов более интересны при работе с семьями.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год